search
main
0

«Янтариада»: самая эпическая педагогическая сказка от Андрея Иоффе

Дело было в стародавние времена, такие древние, что и поверить трудно, что происходило на самом деле. У моря находилась одна страна, в которой жили необычные маленькие существа янтарики. Никто не знал, откуда они взялись. Мы можем сказать только то, что удалось услышать самим. Ходили слухи, что с затерянного в морских пучинах острова Алатыря прилетели гигантские пчёлы. Они делали мёд, о котором говорили, что даже маленькая ложка позволяла создавать фантастически красивые вещи – картины, музыку, скульптуры, восхитительные кулинарные блюда.

ru.freepik.com

Практически в каждом направления деятельности можно было создавать шедевры. Но вот только мёд этот добыть мало кому удавалось. Пчёлы тщательно охраняли свои богатства. Их укусы были смертельны для любого похитителя и охотника. А куда они девали мёд неизвестно – то ли переносили на Алатырь, то ли сами ели, то ли поставляли особо гениальным существам (есть же и такие в каждую эпоху и везде – стоит только оглянуться и внимательно рассмотреть) оставалось загадкой. На берегу морском находилась священная березовая роща, которая охраняла пчёл от любого зла. Каждая берёза обмазывалась мёдом, магический круг этих особых деревьев оберегал источник красоты.

Никто не знал о чудесных берёзах и важности сохранения замкнутости круга, поэтому и не могли проникнуть в рощу. А даже если и проникали, то спастись от жала пчёл было невозможно. Однако болтливыми оказались берёзы. Они не говорили, как люди, но зато шелестели и перешёптывались. Им казалось, что никого рядом нет. Только не обратили внимания, что недалеко от рощи располагалось море. А в море жили водяные великаны, на службе у которых находились уродливые гоблины. Они подслушали секрет замкнутого круга. Выждали момент, чтобы ночью поближе к роще направить потоки воды, которая подмыла берег и корни стоящей на краю берёзы. Распался магический круг. Великаны появились из воды и вошли в священное место. Но они недооценили маленьких, но отважных пчёл. Одни приняли удар на себя, а другие взяли запасы мёда и понесли укрывать его. Силы были явно неравны, водяные великаны быстро смяли и смыли сопротивление защитников, а потом бросились в погоню. С тяжёлым грузом мёда ускользнуть было нелегко. И тогда приняли пчёлы решение разбросать кусочки меда вдоль берега, чтобы его было трудно собрать, а прибрежные камни попросили спрятать их в своей россыпи.

Так и не получилось у великанов с гоблинами захватить мёд. Мы помним, что он способствовал внесению красоты в существующий мир. Поэтому укрытые камнями кусочки превратились в камешки разного размера (в основном маленькие, чтобы легче было спрятаться). И окружающие камни гостеприимно дали им специальную серую блёклую одёжку, чтобы не искрились на солнце и не привлекали внимание рыщущих по берегу водяных великанов. Разозленные неудачей захватчики полностью уничтожили березовую рощу, гоблины вырубили деревья и сожгли. Месяц пылал огромный костёр, освещая пространство зловещей игрой языков пламени. И все-таки вынуждены были убраться великаны с гоблинами восвояси и несолоно хлебавши, затаив злобу и полные ненависти.

Шло время, успокоилось буйное море, поутихли страсти, ушла, казалось бы, навеки опасность. Сменяются тяжелые времена спокойными и мирными, как в сказках, так и в реальной жизни. Вот и в нашей далёкой стране исчезла напряженность, беззаботно шуршали камни, омываемые ласковыми волнами. К тому времени укрытые кусочки мёда окрепли. Теперь у них твёрдой была не только выданная для маскировки одёжка, но и сами их тела стали по форме похожи на окружающие их камушки. И все-таки отличия были. Одно простое и бросавшееся всем в глаза. Они были значительно легче, даже в воде не опускались на дно, а всплывали на поверхность. А вот второй секрет мы пока не скажем, потому что с ним будут связаны дальнейшие события.

Кто-то из древних камней вспомнил историю про пчёл и остров Алатырь. Его название и дало образовавшимся новым существам на берегу моря имя янтариков (их могли бы и алатыриками назвать, но по непонятной нам причине получилось по-другому). Первоначально они почти не отличались от лежащих на берегу камней. Среди тех даже были и более яркие, с необычными вкраплениями и узорами. Но потом выяснилось, что при специальной обработке невзрачные кусочки (а одежда прилипла к телу, срослась с ним, так что наши маленькие, средние и чуть большие бывшие кусочки мёда не могли ее просто сбросить) приобретали свой первоначальный медовый и солнечный цвет. Уж как это произошло нам доподлинно неизвестно, но открытие многое изменило в судьбе янтариков. Мы помним, что мёд нес красоту, а в теле янтариков она превратилась в красоту знания. Они придумали знаниечерпальные машинки, потом создали шлифующие умения, нашли специальную пропитывающую умными мыслями жидкость, открыли практикоориентированные компетентностные свёрла. И много чего другого открыли, создали, сконструировали, придумали. Упорно и терпеливо трудились янтарики. Даже мы не можем всё перечислить. Да и хранилось это богатство в большом секрете.

Постепенно янтарики стали обособляться. Они создали особую, закрытую и элитную школу Янташку, куда строго отбирали самых достойных, а со стороны никого не пускали. В ней учились только янтарики. Остальным камням путь сюда был закрыт, что многих оскорбило и обидело. Пошли на берегу разговоры о неблагодарности и заносчивости янтариков. Но наши потенциально красивые маленькие существа на это не обращали внимания. Они приходили серыми и блёклыми, невзрачными и какими-то угловатыми. В Янташке с них снимали налёт лени, находили внутри особые узоры и старались их сделать заметными для окружающих, привлекательными и яркими, выравнивали изначальные дефекты, выявляли потенциал каждого, учили принимать свои ограничения. Они терпеливо выдерживали шлифовку, помогали своим учителям и наставникам находить уникальность в каждом ученике. От педагогов требовалось под внешним обликом серого блёклого камешка увидеть блеск на срезе и превратить его в новое сияние. Тут нужна была внимательность и наблюдательность. А разве не всем педагогам это необходимо?

Да, янтарики были не одинаковы ни по размеру, ни по цвету, ни по внутреннему рисунку. Однако каждый сохранял в себе капельку солнца и сладость мёда. Они в школе объединялись, создавая картины, украшения, даже посуду разную. Все им радовались, любовались, приглашали в свои дома. Но янтарики были гордыми, даже, можно сказать, самовлюблёнными. Поэтому никому свою красоту не дарили – только показывали, дразнили, раздували мечты, вызывали грёзы. А кто не загордится, когда везде хвалят, прославляют, обхаживают, находят, восхищаются и возносят до небес.

ru.freepik.com

Янтарики всё еще жили среди камней на берегу моря, но постепенно забыли о сделанном им когда-то добре. Задрали носы, кричали, что они самые уникальные, самые редкие, самые дорогие, самые желанные. В общем, самые-самые. Тут их легковесность не только в теле выявилась, но и в некоторое легкомыслие превратилась. Бывает же в жизни такое? Удивительно ли это? Видели, что кто-то талантливый вдруг не выдерживает испытание славой и приятными словами? Это в сказках называется испытанием медными трубами. Как бы то ни было, для янтариков испытание оказалось сложным. Закружилась голова, разлетелись солнечными брызгами искорки, потекла медовой струей сладость слов прямо в уши. Не будем подробно рассказывать, как менялись отношения, потому что каждый знает, что может произойти с тем, кто по той или иной причине заболел «звёздной болезнью». Видно, янтарикам суждено было и этот путь пройти. В Янташке стали всё чаще говорить о новой аристократии на морском берегу, будущей элите и истинных носителях красоты. И еще тайно сообщали ученикам об основной их слабости – невозможности противостоять огню. Поэтому советовали никогда к нему не подходить, а окружающим не говорить об этой слабости, держать её в строгой тайне. Так шел за голом год.

Спокойная жизнь была обманчивой, потому что лопоухие гоблины точно не были лопухами, как их считают некоторые. Они внимательно наблюдали, не только слушали, но и слышали, как меняется общение янтариков с окружающими. Потирали руки, усмехались, регулярно докладывали водяным великанам о происходящем на берегу. Но пока ждали нужной информации, которая позволит организовать новый поход. И дождались. Возможно, от шепчущихся берез по наследству янтарикам досталась болтливость, а может и по другим причинам, но болтали на берегу двое, обсуждали, чем же огонь им так опасен и почему так строго запрещается к нему прикасаться. Уловили гоблины главное. Тут же побежали к великану Серокруту, который был царем в подводном царстве серости и незаметности. Здесь всё яркое и красивое вызывало раздражение и стремление немедленно уничтожить или, в крайнем случае, запрятать так, чтобы никто не нашел.

Водяные великаны и уродливые гоблины вооружились огнём и мечом. Они завидовали славе янтариков, хотели их себе подчинить, поработить и не позволить остальным любоваться – прибрать к рукам и в темницы засадить. Поняли они, что янтарики могут легко вспыхнуть, да к тому же и довольно хрупкие по своей природе – их можно раздробить, расколоть, измельчить. Высадился грозный отряд захватчиков из воды на берег. Пригрозили янтарикам в случае неповиновения применить огонь и меч. С учениками в школе Янташке обращались бережно, так что они привыкли к деликатности, а жестокость и насилие не встречали. Ни просьбы, ни мольбы не тронули водяных великанов, которые отличались особой жиродушностью. Пришлось вступить в борьбу. Бились отважно янтарики – ослепляли своим сиянием великанов, отвлекали. Но не удержались. Кстати, им помешали вредные существа, которые как-то незаметно стали плодиться в последние годы, особенно в период «кружения голов» (так потом историки назвали то, о чём выше рассказывалось) – завистинки, страшинки, ненавистки, расприки. Заготовленные великанами заранее огненные шары шипели и брызгали слюной, распространяя раздражение и злость. Охваченные пламенем янтарики плакали горючими слезами, превращаясь в черные кучки пепла. Из-за их самодовольства остальные камни в этот раз не пришли на помощь, так как припомнили многочисленные обиды.

ru.freepik.com

Захватили водяные великаны вместе с гоблинами янтариков в плен. И потащили их на дно моря-океана. Решили скрыть янтариков в потайном месте, чтобы исчезла в мире красота, а торжество серости и незаметности было полным. Солнечный свет на берегу померк, везде чувствовался налёт пыли и запах плесени. Только застывшие кусочки горючих слез янтариков остались яркими крапинками, да и те быстро потускнели. Особенно расстроились хомлины (их только не надо путать с гоблинами). Они дружили с янтариками, делали на их основе красивые вещи, добывали особую янтарную кислоту, которая делали мир прекраснее и здоровее, потому что добавлялась в особое снадобье – эликсир долголетия. Школа Янташка была их родным домом, который теперь опустел. Пытались они нырять, да все безуспешно – отыскать на дне янтариков, даже их следы, никому из хомлинов не удалось. Так как их роль в сказке с этого момента возрастает, то кратко представим каждого (а всего их было семь).

Дедушка Карл всегда улыбался и радовался жизни, потому что под руками у него постоянно находилась чашечка чая из тайных волшебных трав. Карл был добрым и угощал каждого желающего. И не бездельником был – делал поделки из дерева, вообще с деревом мог договориться обо всем. Именно он сделал большую лодку, чтобы отправиться в экспедицию хомлинов по спасению янтариков из плена. Но тут мы забегаем вперед. А тут у нас в прихожей еще много хомлинов, которым не терпится познакомиться с читателем.

Бабушка Марта как раз собирала травы для чая, поэтому носит с собой всегда и везде мешок, а в руках у нее нередко можно увидеть клевер. Видимо, без него никакого чудесного чая бы не получилось. Но что внутри в мешке находится никто не знает, даже сам дед Карл. Некоторые считали, что там прятались путешествующие янтарики, смотревшие на мир вокруг через переплетения нитей и маленькие дырочки в мешке. Скорее всего так и было, потому что Марта приносила здоровье, счастье и любовь, а тут никак без несущих в мир красоту янтариков было не обойтись.

Фото: dzen.ru, Расцвет. Архитектура жизни

Второе поколение хомлинов представляли папа Лео и мама Варвара. Лео всегда легко было узнать по его широкополой шляпе. По ее краям тоже любили располагаться янтарики. Они обращали внимание Лео на облака, которые надо было периодически пересчитывать и на звёзды. Не будь Лео, да и без его знаний математики и внимательности пропали бы из мира не пересчитанные облака и звезды. Что он еще считал осталось неизвестным, но Лео постоянно что-то записывал, решал задачи и примеры. В общем, сохранял всё вокруг в точности и равновесии. Чтобы обитатели Земли делали без такой его любви к математике? Только не стоило обижаться, если Лео кого-то не замечал, уж слишком часто витал в облаках. При этом внимательность Лео будет особенно важна в нашей сказке дальше. Зато Варвара была добродушной и весёлой, открытой к людям и одаривающей каждого прохожего поцелуями, делающими людей миролюбивыми и радушными (но не равнодушными), благожелательными и милосердными.

Перейдём теперь к третьему поколению хомлинов. Хотя и были они еще детьми, но ведь есть много такого, что даже взрослые сделать не могут, а дети сумеют. Причем, не только у хомлинов. Надо только доверять и позволять брать ответственность, не следить за каждым шагом ребёнка. Витя плавать начал даже раньше, чем научился ходить. Его купали, а он вырвался из рук и поплыл. В море лучше него не было капитана. А то, что моряк невелик возрастом и мал ростом, так ничего страшного (вспомним «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна). Его спокойствие вселяло уверенность во всех, кто оказывался с ним в одной лодке, а серьезный и даже меланхоличный вид вполне компенсировала хохотушка Варвара. А еще и весёлая Уля разбавляла компанию сосредоточенных хомлинов. Правда, периодически перебарщивала со своими шалостями, за ней глаз да глаз нужен. Не зря часто можно было увидеть Улю с высунутым языком. Так что обижаться не стоит – не дразнит она так, а просто показывает своё легкое отношение к жизни. Она обычно седлала улитку и высматривала, где можно найти приключения, без которых жизнь ей казалась пресной и пустой. А самым маленьким был Антошка. Но его только не звали постоянно картошку копать, как в мультфильме. Миниатюрный, со стильной причёской и одетый в аккуратным комбинезончик Антошка мог попасть незаметно в любое нужное место, не привлекая лишнего внимания.

Обычно хомлины занимались каждый своим делом, встречались только по праздникам, потому что каждый в семье был ответственным и имел сои задачи в жизни. А тут при пленении янтариков беда заставила всех сплотиться. Собралась большая семья хомлинов в опустевших стенах Янташки, да начала думу думать, рядить-решать, как янтариков вызволять. Вариантов и немного было – все дороги вели в море, в царство водяных великанов. Так что просто необходим был корабль. Лодочка Вити не годилась для такого похода. Вот Карл и пошел договариваться к дубам. Взял с собой и Витю, который стал надёжным капитаном экспедиции. Долго ли, коротко ли, но появился чудесный кораблик, даже крылья у него были (на всякий случай). Но ведь море большое, следы янтариков затерялись. Однако не для всех. Мы же помним про Лео. Да, он всё больше вверх смотрел, но тут его внимание обратили на водную гладь. А если есть наблюдательность, то она не только неба будет касаться. Вот Лео и применил свои метапредметные способности (что это такое мы не знаем, но слово красивое и часто о нем нам приходилось слышать). Обнаружил на морских волнах следы захватчиков, на дне морском тоже разглядел небольшие тропинки. Великаны все-таки не могли совсем незаметно пройти. Да и толпа гоблинов прилично вытоптала пространство. Четко и безошибочно указывал Лео, куда плыть, а Витя направлял судно.

Но непросты были водяные великана Серокрута. Поставили гоблинов-стражников. Их Лео тоже заметил издалека, так что хомлины смогли к встрече приготовиться. Отправили туда Антошку на маленькой лодочке Вити (он с ней так и не смог расстаться, а тут вот и пригодилась). Помогать ему вызвалась Уля со своей улиткой. Улитка, хоть и медленной была, зато в воде ориентировалась прекрасно, могла спрятать ребят в своей раковине. Марта заранее приготовила зелье, которое и подсунули стражникам. Жадные гоблины хватали всё, что вдруг оказывалось рядом. А тут увидели красивую чашку, да напиток в ней манящий (Карл пожертвовал свою любимую посудину, а уж Марта позаботилась не только о содержимом, но и про притягательный вид не забыла). Даже подрались между собой – каждый хоть глоток, но отхлебнул. Если думаете, что гоблины умерли, то вы плохо знаете Марту. Впали они в оцепенение, расслабленность и несвойственное им добродушие. А тут и Варвара подскочила, заговорила их, обворожила улыбкой, расспросила про янтариков. Всё и рассказали, где прячут, как добираться. Даже всплакнули гоблины о нелёгкой судьбе пленников. Вот какое волшебное зелье сумела Марта сделать. Такого бы и людям не помешало побольше!

ru.freepik.com

Антошка с Ульяной тоже времени зря не теряли. Они в море нашли рыбок-улыбок, которые помогли кратчайшим путем добраться до янтариков, взяли на свои спины и к кораблику вынесли. А те не растерялись, в Янташке их учили гибкости, умению использовать ситуацию, не бояться неопределенности и даже рисковать. Хорошо все-таки, что школа и учителя у них были именно такими. Да и чувствовали они себя в море чужеродными элементами – есть такие растения-интродуценты, которых привозят издалека и высаживают на чужую почву. Но те сбежать не могут, а вот янтарики, как лососи, всегда помнили о месте рождения своего и стремились вернуться в родные места, а в море чувствовали себя неуютно. Благодаря хомлинам и рыбкам-улыбкам, появился шанс всё изменить. Про рыбок мы незаслуженно мало сказали. Потому что они очень скромными были, но зато улыбались и поддерживали друг друга, старались хорошие дела вершить, не любили насилия и навязывания, хамства и грубости, серости и невежества. Воевать с этим всем у них ни сил, ни желания не было, поэтому они избрали другую тактику – помогать противоположному.

Первый этап операции вызволения янтариков прошел успешно. Хомлины всех поместили на корабль и отправились быстро в обратный путь. Но погони избежать не удалось. Пришла смена гоблинов-стражников, да и обнаружила не только пропажу, но и какую-то странную благость своих соплеменников. Разобрались с ними быстро. Водяных великанов подняли по тревоге. Если бы не мастерство и быстрота Вити, всё могло бы закончиться плачевно. Да и крылышки оказались кстати – пришлось подняться и в воздух, чтобы водяные великаны не дотянулись. Уже у берега янтарики накинули серые одежки, стали опять незаметными и скрытыми среди всех других камней. Да и прибрежные камни почувствовали важность прекрасного в мире, так что встали на защиту беглецов. Захватчики растерялись. Жгли и крушили всё вокруг. Только огонь потратили и мечи затупили в основном о гранитные камни. Некоторые янтарики все же пострадали и сгорели. Но это не принесло захватчикам успеха, кроме злорадства. Нельзя обогатиться, превратив окружающих в пыль и головешки. Одумались и отступили.

Даже злые и жестокие водяные великаны признали важность учёта природы и склонностей, интересов и желаний. Так и в образовании хорошо бы сделать – не выжигать недостатки калёным железом и не переламывать через колено, а помогать и превращать особенности в достоинства. А также очень хочется, чтобы ученики в школах не были интродуцентами, а познание не становилось чужеродным элементом нашей жизни. Да, не каждому легко стать познавательными аборигенами (теми, кто на какой-то территории является исконным обитателем), но для образовательной акклиматизации педагогам требуется проявлять особое терпение и стойкость. Надо сказать, что и янтарики получили важные уроки. Они перестали задаваться, стали не только красоваться, но и помогать окружающим. С радостью стали делиться янтарной пылью и кислотой, из которых были сделаны полезные лекарства, косметику для защиты кожи, даже вкусные добавки к еде. Любые кусочки янтаря не пропадали и шли в дело, не утаивались и приносили пользу. Да и красота знания без открытости не может существовать. Поэтому в Янташку стали принимать всех желающих – надо только интересоваться познанием и открытием мира, быть готовым к учебным испытаниям, трудолюбивым и терпеливым в преодолении образовательных ошибок и препятствий.

И стали все мирно и доброжелательно жить-поживать, янтарь получать, красоту излучать, да и остальных не забывать. Мы же в завершении хотим сказать, что самые чудесные существа не могут существовать сами по себе. Только во взаимодействии и сотрудничестве можно сделать мир прекрасным. Причем здесь образование и педагогика? Если не ясен ответ, то советуем еще раз перечитать сказку – может и получится найти его. Помните только, что надо это делать так же внимательно, как Лео занимается своими подсчетами облаков и звёзд. А мы сядем на улитку Ульяны, не показывая языка, а помахав всем на прощание обеими руками. И отправимся дальше. Может быть еще и встретимся.

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте