В Элисте ежегодно проводятся городские олимпиады для ребят, обучающихся по технологии УДЕ. На обычных олимпиадах ученикам предлагается решить задачу повышенной трудности. Как показывает практика проведения городских и республиканских олимпиад по математике, очень часто подлинный смысл олимпиадных задач даже победителям остается неизвестен. Таким образом, отсутствуют обратная связь и реальная польза проведения олимпиад для учащихся в целом. Математическая олимпиада в рамках системы УДЕ – это не только и не столько интеллектуальное соревнование лучших школьников, но элемент обучения.
Методика УДЕ имеет явное преимущество перед традиционной системой обучения математике, так как целенаправленно развивает творческие способности учащихся. Важный дидактический прием УДЕ – составление уравнений и задач. Поэтому задания к олимпиаде должны быть разных типов:
а) на проверку усвоения программных ЗУНов;
б) на проверку усвоения программных требований методической системы УДЕ, в том числе заданий на составление упражнений, обратных задач;
в) задания исследовательского характера, решение которых может показать наличие у школьника способностей математика-теоретика и одновременно развить эти способности.
Главной целью олимпиады является не формальный отбор наиболее способных учащихся, а отбор и внедрение в школьную программу занимательных классических задач из книг Я.И.Перельмана, Б.А.Кордемского, Я.И.Депмана, И.Ф.Тарыгина, М.Гарднера, С.Лойда, П.М.Эрдниева и др. Важно и то, что учащимся становится известным алгоритм составления или изобретения олимпиадной задачи. Таким образом происходит развитие творческого мышления учащихся и существенно расширяется «зона ближайшего развития» (по терминологии Л.С.Выготского). При этом сама олимпиада является мощным развивающим средством системы УДЕ.
Приведем некоторые задания последней олимпиады по системе УДЕ.
3-й класс
Продолжить закономерности в правой стороне равенства до 8 и определить свойства чисел в левой стороне равенства:
1 = 1 · 1 · 1
3 + 5 = 2 · 2 · 2
7 + 9 + 11 = 3 · 3 · 3
13 + 15 + 17 + 19 = 4 · 4 · 4
4-й класс
Решить задачу:
4% молока составляет жир – это число называется процентом жирности молока.
а) Сколько жира будет в 300 кг молока?
б) Составить и решить обратную задачу.
в) В масле 60% жира. Сколько килограмм масла будет получено из 300 кг молока?
5-й класс
а) Первая машинистка может перепечатать рукопись за 20 часов, а вторая – за 30 часов. Какую часть рукописи они перепечатают, работая одновременно, за 1час, 2 часа, 3 часа?
6-й класс
За первый день бригада скосила 15 га, а за второй день – 20% оставшейся площади. Всего за 2 дня было скошено 36% луга. Найдите площадь луга.
а) Решить эту задачу в обыкновенных дробях.
б) Придумать задачу по уравнению и решить ее:
20 + 0,3(х – 20) = 0,44х.
7-й класс
а) Два рабочих получили за работу 64 тыс. руб., причем первый работал 10 часов, а второй – 8 часов. Сколько денег получил каждый из них, если первый рабочий за 5 часов получил на 2 тыс. рублей больше, чем второй рабочий за 6 часов?
б) Составить и решить задачу на основе системы уравнений:
6х + 4у = 54
3у – 2х = 8
в) Составить и решить задачу на основе пары тождеств:
8 · 9 – 6 · 7 = 30
5 · 9 – 4 · 7 = 17
Помните, что математик Дж. Пойа сказал: «Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепьяно; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь».
Баира ЦЕДЖИНА, ст. преподаватель кафедры УДЕ Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования
Комментарии