search
main
0

Всему свету – по секрету. Из опыта учителя

Учебник совсем новый. И работать здесь надо по-особому. Пользуясь им, не только ученики, но и учителя становятся более современными и креативными. «Навигатор», на мой взгляд, помогает сделать учебный процесс особенно интересным благодаря новым подходам и инновационным технологиям. Хочу поделиться своим первым опытом работы с этим учебником и показать свою методическую разработку по уроку биологии по теме «Деление клетки. Митоз».

(На экране слайд «».) необходимо раздать учащимся в печатном виде, что обеспечит успешное его выполнение.

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл. М.: Дрофа, 2008

§4 «Деление клетки», рабочая тетрадь, стр. 11

Для формирования системных знаний, демонстрации взаимосвязи понятий используются в качестве повторения материалы §1 «Чем живое отличается от неживого» и соответствующего раздела мультимедийного издания.

Цель: дать учащимся представление о митозе как основном типе деления соматических клеток, показать роль митоза в жизни организма.

Задачи:

1. Закрепить у учащихся знания об основных признаках живого; показать связь признаков живого и митоза.

2. Выработать у учащихся представление о типах клеток и хромосомном наборе клеток.

3. Ознакомить школьников с процессом деления соматических клеток – митозом.

4. Сформировать у учащихся представление о процессах, происходящих в разных фазах митоза.

5. Расширить кругозор учащихся, развивать монологическую речь.

6. Научить школьников находить нужную информацию в разных источниках.

7. Создать условия успешного учения учащихся.

Оборудование: мультимедийное учебное пособие, компьютер, мультимедийный проектор, экран, указка, фломастеры, гербарий папоротника или комнатное растение папоротника.

Ключевые слова и понятия: основные признаки живого, соматические клетки, половые клетки, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, интерфаза, митоз, ядро, хромосомы.

Тип урока: комбинированный.

Для проведения урока учитель может дополнительно разработать свою презентацию, которая, например, может состоять из следующих слайдов:

Слайд 1. Вводная информация, настраивающая учащихся на тему занятия. Здесь можно разместить тему урока, поставить проблемный вопрос, на который предстоит найти ответ в ходе урока, например: какой процесс является основой роста, развития и размножения соматических клеток?

Слайд 2. Клетки организма.

Слайд 3. Число хромосом у разных видов.

Слайд 4. Содержание слайда должно сопровождать этап рефлексии, учитель может разместить здесь выводы, если в ходе урока были поставлены проблемные вопросы или выдвигались различные гипотезы, можно еще раз повторить основные теоретические положения. Если позволяет место, здесь же размещается текст домашнего задания, если известно, что ученический коллектив в целом плохо воспринимает большой объем информации, домашнее задание помещаем на следующий слайд.

Ход урока

На экране первый слайд с темой урока и постановкой проблемы, решение которой будет найдено в ходе урока.

Учитель озвучивает тему, говорит о месте изучаемой темы в общем курсе изучаемого предмета и о практических сферах. Учащиеся должны сразу получить ответ на извечный вопрос «Зачем мы все это учим?», для того чтобы дальше с интересом изучать проблему.

Организм – это живое существо, способное к самостоятельному существованию. Клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ – признаки живых организмов. Для всех характерны признаки живого. Каковы эти признаки? Ответ на этот вопрос учащиеся найдут на первом этапе урока.

I.Проверка знаний и повторение изученного материала

1. На экране кадр «Основные признаки живого»: анимация (§1 «Чем живое отличается от неживого»). Демонстрируется анимационный фрагмент.

По материалам просмотренной анимации учащиеся в тетрадях записывают признаки живых организмов и царства живой природы. К доске приглашаются два ученика, один из которых должен написать признаки живых организмов и дать им устную характеристику. Второй ученик записывает царства живой природы и называет 1-2 представителей каждого царства, ориентируясь на живые организмы на экране. Обозначить безъядерные и ядерные организмы. Проверка проводится совместно с учащимися, работающими на местах, при необходимости еще раз просматривается фрагмент анимации. Оценивается работа учащихся, вызванных к доске, анализируются варианты ответов.

2. Учитель просит учащихся назвать признаки, которые не названы в анимации, но с которыми они уже знакомы. Учащиеся должны ответить: клеточное строение и сходный химический состав.

3. Учитель обращает внимание учеников, что все названные признаки живого характерны для одноклеточных организмов и для всех клеток многоклеточного организма, предлагает учащимся сделать вывод. (Клетка – самостоятельная живая система. Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка – основная структурная и функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Вне клетки жизнь на нашей планете не обнаружена. Исключение – вирусы.)

4. Учитель предлагает вспомнить ранее изученный материал и §4 «Деление клетки», который задавался на дом для ознакомительного чтения. Урок построен в технологии опережающего обучения, поэтому объяснению учителя предшествует самостоятельная работа учащихся с материалами мультимедийного издания и учебника.

5. Работа с интерактивным модулем «Биологические карты», §4 «Деление клетки». При подготовке к уроку учащиеся должны были ознакомиться с материалами §4 «Деление клетки». На основании изученного и с помощью материалов учебника учащиеся отвечают на вопросы модуля. Вопросы модуля составлены так, что пять из них относятся к ранее изученному материалу и пять – к новому материалу. Таким образом, есть возможность актуализировать ранее полученные знания и разобраться с результатами самостоятельной работы, настроиться на получение новых знаний. Работу с интерактивным заданием можно организовать по группам. Например, каждый вопрос может быть адресован паре учащихся. Неправильные ответы обсуждаются совместно всеми учащимися.

II. Актуализация темы учебного занятия

1. Учитель просит дать характеристику понятия «размножение». Учащиеся с места отвечают. (Клетки способны размножаться делением. Каждая клетка, образующаяся при делении, получает набор необходимых наследственных признаков.)

2. На экран учитель выводит кадр «Деление – важнейшее свойство клеток: анимация» (§4 «Деление клетки»). Диктор дает определение понятия «деление».

Учитель просит сделать вывод, какие клетки есть в организме кота (соматические и половые).

Работа с учебником. Учащиеся находят в учебнике §4 «Деление клетки», стр. 25, информацию о наборах хромосом в разных клетках организма. На вопросы учителя о том, что характеризует соматические и половые клетки, учащиеся дают ответы с места: соматические клетки – парный (диплоидный) набор хромосом, а половые клетки – одинарный (гаплоидный) набор хромосом.

3. Работа с материалами рабочей тетради: стр. 11, на экране – слайд, подготовленный учителем, «Клетки организма». На слайде информация о клетках организма – соматических и половых – и особенностях соматических клеток (парный набор хромосом, гомологичные хромосомы) и половых (одинарный набор), с помощью которой выполняется задание в рабочей тетради.

4. Изучение понятия «гомологичные хромосомы». Демонстрируется текстовый и иллюстративный материал мультимедийной компоненты. (§4 «Деление клетки» – диск). Учащиеся вслух читают определение хромосом. Учитель с помощью иллюстративного материала мультимедийного издания демонстрирует и рассказывает о хромосомах организмов различных видов.

5. Учитель сообщает ученикам, что организмы разных царств живой природы имеют различное число хромосом. Можно подготовить слайд, на котором приведено количество хромосом разных видов. Ученики видят минимальное и максимальное количество хромосом у разных видов организмов. Учитель предлагает в тетради записать несколько примеров (на выбор): название животного – количество хромосом.

6. Учащиеся записывают сведения о нескольких видах в рабочие тетради. Очень хороший эффект для понимания дает демонстрация гербария папоротника в рамке. Учащиеся обязательно ответят, что за 1200 хромосом! В качестве игрового момента можно предложить разместить представителей разных видов на «пьедестале почета». Первое место займет папоротник, второе – бабочка, а третье – муравей. Учитель может заранее подготовить слайд.

Поскольку урок насыщенный и интенсивный, неплохо провести физкультминутку, перед тем как перейти к изучению нового материала.

III. Изучение нового материала

1. Ученикам предлагается найти в учебнике на стр. 23 в §4 «Деление клетки» типы деления у разных видов клеток. Фронтально опрашивается класс, определяются и называются типы деления (митоз и мейоз).

Учитель предлагает одному ученику записать на доске схему «Деление клеток», ученики записывают схему в тетрадь – задание №16, стр. 11.

2. Учитель сообщает ученикам, что сегодня они подробно ознакомятся с делением соматических клеток – митозом. Рассмотрят, какие процессы в клетке происходят в разные фазы митоза.

3. На экране демонстрируется анимация митоза в животной клетке (§4 «Деление клетки. Митоз» – диск) На каждом этапе с помощью простых вопросов следует проверить, усвоен ли материал.

Учителю следует обратить внимание учащихся:

на интерфазу;

на органоиды, участвующие в делении: клеточный центр, хромосомы, цитоплазма;

число хромосом в разных фазах деления.

Иногда для лучшего понимания следует повторно просмотреть анимацию митоза в животной клетке, если учитель не получает удовлетворительных ответов на поставленные вопросы.

4. Учащиеся, пользуясь материалом учебника на стр. 24-25, в рабочей тетради на стр. 11 выполняют задание №17. Один ученик зачитывает ответ с места.

5. Учащиеся дают характеристику митоза.

Характеристика митоза:

митоз приводит к образованию двух дочерних клеток из одной материнской;

дочерние клетки являются точными копиями материнской;

при митозе сохраняется число хромосом;

митоз происходит только в клетках ядерных организмов;

митоз обеспечивает бесполое размножение организмов.

6. Если возникают затруднения с формулированием признаков митоза, учитель может показать на экране информационный объект «Митоз» (§4 «Деление клетки. Митоз»).

7. В рабочей тетради учащиеся выполняют задание 18, стр. 11.

IV. Осмысление нового материала

1. Игра «Комментатор». Учитель предлагает ученикам выступить в роли комментатора и пояснять процессы, происходящие в разные фазы митоза, демонстрируемые анимацией. Ученики класса должны внимательно слушать, замечать ошибки и недочеты в выступлении ученика-комментатора и высказать их по окончании выступления. Количество участников учитель определяет в соответствии с уровнем усвоения материала, активностью отдельных учащихся.

2. Можно после всех комментариев учеников включить анимацию, просмотреть и прослушать диктора еще раз.

Подведение итогов урока

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники.

Домашнее задание

(На экране слайд «Домашнее задание».)

Читать §4.

Работать с диском §4. «Деление клетки».

I. Основной материал – ознакомиться.

Деление – важнейшее свойство клеток: анимация.

Митоз.

II. Дополнительный материал – прочитать, найти ответы на вопросы к следующему уроку.

Гомологичные хромосомы.

Деление клетки: текст.

Прямое деление клетки: анимация.

Интересное в Интернете (по желанию).

III. Лабораторные работы (выполняется по желанию).

Изучение митоза в клетках корешка лука.

Вопросы к следующему уроку

Как происходит митоз в растительной клетке, в которой нет клеточного центра?

Какой процесс называют цитокенезом?

В чем сущность процесса прямого деления?

Домашнее задание необходимо раздать учащимся в печатном виде, что обеспечит успешное его выполнение.

Инна ГОРЕЛОВА, учитель высшей квалификационной категории школы №1368 Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте