search
main
0

Высокое искусство. Математическая олимпиада как дидактический элемент системы УДЕ

В Элисте ежегодно проводятся городские олимпиады для ребят, обучающихся по технологии УДЕ. На обычных олимпиадах ученикам предлагается решить задачу повышенной трудности. Как показывает практика проведения городских и республиканских олимпиад по математике, очень часто подлинный смысл олимпиадных задач даже победителям остается неизвестен. Таким образом, отсутствуют обратная связь и реальная польза проведения олимпиад для учащихся в целом. Математическая олимпиада в рамках системы УДЕ – это не только и не столько интеллектуальное соревнование лучших школьников, но элемент обучения.

Методика УДЕ имеет явное преимущество перед традиционной системой обучения математике, так как целенаправленно развивает творческие способности учащихся. Важный дидактический прием УДЕ – составление уравнений и задач. Поэтому задания к олимпиаде должны быть разных типов:

а) на проверку усвоения программных ЗУНов;

б) на проверку усвоения программных требований методической системы УДЕ, в том числе заданий на составление упражнений, обратных задач;

в) задания исследовательского характера, решение которых может показать наличие у школьника способностей математика-теоретика и одновременно развить эти способности.

Главной целью олимпиады является не формальный отбор наиболее способных учащихся, а отбор и внедрение в школьную программу занимательных классических задач из книг Я.И.Перельмана, Б.А.Кордемского, Я.И.Депмана, И.Ф.Тарыгина, М.Гарднера, С.Лойда, П.М.Эрдниева и др. Важно и то, что учащимся становится известным алгоритм составления или изобретения олимпиадной задачи. Таким образом происходит развитие творческого мышления учащихся и существенно расширяется «зона ближайшего развития» (по терминологии Л.С.Выготского). При этом сама олимпиада является мощным развивающим средством системы УДЕ.

Приведем некоторые задания последней олимпиады по системе УДЕ.

3-й класс

Продолжить закономерности в правой стороне равенства до 8 и определить свойства чисел в левой стороне равенства:

1 = 1 · 1 · 1

3 + 5 = 2 · 2 · 2

7 + 9 + 11 = 3 · 3 · 3

13 + 15 + 17 + 19 = 4 · 4 · 4

4-й класс

Решить задачу:

4% молока составляет жир – это число называется процентом жирности молока.

а) Сколько жира будет в 300 кг молока?

б) Составить и решить обратную задачу.

в) В масле 60% жира. Сколько килограмм масла будет получено из 300 кг молока?

5-й класс

а) Первая машинистка может перепечатать рукопись за 20 часов, а вторая – за 30 часов. Какую часть рукописи они перепечатают, работая одновременно, за 1час, 2 часа, 3 часа?

6-й класс

За первый день бригада скосила 15 га, а за второй день – 20% оставшейся площади. Всего за 2 дня было скошено 36% луга. Найдите площадь луга.

а) Решить эту задачу в обыкновенных дробях.

б) Придумать задачу по уравнению и решить ее:

20 + 0,3(х – 20) = 0,44х.

7-й класс

а) Два рабочих получили за работу 64 тыс. руб., причем первый работал 10 часов, а второй – 8 часов. Сколько денег получил каждый из них, если первый рабочий за 5 часов получил на 2 тыс. рублей больше, чем второй рабочий за 6 часов?

б) Составить и решить задачу на основе системы уравнений:

6х + 4у = 54

3у – 2х = 8

в) Составить и решить задачу на основе пары тождеств:

8 · 9 – 6 · 7 = 30

5 · 9 – 4 · 7 = 17

Помните, что математик Дж. Пойа сказал: «Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепьяно; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь».

Баира ЦЕДЖИНА, ст. преподаватель кафедры УДЕ Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте