20-21 октября в МГТУ имени Баумана прошел первый в истории Содружества независимых государств Форум выпускников советских и российских вузов, проживающих в странах СНГ. Он был организован в рамках федеральной целевой программы развития образования в России. В форуме приняли участие около четырехсот человек из всех государств СНГ, представители российских высших учебных заведений, министерств, ведомств, общественных организаций и объединений диаспор граждан государств Содружества. В качестве наблюдателей на форуме присутствовали представители Абхазии, а также землячеств иностранных студентов, аспирантов и докторантов вузов России из 29 стран мира.
Две основные задачи, которые обсуждались на форуме, – сохранение и распространение русского языка в странах СНГ и оценка состояния образования на постсоветском пространстве. Его сверхзадачей стало укрепление союза государств СНГ в рамках межличностного общения выпускников советских и российских вузов. Не стоит забывать, что в странах Содружества российское образование по-прежнему ценится, и у выпускников наших вузов есть возможность получить хорошую работу у себя на родине. А значит, каждый выпускник на своем месте может влиять на развитие отношений с Россией.
Учредители форума – Министерство образования и науки РФ и Федеральное агентство по образованию – не случайно выбрали местом его проведения МГТУ имени Баумана. В новом Доме культуры приветливые, умные, скромные молодые люди, а именно так выглядит классический бауманец, принимали гостей и участников форума. Кроме того, МГТУ, как и МГУ, – это такое учебное заведение, которое в особом представлении не нуждается.
Участники форума получили возможность встретиться с друзьями студенческих лет, поделиться своим жизненным опытом, принять решения, которые помогут в подготовке специалистов для государств Содружества. Большинство из них – выпускники высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова-на-Дону и других вузовских центров России. Многие из них занимают сегодня ведущее положение в политике, экономике, культуре, образовании своих государств.
На сегодняшний день более чем в 160 странах мира работают около 800 тысяч выпускников российских и советских вузов. Свыше 600 вузов России обучают иностранных специалистов. По словам руководителя Федерального агентства по образованию Николая Булаева, нынешняя встреча стала логическим продолжением прошедших в 2003 и 2007 годах Всемирных форумов выпускников российских и советских вузов. Она послужит развитию партнерских связей между государствами – участниками СНГ, укреплению взаимодействия между гражданами стран Содружества, получившими высшее образование в нашей стране. Основные проблемы иностранного студенчества в России – улучшение условий проживания, обеспечение должного уровня безопасности, вопросы признания российских документов об образовании – тоже будут решаться. Руководитель Рособразования сообщил о строительстве общежитий нового типа: за три года должно быть построено 32 многоуровневых общежития, соответствующих современным мировым стандартам. В ближайшие два года начнут функционировать еще 42 общежития с условиями, достойными студента современного вуза. Кроме того, Правительство России в этом году выделило дополнительные средства, позволяющие значительно увеличить прием в российские вузы за счет федерального бюджета: до десяти тысяч иностранных студентов в год.
Статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин передал привет участникам форума от главы МИД Сергея Лаврова и рассказал о стратегии России в развитии отношений с государствами Содружества и русской диаспорой в СНГ и странах Балтии, которая после развала СССР составила 30 миллионов человек: «Как известно, в СНГ активно действует система объявления тематических годов в гуманитарной сфере. Особое внимание в этой связи уделяется образовательной тематике. Нынешний год в Содружестве является Годом литературы и чтения. Следующий год будет посвящен молодежной тематике. Мы заинтересованы в привлечении талантливой молодежи из стран СНГ для обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также школьников стран СНГ к участию в олимпиадах. Их победителям будет предоставляться возможность для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения России. Поскольку на форуме присутствуют наши соотечественники, хочу подтвердить, что политическая линия руководства России нацелена на всестороннюю поддержку россиян за рубежом, на предание сотрудничеству с ними максимальной динамики. Главное, как подчеркивали Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, – те, кто находится сейчас за пределами своей исторической родины, должны быть равноправными гражданами в странах проживания, иметь возможность сохранить этнокультурную идентичность, духовную связь с Россией. Это касается и сферы образования.
Этапным событием и для диаспоры, и для России стал Всемирный конгресс соотечественников в Санкт-Петербурге в октябре 2006 года. Он показал, что между Россией и соотечественниками существуют органическая взаимосвязь и новое партнерство. 31 октября в Москве открывается Всемирная конференция соотечественников, а в 2009 году в столице состоится Всемирный конгресс. Эти и другие форумы посылают нам важный сигнал – время разобщенности прошло, нужно, чтобы все россияне чувствовали себя причастными к делу возрождения России. Базисная точка развития русского мира – сохранение и укрепление русского языка. Это одна из важнейших задач, которую решает российская дипломатия на пространстве Содружества».
– В 1942 году Анна Ахматова написала стихотворение «Мужество», в котором были такие строки: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя понесем, и внукам дадим, и от плена спасем навеки!» Эти слова наш фонд взял в качестве своего девиза, – продолжил рассуждения о русском языке и культуре Вячеслав Никонов, президент созданного в 2007 году Фонда «Русский мир». – Впервые понятие «русский мир» прозвучало в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию в 2007 году, когда он сказал, что русский язык никогда не будет языком межнациональной розни, он будет языком, объединяющим народы и культуры. В том же году им был подписан указ о создании Фонда «Русский мир». Наш фонд предоставляет гранты на поддержку русского языка и культуры, деятельности организаций соотечественников, на развитие отношений России с другими государствами. Фонд содействует появлению ресурсных центров по изучению русского языка и культуры при университетах и библиотеках за рубежом, и мы готовы рассмотреть любые предложения по их созданию.
Многие увидели в слове «русский» некую националистическую угрозу. Но в данном случае, по утверждению Вячеслава Алексеевича, оно не несет этнического содержания: «Русский – это не только кровь, мы говорим о русском языке, о русской культуре. Русский мир многоконфессионален. Первым по количеству заявок на предоставление грантов стоит Израиль, который тоже часть нашего русского мира. В последние годы русский язык был, а кое-где и остается языком наказанным, тем не менее на пространстве СНГ он является языком науки, культуры, межнационального общения. Он является основным языком книгоиздания. Русский язык стал окном в мир и для многих выдающихся людей из стран Содружества. В 90-е годы русский язык переживал спад. Закрывались русские школы, преподавание русского языка изгонялось из университетов, из системы школьного образования в странах Восточной Европы. Сейчас мы наблюдаем безусловный интерес к русскому языку и культуре по всему миру. В Болгарии после развала социалистической системы русский язык стал 14-м по количеству изучающих его в школе, сейчас он вновь второй язык. В Польше русский был шестнадцатым в 90-е годы, сейчас стал вторым после английского. Все это объясняется тем, что знание русского выгодно. В Восточной Европе сегодня сложно получить нормальную работу тем, кто его не знает. Можно, конечно, выращивать помидоры в Ирландии, как делает большое количество поляков, но если работать в Польше в сфере бизнеса, то русский обязателен, потому что весь бизнес на востоке – в Украине, Белоруссии, России. Эстонцы опять начали учить русский. В университетах на Западе русский язык опять интересен, прежде всего потому, что поднимается Россия. Страна, которая имела в конце 90-х внутренний валовой продукт 200 миллионов долларов, была менее интересна, чем страна, которая в этом году будет иметь внутренний валовой продукт 1,8 триллиона долларов. Слово «мир» в русском языке означает и примирение. Сейчас мы собираем не земли, а людей, которые составляют этот русский мир».
Председатель Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ Василий Стражев остановился на основных тенденциях развития образования в странах Содружества: «Следует отметить, что между процессами, происходящими в СНГ и Восточной Европе и странах Западной Европы, есть серьезное отличие. Основное отличие заключается в радикальном характере изменений в бывших коммунистических странах во всех сферах жизни, в том числе и образовании. Формально в СССР русский язык не был государственным, но он был языком КПСС, этим объясняется его доминирование в советских республиках. Сейчас русский возвращается в СНГ в ином качестве, с иными функциями. На постсоветском пространстве он выполняет ту же роль, что английский язык в западном мире. В общем и целом страны СНГ сделали шаг вперед в развитии образования своих стран. Массовое высшее образование на постсоветском пространстве – свершившийся исторический факт. Тенденции развития высшей школы в СНГ тоже похожи: переход на бакалавриат и магистратуру, сокращение сроков обучения, введение новых оценок учебной работы и так далее. Но достаточно радикальных изменений в организации учебного процесса все же не происходит. Дело в том, что все состояние общества и экономики на постсоветском пространстве не требует большого количества специалистов, способных нести с собой иную культуру, иной образ жизни. Конечно, инновационная и технологическая революции оказывают влияние на все страны, в том числе и СНГ. В связи с компьютеризацией развивается новый метод обучения – дистанционный. Республики СНГ должны найти свои путь развития, в то же время они зависимы от своего исторического прошлого. 17 лет явно недостаточно, чтобы воочию увидеть плоды нового времени».
На форуме говорилось и о несомненных плюсах российского образования, имеющего глубокие исторические корни. Ректор МГТУ Игорь Федоров отметил в этой связи достоинства образовательной системы своего вуза: «Принцип фундаментальной подготовки и практических знаний, которого придерживается наше учебное заведение с момента своего создания, за границей был назван русским методом. Еще в конце XIX века в Америке писали, что русский метод принят в Америке повсеместно и признан лучшим в техническом образовании. Через сто лет к нам в МГТУ приехала делегация Конгресса США и наградила наш вуз серебряной медалью в знак того, что этот метод прижился в лучших вузах Северной Америки и развивается до сих пор. Сегодня МГТУ – член Ассоциации технических университетов, у нас обучаются 830 иностранных студентов, аспирантов и стажеров из 33 стран мира, более 280 учащихся из стран СНГ. С учетом студентов и аспирантов стран Балтии мы в некотором смысле восстановили «обучающее пространство» Советского Союза. В ноябре 2007 года было принято решение глав государств – участников СНГ о придании МГТУ имени Баумана статуса базовой организации Содружества по профессиональной подготовке кадров по новым направлениям развития техники и технологии».
Игорь Борисович сообщил о том, что МГТУ готов увеличить число студентов из стран СНГ. То затруднение, что в техническом университете не хватает общежитий, вскоре будет устранено: в следующем году вводится общежитие на 450 мест. А через три года будет сдано еще одно на 550 мест. В конце сентября этого года в МГТУ состоялся семинар с участием представителей стран СНГ по обмену опытом в области переподготовки и повышения квалификации кадров. Ректор выразил готовность и дальше развивать сотрудничество с учебными заведениями и предприятиями стран СНГ.
Упоминалось на форуме и о непростом положении русского языка на Украине, где президент Ющенко развязал против него настоящую войну. Если в 1999 году в Украине было четыре с половиной тысячи русских школ, то в 2006 году их число уменьшилось втрое. В Киеве на сегодняшний день осталось всего шесть русских школ.
Несмотря на неприятие всего русского у некоторых политиков стран СНГ, все-таки тенденция в сторону более тесного сотрудничества большинства государств Содружества с Россией становится очевидной. А если говорить об иностранных выпускниках наших вузов, то большинство из них сохраняют благодарность России за полученное образование. Это доподлинно известно президенту Ассоциации иностранных студентов России Габриэлю Кочофе, который тоже участвовал в форуме: «Приглашая на этот форум, Россия хочет сказать: вы нам нужны, мы вас помним. Все мы, собравшиеся здесь, получили образование в России, все мы, как я говорю, «made in Russia», то есть сделаны в России. Для нас Россия – родной дом, мы все стали причастны к русскому миру. Здесь мы приобрели друзей, познакомились с уникальным богатством российской истории и культуры. Все больше вузов принимают на обучение иностранных студентов. Создание нашей ассоциации, проведение двух всемирных форумов и сегодняшний форум – доказательство этого. Во многих вузах России созданы и работают интернациональные клубы дружбы, в них очень активно участвуют студенты из СНГ. Мы очень благодарны России за возможность получения качественного образования. Выпускники России достигли успехов в политике, науке и культуре. Среди нас главы государств, министры, банкиры и генералы. Нам нужно думать о том, чтобы великая русская культура стала доступной в различных уголках планеты. Мы – своеобразный мост, который благодаря русскому языку соединяет берега различных национальных культур. Мы, выпускники, горим огромным желанием вернуть свой долг России. Заканчивая выступление, хочу вспомнить добрым словом своих преподавателей, однокурсников, друзей. Я уверен, что мы, русскоязычные люди, объединим свои усилия для сотрудничества!»
Одним из самых ожидаемых на форуме было выступление руководителя грузинской делегации – директора института «Грузгипрошахт», члена национальной Ассоциации выпускников российских вузов Тенгиза Кутателадзе. Дорога на форум для представителей Грузии была очень непростой, только помощь армянского посольства позволила им на нем оказаться. Тенгиз Вахтангович рассказал о том, как складывается карьера выпускников российских и советских вузов в его республике: «Большинство специалистов, получивших образование в России, успешно трудятся в разных отраслях, особенно в науке, медицине, культуре, образовании. Члены нашей ассоциации стремятся поддерживать тесные контакты с бывшими товарищами по студенческим годам. Эти личные контакты позволяют нам быть вместе, помогать друг другу в работе. Это тоже часть русского мира, о котором многие здесь говорили. Наша ассоциация убеждена в необходимости укрепления и расширения всесторонних связей с Россией. Считаем, что стандарты российского образования являются наиболее прогрессивными и позволяют достигать любого уровня профессиональной подготовки. Языком межнационального общения, несомненно, является русский язык – не только в странах Содружества, но и в многонациональной Грузии. Вместе с тем в нашей стране прослеживается тенденция к его вытеснению. Это связано не только с политической ситуацией, но и с минимализацией связей с Россией. Наши специалисты практически лишены возможности приезжать в Россию. Развитие связей с Россией – ключевая задача нашей ассоциации, все мероприятия мы проводим только на русском языке. Хочется отметить еще одну тенденцию: почти все специалисты, получившие образование в России, возвращаются в Грузию, а те, кто получает образование в западных странах, остаются жить на Западе. То есть они теряют связь с Грузией. Поэтому считаю, что наши соотечественники должны учиться в России, чтобы вернуться в Грузию и работать на свою страну. Низкий поклон всем нашим преподавателям. Я не хочу прощаться с вами, до новых встреч».
Во второй день форума состоялись заседания двух секций: «Русский язык в государствах-участниках СНГ» и «Национальные объединения выпускников российских вузов в Содружестве независимых государств».
В эти два дня работы форума было сказано много теплых слов о России и студенческих годах. И с трибуны, и в кулуарах студенты благодарили своих преподавателей. Один из участников форума отметил: «Россия опять объединяет близлежащие республики и другие страны. Студент находится в том возрасте, когда он начинает воспринимать мир глазами взрослого человека, и, обучаясь в России, конечно, он будет с большим пониманием относиться к этой стране, к ее культуре».
– После того, как мы закончим обучение в России, мы вернемся домой, и каждый из нас должен сделать хотя бы один шаг, чтобы укрепить дружбу между Российской Федерацией и другими странами СНГ. И форум помог осмыслить это, – делится своими впечатлениями аспирант Академии гражданской защиты, расположенной в подмосковных Химках, житель Туркменистана Шафкат Миракилов.
– Для вашей республики укрепление связей с Россией актуально? Может быть, вашему народу все же ближе мусульманский мир?
– За годы советской власти наши связи были крепкими, а во время развала СССР многое было разрушено, и мы сейчас понимаем, что без России нам будет трудновато. Как говорится, старый друг лучше новых двух. И наше правительство это осознало, сегодня делаются осмысленные шаги в сторону России. Если сначала был уклон в изучение национального языка, то сейчас мы поняли, что русский язык тоже нужен. Поэтому мы развиваемся не только в сторону мусульманского Востока, с Россией тоже связь не прерывается. Я лично, получив образование в России, понесу не только профессиональные знания, но и часть ее культуры. Моя семья тоже сейчас здесь. Дети учатся в русской школе, в России у меня родились дочки, но я вернусь в Туркмению и буду специалистом в области безопасности.
В перерывах между рабочими моментами форума у его участников была возможность вести деловые переговоры с представителями разных республик. «Поскольку на форуме присутствуют многие руководители, преподаватели разных вузов, конечно, хочется завязать деловое сотрудничество», – говорит Нурсулу Шаймерденова, вице-президент Казахстанской ассоциации выпускников российских и советских вузов. Она обучалась в Московском педагогическом институте имени Ленина, защитила диссертацию по русской письменности, языковым контактам, а сейчас в Казахстане преподает русский язык в высшем Учебном заведении. «У казахских вузов есть много договоров с российскими, например, с Университетом дружбы народов, с Московским государственным лингвистическим университетом. Преподаватели из России приезжают в Казахстан читать лекции, а наши преподаватели приезжают в Россию на курсы повышения квалификации. Мы думаем о том, чтобы создать филиал института языков и культур СНГ в Казахстане. Сейчас этот институт функционирует при лингвистическом университете в Москве.
У нас, в отличие от Грузии и Украины, много русских школ, русский язык преподается и как родной, и как второй, в меньшей степени – как иностранный. Он защищен конституционно, есть и поддержка со стороны фонда «Русский мир», от которого мы получили грант на выпуск бюллетеня. Мы будем проводить уже второй по счету Конгресс по русскому языку в октябре 2009 года. И вообще казахстанская школа русистики довольно сильная».
Позже в своем выступлении заместитель директора Центра «Языки и культура государств – участников СНГ» Владимир Конев, с которым и вели предварительные переговоры коллеги из Казахстана, остановился на важности гуманитарной составляющей интеграционных процессов: «Считаю, что формирование культурного и образовательного пространства на территории стран Содружества невозможно без укрепления позиций государственных и национальных языков, в том числе и русского. Наш центр стал формироваться тогда, когда в лингвистическом университете началось изучение языков стран СНГ и Балтии. В 2003 году состоялся первый выпуск специалистов со знанием трех языков: украинского, белорусского и литовского. А в 2007 году создан Международный институт языков СНГ, который функционирует в нашем университете. Уже состоялись первые выпуски специалистов со знанием армянского, казахского, киргизского языков, второй выпуск со знанием украинского. Обучение ведут в том числе носители этих языков. Сегодня наш университет имеет прочные связи с вузами СНГ, мы заключили договоры с двадцатью двумя вузами из десяти стран Содружества. Мы занимаемся и подготовкой учебно-методического материала. В нашем университете в 2006 году был открыт Центр русского языка и культуры, и одна из его задач – развитие русского языка как в России, так и в странах СНГ».
В рекомендациях, принятых участниками форума на заключительном заседании, сделан акцент на развитии связей с выпускниками – гражданами государств СНГ и соотечественниками. Министерству образования и науки РФ предложено увеличить ежегодный прием граждан стран СНГ и соотечественников, проживающих в странах Содружества, в вузы России за счет средств федерального бюджета, оказывать всяческую поддержку национальным ассоциациям выпускников российских вузов, а также предусмотреть в Федеральной целевой программе «Русский язык» мероприятия, направленные на популяризацию русского языка в Содружестве как языка межнационального общения.
Дискуссии на форуме показали, что вузы всех 12 стран СНГ развиваются примерно в одном направлении, у них одинаковый подход к развитию высшей школы. Эта позитивная тенденция позволяет всерьез задуматься о создании единого образовательного пространства на территории СНГ.
Приобщение к русской культуре уже после закрытия форума его участники продолжили в Театре имени Маяковского на спектакле по пьесе Николая Гоголя «Женитьба». И тут без русского языка тоже было не обойтись…
Комментарии