search
main
0

Юность Пушкина. Сценарий школьного спектакля

Литературовед В.Непомнящий в одной из своих работ делит творчество Пушкина на три периода – три семилетия. Первое (1816-1823) – этап становления Пушкина как поэта. Второе (1823-1830) – период формирования Пушкина как поэта национального. И наконец, третье семилетие (1830-1837) характеризуется появлением в творчестве Пушкина проблематики, выводящей его на уровень поэта мирового значения. Сценарий, как ясно из названия, охватывает первое семилетие и состоит в свою очередь из трех частей: первая часть – «Лицей», вторая – «Петербург», третья – «Юг».

Сценарий создавался на основе писем, критики, воспоминаний современников и произведений Пушкина. В нем много юмора, что заставляет вспомнить знаменитое высказывание Блока: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Он может быть использован и как основа для спектакля школьного театра, и как материал для построения цикла уроков по жизни и творчеству поэта, предполагающих активное участие детей. В первой части помимо биографического и исторического фона показано жанровое многообразие поэзии Пушкина-лицеиста. Вторая часть также, кроме жизненных обстоятельств, дает материал для понимания основных направлений творческого поиска Пушкина петербургского периода (это политическая лирика, работа над «Русланом и Людмилой» и первые романтические опыты). Третья часть посвящена романтическим произведениям поэта и тем жизненным обстоятельствам и историческим событиям, которые питали творчество Пушкина периода южной ссылки.Композиция открывается и заканчивается произведениями русских поэтов, посвященных Пушкину. Это «Пушкин» Михаила Кузмина, стихотворение Анны Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и песня Булата Окуджавы «Былое нельзя воротить…». Сценарий писался в 80-е годы прошлого века, и специально к нему художником, который просит не указывать его имя в контексте данного конкурса, был создан цикл иллюстраций – портреты юного Пушкина, выполненные в стиле рисунков самого поэта. Прим. ред.: В данной публикации дан фрагмент первой части – «Лицей». Полностью «Юность Пушкина» опубликована на сайте www.ug.ru в разделе «Методика», рубрика «Сценарии».ВступлениеНа экране слайд – посмертная маска Пушкина. На сцене свечи, цветы, звучит тихо «Реквием». Начинается чтение стихов М.Кузмина, и постепенно меняются слайды: оживает лицо, зрелые портреты сменяются юношескими, затем детскими.Он жив! У всех душа нетленна,Но он особенно живет!Благоговейно и блаженноВкушаем вечной жизни мед.Пленительны и полнозвучны,Текут родимые слова…Как наши выдумки докучныИ новизна как не нова!Но в совершенства хладный каменьЕго черты нельзя замкнуть:Бежит, горя, летучий пламень,Взволнованно вздымая грудь.Он – жрец и он веселый малый,Пророк и страстный человек.Но в смене чувства небывалойК одной черте направлен бег.Романтик, классик, старый, новый?Он – Пушкин и бессмертен он!К чему же школьные оковыТому, кто сам себе – закон?Из стран, откуда нет возврата,Через года он бросил мост,И если в нем признаем брата,Он не обидится, он – прост.И он живой. Живая шуткаЖивит арапские уста,И смех, и звон, и прибауткаВлекут в бывалые места.Так полон голос милой жизни,Такою прелестью живим,Что слышим мы в печальной тризнеДыханье светлых именин.Часть первая. ЛицейДействующие лицаПушкин«Зануда»Преподаватель математикиА.МясоедовИван ПущинИван МалиновскийАнтон ДельвигЛицеистыПетр Андреевич ВяземскийВасилий Андреевич ЖуковскийКонстантин Николаевич БатюшковФаддей Венедиктович БулгаринОфицерыЭпизод 1Сцена. Диапозитив – Пушкин-лицеист. Тихая фортепианная музыка. На фоне музыки чтение стихов (голос Анны Ахматовой):Смуглый отрок бродил по аллеям,У озерных грустил берегов,И столетия мы лелеемЕле слышный шелест шагов.Иглы сосен густо и колкоУстилают низкие пни…Здесь лежала его треуголкаИ растрепанный том Парни.В cередине стихотворения начинает звучать параллельный французский текст из Парни. Свет гаснет, портрет исчезает, музыка затихает, французский текст звучит громче:Эпизод 2Постепенно загорается свет. На сцену чинно выходят лицеисты, развешивают рисунки, рассаживаются. Преподаватель за кафедрой нудно читает расписание занятий:- В 6 часов – подъем, утренняя молитва.От 7 до 9 часов – класс.В 9 – чай, прогулка – до 10.От 10 до 12 – класс.От 12 до часу – прогулка.В час – обед.От 2 до 3 – или чистописание, или рисование.От 3 до 5 – класс.В 5 часов – чай. До 6 – прогулка.Потом повторение уроков или вспомогательный класс.По средам и субботам – танцеванье или фехтованье.Каждую субботу – баня.В половине 9-го – звонок к ужину.После ужина до 10 часов – рекреация.В 10 – вечерняя молитва, сон.Во время чтения при помощи театра теней создаются картинки, иллюстрирующие жизнь в Лицее.Эпизод 3Перебивая последние слова преподавателя, во внезапно вспыхнувшее яркое световое пятно впрыгивает Пушкин и восторженно, по-детски, декламирует:О Делия драгая!Спеши, моя краса!Звезда любви златаяВзошла на небеса;Безмолвно месяц покатился;Спеши: твой Аргус удалился,И тронул сон его глаза.Под сенью потаеннойДубравной тишины,Где ток уединенныйсребристыя волныЖурчит с унылой Филомелой.Готов приют любви веселойИ блеском освещен луны.Накинут ночи тениПокровы нам свои,И дремлют рощей сени,И быстро час любвиЛетит, – я весь горю желаньем!Спеши, о Делия, свиданьем,Пади в объятия мои!Заметив преподавателя за кафедрой, Пушкин быстро занимает свое место среди лицеистов. Преподаватель раскрывает журнал о поведении воспитанников и тем же нудным голосом читает:- 1812 года ноября 18-го дня…Один из лицеистов (Мясоедов) сочиняет:- Блеснул на западе румяный царь природы…Пушкин, хихикая и толкаясь:- …И изумленные народыНе знают, что начать:Ложиться спать или вставать?Преподаватель продолжает, повышая голос:- …Толкал Пущина и Мясоедова, повторяя им слова, что если они будут жаловаться, то сами останутся виноватыми, ибо я, говорит, вывертеться умею.Пушкин кривляется. Преподаватель садится за кафедру.Эпизод 4Лицеисты заняты решением задачи. Полная тишина, в которой постепенно все громче и громче голос Пушкина, который, словно катехизис читает, бубнит:…С тех пор гляжу на свет,Как узник из темницыНа яркий блеск денницы.Светило дня взойдет,Луч кинув позлащенныйСквозь узкое окно,Но сердце помраченноНе радует оно.Иль позднею зарею,Как луч на небесах,Покрытых чернотою,Темнеет в облаках, -С унынием встречаюЯ сумрачную теньИ вздохом провожаюСкрывающийся день,Сквозь слез смотрю в решетки,Перебирая четки…Неожиданно голос преподавателя:- Что ж вышло? Чему равняется икс? Пушкин!Пушкин встает, улыбаясь во весь рот:- Нулю!- Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи.Пушкин, уже громко, вскочив в пятно света (класс с погруженными в решение задачи лицеистами исчезает):Но время протечет,И с каменных воротПадут, падут запоры,И в пышный ПетроградЧерез долины, горыРетивые примчат;Спеша на новоселье,Оставлю темну келью,Поля, сады свои,Под стол клобук с веригой -И прилечу расстригойВ объятия твои!​Елена КОРКИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №434 Москвы, победитель XIII конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте