Игорь РЕМОРЕНКО, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ, секретарь Межведомственной рабочей группы при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов:
– Чуть более года назад на заседании Правительства РФ были одобрены «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ». Сейчас мы приступаем к их реализации, имея существенный ресурс для поддержки тех, кто наиболее настроен на изменения в системе образования. В общей сложности впервые за всю историю постперестроечного образования ресурс развития системы, объем тех средств, которые выделены и идут на ее развитие, увеличен в 6 раз.
Прежде всего нам предстоит решить несколько групп задач. Сначала необходимо обеспечить понимание предназначения приоритетного национального проекта в образовании. С одной стороны, ПНПО понимается как своего рода «раздача слонов» – лишь бы кого-то наградить, не вызывая никаких изменений в системе образования. С другой стороны, при реализации некоторых компонентов ПНПО явно не хватает осознания того, что все делается не только для самоценности системы образования, но и для общества, конкретных детей и родителей, ради которых работают и должны работать наши учителя. Обозначить ясное понимание предназначения проекта – общая задача. Приоритетный национальный проект разработан таким образом, чтобы поддержать системные изменения по основным направлениям развития образования России. В некоторых регионах именно опора на системные изменения и даст ожидаемый эффект. Здесь важно активно содействовать становлению институтов гражданского общества и проектного образовательного менеджмента. Есть шанс, что при грамотно организованных процедурах отбора учителей, школ и талантливой молодежи мы сможем сделать вклад в выращивание будущих проектных управленцев в системе образования. Такие возможности есть, надо разумно ими распорядиться. Исходя из этого можно сформулировать еще одну смысловую задачу – приоритетная государственная поддержка лидеров: образовательных учреждений и педагогов, чья деятельность наиболее отвечает современным социальным запросам. Выявить таких лидеров позволят открытые и прозрачные конкурсные процедуры с широким участием гражданских институтов.
Другая группа задач связана с пониманием значения приоритетного национального проекта, того, какие компоненты в него включены и как они связаны друг с другом. Принципы нормативного подушевого финансирования и оплата за качество, обозначенные Президентом РФ, пронизывают большинство компонентов ПНПО.
Следующая группа задач касается организации наших действий. Мы должны своевременно проводить конкурсные процедуры, принимать нормативные документы, отслеживать прохождение финансов.
Наконец, четвертая группа задач – задачи по организации мониторинга и отчетности по проекту. Мониторинг как на федеральном уровне, так и на региональном, по нашему представлению, включает три основные части. Это:
Мониторинг готовности участников к осуществлению проекта. Тут необходимо, чтобы все основные документы были приняты, основные мероприятия проведены. Он предполагает прежде всего анализ подготовки нормативно-правовых документов. Здесь будут задействованы контрольно-счетные органы и федеральные инспекторы, вовлечен Рособрнадзор. Планируется по конкурсу отобрать организацию-оператора, которая будет вести мониторинг в федеральном масштабе.
Мониторинг хода выполнения процедуры реализации проекта. Здесь важно, чтобы все ранее обозначенные обязательства выполнялись в соответствии с подписанными соглашениями и контрактами. Основные механизмы этого мониторинга – выездные комплексные инспектирования, уже в апреле 2006 года запланирован контроль за тем, как проходят конкурсы и распределяются необходимые выплаты в 40-50 субъектах РФ. В ходе инспектирования в каждом конкретном субъекте РФ будут рассматривать, как действует региональный совет по реализации проекта, кто входит в его состав, как проходят заседания, какие решения принимаются, как обеспечивается контроль за их исполнением, какие условия созданы для работы организационной группы при региональном совете, укомплектована ли она квалифицированными специалистами, как осуществляется информирование об условиях участия в конкурсах, какие организации определены в качестве экспертных. Важно, чтобы это были действующие, имеющие авторитет в обществе независимые гражданские объединения.
Для повышения эффективности контроля будут использованы информационные технологии: предполагается, что сайт приоритетного национального проекта образования будет содержать не только еженедельно обновляемую информацию о ходе реализации проекта в регионах России, но и обеспечит диалог основных его участников. На сайте будет размещена информация гражданских институтов, участвующих в проекте, опыт работы инновационных образовательных учреждений и лучших учителей. Граждане смогут непосредственно обращаться в федеральный центр по вопросам реализации ПНПО. Это должно стать существенным дополнением к практике опросов и интервью, направленных на выявление мнения общественности о ходе реализации приоритетного национального проекта.
Комментарии