В толковом словаре Ожегова оценка – это «мнение, суждение, высказывание о качествах чего-нибудь», а «отметка» характеризуется как «установленное обозначение степени знаний ученика, выставляемая преподавателем; то же, что и балл».
Разработчики системы Леонида Владимировича Занкова неоднократно подчеркивали, что ее отношение с отметкой никогда не было братским, старались доказать, что в первом классе дети вообще не в состоянии понять, что отметкой оценивается результат их работы, а не они сами. Следовательно, прежде чем оценивать результат труда ребенка отметкой, необходимо сформировать у него одно из сложнейших интеллектуальных умений – способность контролировать и оценивать деятельность.
В 1998 году отметка была нормативно исключена из учебного процесса 1-го класса, но оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого учебного усилия.
Поэтому необходимо заменить отметку более содержательным способом оценки достижений каждого ученика.
Встает вопрос: что оценивать? И Роза Гельфановна Чуракова дает на него лаконичный ответ: «Оценивать должны лишь результат определенного этапа обучения, т.к. оценивать знания ученика в период их формирования нецелесообразно».
Учитель ставит перед собой задачу – выявить, как дети овладели способами деятельности, которым они обучались в соответствии с учебной программой, как дети овладели предметными умениями и навыками. Успешно и, наоборот, недостаточно сформированные умения не оцениваются в баллах. Учитель лишь анализирует, характеризует деятельность ученика и тем самым помогает ему самому осознать ее правильность или ошибочность. Учитель не должен брать только на себя функции анализа и оценки выполненных заданий. Анализ работ включается в процесс обучения, к нему привлекаются сами ученики.
Здесь возможно выделить следующие уровни оценки:
– подсчет количественных показателей (снижение или увеличение ошибок в контрольной работе);
– описание качественных показателей-критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности;
– описание использованной ребенком помощи со стороны учителя или класса, от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой.
При количественной обработке материала можно воспользоваться таблицами. Например, так может выглядеть таблица 1, отражающая анализ контрольных работ по русскому языку за I четверть (см. табл. 1).
А вот так возможно оформить сводную таблицу за год (см. табл. 2).
Чрезвычайно важная задача в условиях безотметочного обучения – качественная оценка результативности обучения младших школьников, самооценка учащихся.
Детская конкретная самооценка развивается благополучно лишь на крепком фундаменте общей самооценки.
Оценивание себя по шкалам – это инструмент оценки и самооценки обучающихся.
Ученик при выполнении любых заданий рисует несколько шкал, вместе с классом выбирает, за что он будет себя оценивать, и отдельными буквами озаглавливает свои шкалы, например:
– «а» – аккуратность;
– «п» – прилежание;
– «с» – старание и т. д.
Выполнив работу, он ставит на шкале точку: вверху – если все сделано безукоризненно, в самом низу – если совсем не справился.
Учитель, оценивая работу учащихся, ставит свои точки, если с чем-то не совсем согласен.
При таком подходе самостоятельно оценивать можно как выполненную работу, так и работу, которую только предстоит выполнить. Однако прежде чем переходить к прогностической самооценке, необходимо, чтобы использование шкал вошло в привычку.
Характеристика общего развития складывается из данных о развитии таких сторон психики: деятельность наблюдения, деятельность мышления, практические действия.
Наблюдательность – важнейшее качество развитого человека. Высокий уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность человека любой профессии. Необходимо это качество и школьникам для успешного овладения знаниями и практической деятельностью.
Наблюдение – это умение анализировать, сравнивать, делать выводы; в то же время успех наблюдения зависит от развитости мышления. В процессе наблюдения и отчета о наблюдениях развивается речь детей.
Приведу лишь несколько примеров заданий, которые использую в своей педагогической деятельности при изучении общего развития учащихся в конце каждого года обучения.
Задание «Снеговик».
Рисунки с изображением снеговика и играющих детей отличаются количеством и конфигурацией отдельных мелких деталей. Необходимо дорисовать рисунки так, чтобы они стали одинаковыми.
Всего в рисунке 10 различий. Первоклассники подмечают в среднем 5-6 различий, четвероклассники – 8-10 различий.
Задание «Запутанный рисунок» на выявление тонкости наблюдения (см. рис.). В рисунке перекрещивающимися линиями представлены контуры 18 предметов.
По полученным исследовательским данным, ученики 1-х классов в среднем выделяют 6 предметов, 4-х – 14-15 предметов.
По результатам изучения полноты, тонкости наблюдения составляется таблица 3, которая заполняется каждый год. Анализируя ее, учитель может создать обобщенное представление о развитии наблюдательности в классе.
Наталья ЛЕВОНЧЕВА, учитель начальных классов средней школы №6, Волгоград
Комментарии