Всероссийские проверочные работы по истории в 5, 6, 7 и 8-х классах – серьезное испытание для ребят, к которому надо готовиться!
Часто задаю детям вопрос: «За что вы не любите историю?» Это вопрос-провокация, вопрос, заставляющий ребят вместо того, чтобы дать известные комплиментарные ответы о важности знания истории, задуматься над некомфортной стороной этого школьного предмета. Подавляющее большинство детей, отвечая на мой вопрос, жалуются на необходимость зубрить большое количество дат, имен, а также понятий и визуальных образов прошлого. Каждый учитель истории знает, что с этим ничего поделать нельзя – невозможно знать историю без знания дат, имен и понятий! Таким образом, один из важных навыков, которым должен обладать ученик для успеха в постижении истории в школе, – хорошо отрегулированная память о событиях прошлого.
Память – это очень сложный и тонкий инструмент, главная функция которого (как это ни удивительно!) забывать излишнюю, ненужную информацию и удерживать правильно организованную и необходимую. Учителю важно добиться, чтобы ребенок не запутался в исторических эпохах – в этом огромном четвертом измерении. Люди, события и предметы должны жить в памяти внутри соответствующей эпохи. Подготовка к проверочной работе может стать хорошим тренингом, позволяющим настроить и откалибровать память.
Сегодня учителю можно не тратить время на разработку типовых заданий ВПР, можно обратиться к пособиям, авторы которых заслужили доверие в профессиональном сообществе и сами являются разработчиками ВПР. В этом отношении хочется рекомендовать сборники типовых вариантов ВПР для 5, 6, 7 и 8-х классов, вышедшие в издательстве «Экзамен». Все пособия получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования. В каждом пособии представлены 25 типовых вариантов ВПР, чего вполне достаточно для формирования прочных компетенций, необходимых для успешного выполнения всероссийских проверочных работ.
Пособия дают возможность как выбирать отдельные задания для текущего или тематического контроля, так и использовать целые варианты для комплексной подготовки к ВПР. Составной частью каждого варианта ВПР является знание истории Великой Отечественной войны (часть 2 в каждом из вариантов ВПР). Эти задания являются важным инструментом формирования исторической памяти о важнейшем событии нашей истории, во многом определившем направление развития современных государства и общества.
Издания для подготовки к ВПР, содержащие 25 вариантов и получившие положительную экспертную оценку ФГБНУ «ФИОКО»
Рассмотрим некоторые примеры из пособий.
В 5-м классе у ученика есть возможность внутри заданий выбрать одну из четырех тем, к которым адресован вопрос. Например, в 5-м классе есть задание (часть 1, задание 3): «Прочитайте список слов (словосочетаний) и напишите слово (словосочетание), относящееся к выбранной вами теме». Далее идет список слов (словосочетаний): филистимляне, мумия, брахманы, великий понтифик, Иония, ворота Иштар. Предварительно предложено четыре темы на выбор: а) Древний Египет; б) Древний Рим; в) Древняя Индия; г) Вавилонское царство. После выполнения задания ученик должен объяснить смысл выбранного слова (словосочетания). Учитывая возраст ученика, такая вариативность при ответе на поставленный вопрос в задании представляется весьма целесообразной, позволяющей ученику продемонстрировать свои знания именно в той из эпох, где он чувствует себя наиболее уверенно.
Особые трудности в пособиях для 5-го и 6-го классов вызывает идентификация культурно-исторической эпохи по визуальным образам. Рассмотрим одно из типовых заданий для 5-го класса (часть 1, задание 1.). В нем предложены четыре темы, соответствующие одной из цивилизаций Древнего мира: а) Древний Египет; б) Древний Рим; в) Древняя Индия; г) Вавилонское царство. Текст задания звучит следующим образом: «Каждая из иллюстраций, приведенных ниже, относится к одной из указанных в перечне тем. Установите соответствие между темами и иллюстрациями: к каждой теме подберите по одной иллюстрации».
Главная трудность в таких заданиях – научиться читать «текст» визуального образа, то есть точно атрибутировать отдельные его элементы с эпохой и географической локализацией. Если иллюстрации 3 и 4 идентифицируются школьниками относительно легко (благодаря прежде всего одежде людей), то иллюстрации 1 и 2 представляют собой архитектурный «текст», что требует более подробной актуализации историко-культурных знаний по Древней Индии и Вавилонскому царству.
В пособии для 6-го класса задания части 1 продолжают группироваться вокруг четырех предложенных тем, посвященных отдельным событиям (процессам) как всеобщей, так и российской истории Средневековья. Однако здесь вариативность (выбор события или процесса) представлена лишь в заданиях 4 и 5. В остальных случаях ученик выполняет задания, где необходимо исключить неподходящие для правильного ответа варианты. Например, рассмотрим задание 3 из части 1. Ученику предлагаются четыре события (процесса): а) призвание варягов в Новгород на княжение; б) создание Ганзейского купеческого союза; в) походы Литвы на Москву во второй половине XIV в; г) защита Древнерусского государства от набегов кочевников в XI в. Предлагается выполнить следующее задание: «С каким из данных событий (процессов) связано слово «гильдия»? Запишите букву, которой обозначено данное событие (процесс). Объясните смысл слова «гильдия».
Еще одной сложной визуальной задачей для учеников 5-х и 6-х классов является задание по карте. Приведем пример из пособия для 6-го класса. Ученику предлагаются четыре события (процесса): а) призвание варягов в Новгород на княжение; б) создание Ганзейского купеческого союза; в) походы Литвы на Москву во второй половине XIV в; г) защита Древнерусского государства от набегов кочевников в XI в. Кроме того, предлагается карта.
После того как ученик выбрал одно из четырех событий (процессов), он выполняет следующее задание: «Штриховкой покажите на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично происходило выбранное вами событие (процесс)». Успех выполнения этого задания тесно связан с наличием у учащихся соответствующей компетенции, связанной со знанием географии и умением ориентироваться по карте.
В пособиях для 7-го и 8-го классов даны задания по истории России и истории зарубежных стран в Новое время. Это известные всем учителям по ОГЭ и ЕГЭ вопросы на соответствие, знание определений исторических понятий, умение анализировать тексты исторических источников, умение ориентироваться по историческим картам, задания по работе с иллюстрациями или перечнем памятников культуры.
Особое значение, как представляется, имеет задание 8 части 1. Приведем пример такого задания из пособия для 7-го класса: «Какой из приведенных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внутренняя политика России в годы царствования Бориса Годунова была удачной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке: 1) основание города Томска; 2) начало народного движения под предводительством Хлопка; 3) появление Лжедмитрия I в Польском государстве».
Помимо того что такие задания проверяют овладение учеником компетенциями, необходимыми для умения аргументировать ту или иную позицию в анализе исторических фактов, они также формируют очень важный компонент исторического мышления – объективность. Поясню свою мысль. Римский историк Корнелий Тацит призывает смотреть на историю «без гнева и пристрастия, причины которых от нас далеки», то есть объективно. Однако это не так-то легко сделать! Попробуйте удержаться от оценок и говорить беспристрастно о кошмарах Средневековья или ужасах нацизма! Это порой просто невозможно. Да и морально-нравственное развитие ребенка требует сохранения эмоциональной сопричастности событиям прошлого. Однако представления об объективном взгляде на историю связаны во многом не с обретением бесстрастного взгляда на прошлое, а прежде всего с умением смотреть на одни и те же вещи под разным углом – умением выстраивать аргументацию для позиции, которую, возможно, и не разделяешь сам. Именно поэтому считаю такие задания особенно полезными для формирования навыков исторического мышления.
Наибольшие трудности для ребят в пособиях для 7-го и 8-го классов традиционно представляют вопросы на знание памятников культуры различных эпох. И здесь зубрежка не самый лучший вариант подготовки. Расширение культурного кругозора через прочтение книг, просмотр фильмов, посещение музейных пространств, участие в интеллектуальных викторинах и играх – гораздо более надежный путь для достижения успеха в этих заданиях.
Пособия дают возможность организовать самостоятельную подготовку к всероссийским проверочным работам, поскольку содержат подробные инструкции к выполнению заданий, критерии оценивания и ответы ко всем заданиям каждого варианта ВПР. Важно, ознакомившись с правильными ответами, постараться разобраться в том, какие и почему допущены ошибки, изучить соответствующую теоретическую справку или правило.
Таким образом, пособия по подготовке к ВПР по истории облегчат учителю работу по организации подготовки к всероссийским проверочным работам, позволят ученикам самостоятельно готовиться к ним, а родителям – помочь в этом своим детям.
И еще… За что мы любим историю? Человек поглощен желанием узнать, что с ним будет. Однако, увы, будущее, подобно прошлому, не существует, разница лишь в том, что прошлое уже миновало, а будущее пока не наступило. Это не единственное сходство прошлого и будущего. Прошлое оставляет следы, но и будущее постоянно дает о себе знать. Некоторые процессы, начавшись в прошлом, продолжаются в будущем, многие явления и события периодически повторяются, общество, двигаясь вперед, опирается на исторический опыт предков. Эта наука хранит опыт человечества, который оно приобрело на своем пути, а также дает представление о препятствиях, ожидающих всех нас. История, изучая прошлое, объясняет настоящее и предсказывает будущее.
Сергей ЛЯМИН, доцент кафедры истории и философии Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2001, Тамбовская область
Комментарии