search
main
0

Я – гражданин России. Эстафета важных дел

Теоретические пусть и блестяще усвоенные знания не станут путеводной звездой для выпускника школы, не помогут его успешной самореализации, активной социализации, если он еще за партой не научился решать практические задачи, которые ставит сегодняшняя жизнь. В настоящее время активно разрабатывается и апробируется целостная государственная система гражданского образования, которая сможет подготовить молодых людей к нынешней социальной и экономической обстановке, воспитает у них готовность служить обществу.

Министерство образования РФ в январе 2003 г. направило органам управления образованием страны письмо «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации», в котором отмечается, что «активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения…»

Интенсивным методом социальной практики является социальное проектирование. Социальные проекты дают возможность подросткам связать и соотнести общие представления, полученные на занятиях с реальной жизнью, в которую уже сегодня вовлечены они сами, их знакомые, родственники. Они более детально знакомятся с общественной жизнью, социальными, политическими событиями, происходящими в микрорайоне, городе, крае, стране.

Решая эту стратегическую задачу, Министерство образования России, «Учительская газета», Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» и Самарский региональный центр гражданского образования начиная с 2001 года развернули работу по организации и проведению всероссийских акций «Я – гражданин России».

Смотр социальных проектов убедительно показал, что наши ребята уже сегодня на конкретных полезных делах демонстрируют свою гражданскую ответственность и умение помочь поселку, городу решением насущных задач.

В 2002/2003 году была проведена третья Всероссийская акция «Я – гражданин России». На заочный тур конкурса было представлено более 450 школьных проектов из 49 субъектов страны.

Выросло количество проектов и число регионов, где применяется социальное проектирование (в 2002 г. их было 500 из 44 областей, краев и республик РФ). Многие выдерживают все параметры технологии проекта «Гражданин». Расширился круг единомышленников из среды местного сообщества, поддерживающих патриотические начинания юных.

Так, проект благоустройства села, созданный учениками Шуриновской школы Воронежской области, быстро всколыхнул молодое и взрослое население местности. За короткое время здесь появился комплекс работ от обновления дизайна школьного двора (где каждый класс имел свой цветник или клумбу) до облагораживания территорий вокруг общественных зданий, посадки сельского парка, создания детской игровой площадки на месте заброшенных усадеб. Школьники стали инициаторами движения «Каждому двору села – цветник» и сумели обеспечить земляков семенами выращенных ими цветов. Администрация Богучарского района, где находится это село, поддержало патриотическую программу ребят и развернула работу по комплексному благоустройству всех сел и поселков района.

Проект «Сохранение природной экосистемы Южное Бутово» позволил учащимся московской школы № 1963 устроить школьное лесничество и взять под свою опеку солидный участок леса, прилегающий к школе.

Милосердие, гуманизм, ответственность за всех живущих рядом – эти качества характеризуют группу ребят из школы № 21 г. Тольятти – участников проекта «Сто услуг – сотому кварталу». Уточнив сведения о ветеранах войны и труда, малоимущих гражданах своего микрорайона – «сотого квартала», они собрали воспоминания ветеранов и инициировали выход «Книги доблести «сотого квартала» г. Тольятти». За счет спонсорских средств подписали на газеты 35 ветеранов. Договорились с сотрудниками Волжского университета им. В.И. Татищева о проведении выездных юридических консультаций для пенсионеров микрорайонов. Сформировали группы учащихся по оказанию помощи пожилым людям на дому. К лету 2003 г. ребята этой школы смогли реализовать около 100 благородных дел в помощь ветеранам своего микрорайона. Инициатива их нашла поддержку у сверстников из других школ, мэра г.Тольятти Н.Уткина.

Ученики брянской школы № 18 решили восстановить память о меценатах, почетных гражданах города – купцах братьях Могилевцевых, много сделавших для него в конце ХIХ – начале ХХ века. Они нашли интересные документы в государственном архиве области. Организовали научно-практическую конференцию «Брянские меценаты – братья Могилевцевы». Участвовали в серии передач об этих патриотах на местном телевидении. Для городского экскурсбюро разработали маршрут пешеходной экскурсии с посещением сохранившихся зданий, построенных на средства братьев Могилевцевых, а в своей родной школе за короткий срок оформили музей их имени.

Школьники обратились к мэру города В.Полякову и депутатам городского совета с предложением назвать одну из улиц Брянска именем братьев Могилевцевых. Обществу охраны памятников истории и культуры предложили установить мемориальные таблички на зданиях, построенных на средства этих меценатов. Отрадно, что все они были приняты.

Опыт показывает, что в тех регионах, где органы власти проявляют внимание и поддерживают инициативу участников социальных проектов, участие в акции ширится, а значит, растет число ребят активных, неравнодушных. Но самое главное – они приобретают опыт участия в общественно полезных делах, опыт взаимодействия с властями.

Вот как обратился к участникам областного финала Всероссийской акции «Я – гражданин России» В.Тихонов – глава администрации Ивановской области: «В третий раз на ивановской земле проходит акция социальных проектов учащихся. Не на словах, а на деле происходит становление гражданской зрелости ее участников, их ответственности за судьбу большой и малой Родины. Отрадно, что взрослые (педагоги, родители, представители общественности) помогают детям в качестве консультантов, экспертов, членов жюри. А главное – проблемы, за которые они берутся, успешно решаются. В ходе акции отремонтированы памятники героям Великой Отечественной войны. Построены спортивно-игровые площадки, проведены экологические, социальные и демографические исследования. Выражаю огромную благодарность организаторам и участникам акции за любовь к Родине и родному краю. Вы на деле подтверждаете высокие гражданские качества, доказываете делом свой патриотизм. Добрых вам свершений на этом пути!»

На Сахалине стали традицией встречи участников финала акции с мэром г.Южно-Сахалинска Ф.Сидоренко. Он проявляет активный интерес к ребячьим инициативам и ежегодно организует чествование победителей конкурса социальных проектов.

В соответствии с организационно-финансовыми ресурсами учредители Всероссийской акции решили в 2003 г. провести ее финал в одной из территорий Российской Федерации в течение 9 дней и презентации 20 лучших школьных проектов. Он состоялся 22 – 30 июня 2003 года в тольяттинском детском пансионате «Радуга».

Сюда приехали ребята из 20 регионов Российской Федерации. Большая часть из них представители регионов – лидеров социального проектирования, не раз являвшихся финалистами всероссийских акций: Архангельской, Воронежской, Ивановской, Владимирской, Калужской, Сахалинской, Самарской областей, городов Брянска, Волгограда, Москвы, Мурманска, Орла, Пензы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Республики Марий Эл, Ханты-Мансийского автономного округа. Впервые финалистами Всероссийской акции стали ребята из Кабардино-Балкарии, Томской области и Петропавловска-Камчатского. Число команд из новых территорий составило 15% от общего числа участников.

Команды, приехавшие на финал акции, представляли следующие типы образовательных учреждений: общеобразовательные школы – 75%, гимназии и лицеи – 20%, учреждения дополнительного образования 5%. Тематика представленных проектов весьма разнообразна:

помощь ветеранам, восстановление исторической памяти земляков и традиций – 7 проектов;

благоустройство сел, поселков, микрорайонов, городов, школьных территорий – 5 проектов;

экологическая проблематика – 5 проектов;

вопросы школьного самоуправления, формирования новых воспитательных моделей – 3 проекта.

За время проведения финала III Всероссийской акции «Я – гражданин России» жюри и многочисленные гости, а также сверстники участников наглядно познакомились с интересными примерами гражданских инициатив. Официальное и детское жюри выявили несколько эталонных с точки зрения технологии социального проектирования, работ, которые были представлены на параде образцовых проектов.

В рамках финала Всероссийской акции «Я – гражданин России» проходила работа над мегапроектом, который должен был объединить все 20 команд и стать лабораторией компетентной разработки социального проекта общероссийской значимости, актуальной для любого уголка России. Разбившись на группы социологов, юристов, аналитиков, дизайнеров, веб-навигаторов, презентаторов в соответствии со своими интересами, финалисты должны были создать общий проект по решению одной из злободневных российских проблем. Коренное отличие мегапроекта от национальных проектов двух предыдущих финалов состояло в сверхсжатых сроках его выполнения. Проблему предстояло изучить и выработать шаги по ее решению за один день, а не за 5-6, как это было ранее.

Больше всего сторонников объединились вокруг проблемы табакокурения в среде учащихся. Работали ребята под руководством высококвалифицированных специалистов. Так, группой социологов руководил В.Рузанкин, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Самарского государственного аэрокосмического университета. Группу веб-навигаторов возглавил Е.Шепелев, руководитель Тольяттинского центра информационных технологий в образовании. Во главе группы юристов работал С.Лосев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Самарского регионального центра гражданского образования. С группой дизайнеров делился секретами профессионального мастерства С.Рыбалкин – руководитель известной самарской компании «Файн – дизайн». Шлифовали свои творческие таланты юные сценаристы, режиссеры и презентаторы под руководством Л.Дорошенко – методиста Тольяттинского городского методического центра.

Итогом слаженной работы всех групп стал емкий пакет предложений властным органам федерального и местного уровня, структурам управления образованием, педагогической общественности, родителям и школьникам по реализации мер, направленных на формирование здорового образа жизни подрастающего поколения (ограничение рекламы табачных изделий вдоль магистралей, а взамен этого – пропаганда активного отдыха молодежи, деятельности спортивных сооружений и др.; запрещении продажи (и особенно поштучной) сигарет несовершеннолетним; в моделях школьного самоуправления реализовывать практику общественного договора учащихся и педагогов об отказе от курения в школе; активно проводить акции «Класс, свободный от курения»; СМИ усилить пропаганду здорового образа жизни кумиров молодежи в области спорта, искусства, шоу-бизнеса и др.). Убедительная статистика, ссылка на нормативные документы, широкий анализ СМИ, намеченные к осуществлению проекта шаги помогут в его реализации на местах в регионах.

Осознать значимость выбранной проблемы для всех территорий страны, увидеть, как работа одной группы влияет на результаты проекта в целом, получить ответы у компетентных специалистов непосредственно по ходу работы, приобрести новые вполне профессиональные навыки и умения, обрести единомышленников в разных уголках России, ощутить радость коллективного труда – все это стало возможным благодаря работе над этим мегапроектом коллектива школьников и педагогов в сто человек.

Юные проектировщики приобрели новые социальные и коммуникативные компетенции, став участниками проблемно-ролевой игры «Парламентские слушания в Государственной думе России» по теме «За чистоту русского языка», которая в течение долгого времени волнует широкую общественность нашей страны. Проблема слушаний была определена заранее, в ходе «мозгового штурма». Во время игры участники попытались смоделировать ситуацию принятия важного законопроекта и ощутить себя депутатами Государственной думы, представителями прессы, общественности, научных кругов и принять участие в его обсуждении с позиции той или иной группы. Подростки убедились, как порой сложно и ответственно принять правильное решение, от которого зависит будущее общества.

Экскурсия по г.Тольятти и однодневное путешествие на теплоходе по Волге с посещением национального парка Самарская Лука, вечер визиток, встречи с творческими коллективами города помогли сделать восьмидневное пребывание на волжской земле не только интеллектуально, но и эмоционально насыщенным.

Параллельно с финалом III Всероссийской акции «Я – гражданин России» с 24-27 июня в пансионате «Русский бор» г.Тольятти Самарской области проходил межрегиональный семинар «Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций школьников». Руководители и специалисты органов управления образованием, центров гражданского образования, лабораторий правового образования, учреждений дополнительного образования из городов Астрахани, Брянска, Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга, Калуги, Москвы, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Тольятти и Республики Калмыкия могли не только обсудить актуальные проблемы гражданского образования, участвовать в тренингах по разработке социальных проектов и их презентации, но и побывать на мероприятиях финала акции. В ходе смотра проектных работ, парада образцовых проектов, проблемно-ролевой игры участники семинара смогли задать вопросы юным проектировщикам и их координаторам. Сравнить уровень развития социального проектирования в разных регионах страны. Встретиться с командой, представлявшей на финале их территорию. Получить практическое представление об организации смотра проектов.

Организаторы семинара надеются, что приобретенный участниками семинара опыт будет способствовать дальнейшему распространению социального проектирования. К сожалению, участниками семинара оказались регионы, уже активно участвующие в акции, и не проявили внимание к нему территории, где социальное проектирование слабо развито или его нет вообще.

Во время финала был проведен опрос 20 координаторов проектов команд – финалистов акции. Мы хотели выявить те проблемы, с которыми они сталкиваются, руководя социальным проектированием.

Следует остановиться и на ряде негативных тенденций. Так, в ходе экспертизы присланных в оргкомитет акций работ выявилось, что на территориях не всегда четко следуют указаниям письма Министерства образования РФ. Более половины принявших участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России» субъектов Российской Федерации отправили на конкурс по 4 проекта, а отдельные регионы не затрудняют себя проведением региональных конкурсов и отбором лучших работ и присылают в адрес оргкомитета конкурса по 7 (Белгородская область) и даже 9 работ (Республика Татарстан), причем три работы здесь были из одного учебного заведения. Направлялись работы, относящиеся к научным или социологическим исследованиям, не соответствующих технологии социального проектирования. Особенно четко данная тенденция прослеживается в Кабардино-Балкарской Республике, республиках Башкортостан и Татарстан. Видимо, в перспективе целесообразно провести там семинары по методике и практике социального проектирования. Большинство присланных проектов выполнено учащимися общеобразовательных учреждений и лишь 16% – воспитанниками учреждений дополнительного образования и практически нет работ, подготовленных членами молодежных и детских общественных организаций.

В целом финал III Всероссийской акции «Я – гражданин России» показал, что акция эффективно решает поставленные перед ней задачи и объективно переросла в движение молодых людей, неравнодушных к судьбе России, жаждущих дальнейшего ее продвижения по пути демократического развития.

Владимир ПАХОМОВ, руководитель Центра гражданского образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте