Учеба в школа – это первая серьезная общественно значимая деятельность ребенка. И здесь необходимо взаимопонимание учителя и ученика, активное сотворчество, которое составляет основу всей системы образования. Мне болеещего его. близка идея педагогики сотрудничества, идея гуманного отношения к ученику на основе учета его индивидуальности, его особенностей, педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя, но понимающего и принимающего ребенка не только сердцем, но и умом, значит, знаю
Если между педагогом и воспитанником устанавливается доброжелательное взаимопонимание, то ребенок чувствует уверенность в себе, в своих действиях и поступках. Даже неудачи не рождают чувство страха, отчужденности, потери интереса к учебе.
Обратившись к истории, мы увидим, что идеи педагогики сотрудничества присутствуют у великого философа Сократа. Именно он является основоположником традиции такого философствования, когда в центре размышлений оказывается сам человек, его сознание и нравственность, общественное и личное поведение. Ученики Сократа были его друзьями, каждый при этом был мастером своего дела со своей индивидуальностью, характером, а он сам – лишь умным наставником, выделяющимся среди равных блестящим умом, остро развитым чувством справедливости и личного достоинства, а не проповедями, которые были чужды грекам. Ученики Сократа любили его за добродетель и философию, а не философию и добродетель ради него самого. И наставник не собирался превращаться в главу школы, тем более отливать характеры своих учеников по своему образу и подобию.
Педагогика сотрудничества также включает взаимодействие между учителем и родителями. Они не будут стесняться или, еще хуже, бояться рассказать о недостатках сына или дочери, о том, что их тревожит и волнует. А учитель не станет укорять их за ленивого и нерадивого, невнимательного или чересчур живого ученика, а постарается вместе с ними понять причины возникших трудностей и найти возможности помочь ребенку.
Только такой учитель, который хорошо знает и понимает способности и возможности ученика, знает, как и чем можно ему помочь, не «сломает» его, не навредит здоровью. У такого учителя не вырастет запуганный «невротик», ненавидящий школу и учебу, хронически неуспевающий, который в жизни уже не сможет поверить в себя.
Учитель-наставник не должен навязывать ребенку свое видение проблемы научных познаний, а дать ему самому добыть эти знания и сформировать свое мнение по данному вопросу. При этом ученик будет более глубоко чувствовать свою значимость и индивидуальность. Поставив ученика в конкретную ситуацию, педагог предоставляет ему возможность не только самому найти пути выхода, но и проанализировать, к чему может привести неправильное решение. Однако какие бы виды самостоятельной работы ни выполняли ребята на уроке, руководящая роль тем не менее должна оставаться за учителем. Он определяет задачи, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, продумывает методы обучения различным видам самостоятельной деятельности, составляет задания с постепенным нарастанием степени самостоятельности, приучает ребят к самоконтролю, при это обязательно учитывает индивидуальные особенности детей.
Они разные, эти мальчики и девочки, которые приходят к нам, учителям. Их нужно многому научить, а главное – научить учиться, научить анализировать жизненные ситуации, понимать события реальной жизни.
Комментарии