Совсем недавно, листая детский православный календарь «Егорушка», купленный в подарок племяннице, я невольно остановила свой взгляд на названии рассказа. Рассказ назывался «Оторвали Мишке лапу», строкой из стихотворения, которое как в детстве, так и сейчас заставляет меня прослезиться.
Простите, Борис Ганаго, я процитирую первую часть вашего рассказа:«Появился в группе плюшевый Мишка. Как он здесь оказался? Мишка и сам удивленно смотрел на ребятишек и чуть-чуть им улыбался. Малыши гурьбой кинулись к нему. Каждый тянул к себе, кто за ухо ухватился, кто за шею…- Я хочу!- Мой Мишка!- Отдай! – раздавались детские голоса.Даже кто-то кого-то толкнул, кто-то заплакал. И вдруг – треск… Все замерли, а потом, увидев, что у медвежонка отлетела лапа, стали возвращаться к своим игрушкам.Брошенный Мишка смотрел на ребят и продолжал им чуть-чуть улыбаться…»Плюшевый Мишка – это только игрушка, но даже у игрушки, как нам иногда кажется, есть душа, она все чувствует, и ей бывает больно.А ребенок?! Ведь это же не игрушка! У каждого ребенка есть свой маленький мир. Маленький, поэтому и хрупкий. Одно неверное движение – и он разлетится на маленькие кусочки воспоминаний…И этот мир есть у детей с ограниченными возможностями здоровья, в него нужно проникнуть, понять и развивать его в нужном направлении.Над этой проблемой работали и ранее врачи-физиологи, педагоги, дефектологи и другие специалисты, но в настоящее время стали проявлять большее внимание к таким детям в Москве и в других регионах Российской Федерации. Образование и социализация особых детей теперь уже не только задача коррекционных образовательных учреждений, теперь эта задача одна из приоритетных и на законодательном уровне.Создаются условия, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с обычным ребенком имел возможность получить полноценное дошкольное, общее и профессиональное образование, чтобы каждый ребенок стал успешной личностью в обществе. Уже многое сделано и многое предстоит сделать на пути к преодолению этой оторванности от общества детей с ограниченными возможностями здоровья. Все проводимые мероприятия направлены на внешнее включение особого ребенка в реальную жизнь общества. А как же внутреннее, как же его душа?..В последнее время очень часто произносят слова «инклюзивное образование». Да, это один из достойных способов включения в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с нарушением зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата или поведенческими нарушениями потянется в своем развитии за здоровыми сверстниками и станет такой же полноценной личностью, как и они. Правда, есть одно «но»!Порой, гонясь за прогрессом, перенимая опыт зарубежных государств, мы то ли по невнимательности, то ли по какой другой причине забываем о том, что не видно внешне, забываем о внутреннем мире ребенка. А этот мир очень важен. Ведь то, что запечатлеет этот мир, то, что мы, взрослые, в него вложим, будет тем опытом, на основе которого ребенок вырастет тем человеком, каким мы его увидим. От нас, взрослых, зависит, какой личностью станет ребенок: полноценной, жизнерадостной, готовой к новым открытиям и свершениям или замкнутой, надломленной, не видящей цели своей жизни.Давайте вернемся к нашему ребенку с ограниченными возможностями здоровья, которого мы включили в среду здоровых сверстников. Как его примут, что он почувствует? Возможно, увидев новенького, многие захотят с ним познакомиться, может быть, и подружиться, а когда станут общаться, то заметят его особенность. Потом услышат, как один учитель делится с другим учителем своей проблемой, что теперь в его классе «такой» ребенок, а дома за ужином мамы с возмущением начнут рассказывать папам, что именно в класс, где учится их чадо, посадили «этого» ребенка. И их дети сделают «правильный» вывод, ведь это говорят их родители и учителя. И отвернутся от «такого» ребенка.А он, как тот Мишка, так же не понимая, как здесь оказался, будет удивленно смотреть на ребят и продолжать им чуть-чуть улыбаться……Чуть-чуть улыбаться… а внутри будут слезы… но он не заплачет, потому что уже знает, что этот мир к нему жесток. Внешне мы ничего не увидим, не увидим того, что произошло внутри, что стало с тем хрупким миром ребенка… Возможно, он разрушится… возможно, закостенеет… И вот это та стена, тот барьер, который мы не сможем перейти.Ребенок-то сможет перейти барьер в образовании и в обществе, так как это поддерживается столичным образованием и государством, а вот само общество сможет его принять, сможет перейти этот барьер внутри себя и протянуть ребенку руку помощи?Ольга БОСОМЫКИНА, учитель-дефектолог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида №62
Комментарии