search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Юности честное зерцало. Реальная цель – дать школьнику базовое образование и культуру

Когда говорят об общих целях воспитания школьника, то имеют в виду, что реализовать их не может только учитель-предметник, только классный руководитель, только родители. Формирование личности проходит под влиянием всех институтов воспитания вместе.

Продолжение. Начало в №31 за 2008 год

2. Цели воспитания

Цель воспитания – это некий идеал, к которому стремятся и общество, и отдельные воспитатели. Поэтому ниже речь пойдет именно о таких ориентирах, которые должен иметь и классный руководитель, и семья, и любой другой педагог.

Антон Семенович Макаренко неоднократно подчеркивал: цели воспитания не могут быть выведены ни из чего другого, кроме как из общественных потребностей. Однако надо учитывать и то, что цели воспитания не могут быть представлены в виде педагогического пересказа политических установок. Решительно все в воспитании должно преломляться через экономические возможности сегодняшней школы, положение и мастерство учителя, психологию ученика, позицию педагогической общественности, учитывать материальные, культурно-исторические реальности, семейные идеалы, национальные традиции, социальную ситуацию в целом и, конечно, ни в коем случае не игнорировать недостатки образованности и воспитанности людей. Иначе говоря, основанием для выработки целей воспитания сегодня становится наряду с общественной потребностью практическая их достижимость, реализм.

В этом смысле программная задача – формирование гармонической, всесторонне развитой личности – должна рассматриваться в качестве идеальной цели, к которой стремятся и общество, и школа. Но цели, как известно, бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества уже сейчас? Ответим честно: возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развить свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладел физической и духовной культурой (а не просто познакомился с ней), чтобы трудился в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и где он мог бы раскрыть весь свой творческий потенциал, – таких возможностей пока нет.

Чтобы обеспечить, скажем, полноценное физическое здоровье и развитие школьника, нужны соответствующие условия не в отдельных, а во всех школах без исключения (спортивные залы, стадионы, бассейны, хорошее спортивное оборудование) и время для занятий. Для умственного, эстетического воспитания тоже нужны экономические предпосылки, нужны учителя – не какие придется, а только способные и отлично подготовленные; нужно, чтобы в классах по всем предметам учили детей не по 40-45, а по 10-15 человек; нужны учебно-наглядные пособия не из XIX, а из XXI века, персональные компьютеры для каждого ученика и т.д., и т.п.

Философы не мыслили всестороннее развитие человека вне трудового, профессионального обучения и политехнического воспитания. И здесь нам далеко еще до идеала! По сути дела, мы, говоря спортивным языком, не взяли пока планку технологии трудового обучения даже в лучших городских школах, а что говорить о глубинках? Причин здесь много. Одна из них – частые фальстарты. Наша промышленность только начала проводить модернизацию производства, а мы поспешно утверждали, будто ведем политехническое обучение. На какой базе?

Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имеют в виду лишь создание материальных условий для занятий детей той или иной деятельностью. Скажем, ходит подросток в школу, изучает математику, физику, биологию, литературу – значит получает умственное развитие. Но так ли это? Это лишь внешняя сторона проблемы. Суть же дела в качестве, в содержании образования; в том, чему и как учат детей. Если методика основана на зубрежке, на запоминании фактов, а не логико-аналитическом, проблемном обучении в сочетании с чувственным опытным познанием, то разве это предпосылка для умственного развития? Оно остается весьма далеко от того идеала, который прописан в «теории всестороннего развития».

Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в результате школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.

В понимании целей образования и воспитания нам пора отказаться от формализма и встать на реальную почву. Кому приносит пользу самообман? Он не нужен ни обществу, ни личности тем более. Вот почему столь актуален сегодня разговор о базовом образовании как о ближайшей перспективе, том минимуме, который необходим каждому и который государство, общество могут и должны реально обеспечить, а учащиеся в зависимости от способностей усвоить в разные сроки.

Базовое образование включает в себя то обязательное, что дает основание школьнику включаться в самостоятельную жизнь и совершенствовать себя – свой ум, таланты, свои индивидуальные дарования – всю последующую жизнь. И если при этом все же у талантливого артиста не будут развиты и технические склонности, а у землепашца-экспериментатора не разовьется музыкальный слух или дар конструктора – придется с этим согласиться. Более того, еще долгое время придется считаться с тем, что у сельских тружеников нет благоприятных условий для саморазвития и культурного роста, а у городских хуже со здоровьем, трудовой и физической закалкой. Хотя вовсе не следует с этим мириться.

Означает ли высказанный скепсис, что идеальной цели быть не должно? Нет, ни в коем случае не означает. Перспектива дает общественную энергию государству и людям. Но должен быть одновременно и трезвый, взвешенный подход к определению целей и задач воспитания.

Реальная цель сегодня – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

Живя и общаясь между собой в коллективах, люди разносторонне обогащают друг друга теми качествами, которые у них лучше развиты. Так, за счет богатства отдельных личностей мы приходим к всестороннему развитию коллектива. И это вполне достижимая задача, обеспечивающая диалектику взаимообогащения коллектива и личности, нацеливающая на индивидуальный подход к каждому.

Реалистический подход к целям воспитания подводит нас еще к одному важному понятию – базовая культура личности.

3. Базовая культура личности

В эпоху крутой ломки устаревших ценностей должны быть выдвинуты такие цели, которые обеспечивают не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые (базисные) качества для развития и человека, и общества на конкретном этапе. Формирование базисных черт личности задается программой перестройки в области экономической, политической, национальных отношений, в сфере демократизации и гуманизации – они определяются тем, что может дать человеку обновленное общество и что должен дать ему человек.

Центральным понятием для группировки этих базисных черт личности должно стать, на наш взгляд, понятие базовой культуры.

Почему мы останавливаемся на нем?

Во-первых, именно в культуре (вернее, в ее отсутствии) концентрируются во многом наши упущения в воспитании и первоочередные проблемы, решение которых должно стать фундаментом всестороннего развития будущих поколений.

Рассуждая о критериях многосторонности и гармоничности, философ Владимир Александрович Ядов пишет об «устранении в развитии личности явных противоречий между культурой технической и гуманитарной, преодолении отчуждения от политики и деятельном включении в общественно-политическую жизнь, о необходимости покончить с ужасающим небрежением к своему здоровью…».

Во-вторых, базовая культура есть некая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное, наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (то есть не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад).

Впрочем, гармония – это не просто сочетание эмоционального, рационального, поведенческого в человеке. Мы, например, говорили и об убеждениях как о сплаве сознания и поведения. Но этот сплав не всегда можно отнести к области культуры. Революционная одержимость и беспощадность в ходе классовой борьбы не требуют особой культуры – они однонаправлены на борьбу со столь же беспощадным врагом. Но когда черные и белые краски исчезают, когда появляется многоцветье жизни, нужны творчество, гибкость, обнаруживается необходимость обратиться к опыту всего человечества, то есть нужна культура. Понятие «культура» есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения. Наконец, целостность (гармония) выражается и в том, что культура есть разрешение противоречий между крайностями (природа и производство, труд и отдых, физическое и духовное, общество и личность, требовательность и тактичность и др.), то есть культура – это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.

В базовую культуру, на наш взгляд, входят пусть немногочисленные, но лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной, общенародной культуры, традиционные и современные их образцы. Тем самым подчеркивается общекультурное значение гуманистического воспитания. Такой подход устанавливает отношения с мировой культурой, основанные на новом политическом мышлении: обеспечивает включенность отечественной культуры в культуру мировую как части, обогащающей целое и питающейся от него.

Исходя из современной социально-педагогической ситуации целесообразно, на наш взгляд, выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания. Это культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и культура общения, экологическая, художественная, физическая культура.

Формирование базовой культуры по обозначенным направлениям приводит к формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальность.

Базовые основания культуры, как уже подчеркивалось, содержат в качестве ядра общечеловеческие ценности и предполагают следование актуальным требованиям по устранению недостатков воспитания. Так, в плане культуры труда сегодня важно формировать не самоотверженность, выражающуюся в готовности к штурмам, а деловитость, планомерность, рабочую честь, верность обязательствам перед коллегами и потребителями. Демократическая культура требует понимания новых отношений в системе «человек – общество – государство», умения вести дискуссию, отстоять свое мнение, даже отличное от общего, знания демократических процедур, прав и обязанностей.

Новые подходы к воспитанию, которые может дать разработка базовых оснований культуры, наиболее отчетливо проявляются, если внимательно посмотреть, например, в культуре жизненного самоопределения личности – центральном звене базовой культуры.

Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте