search
main
0

Воспитание литературой. Рекомендовано проявлять воображение

​В широком смысле под воспитанием в педагогике понимается специально организованное, целенаправленное воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенных качеств личности. Воспитательный процесс – это неотъемлемая часть школьной жизни, ведь он является основой для второго важного процесса – образования.

Любой заботливый родитель и грамотный педагог знают, что эти две педагогические категории всегда идут рука об руку, но воспитание при этом первично. Хороший учитель никогда не продолжит вести урок, если возникшие вдруг дисциплинарные проблемы не решены, а родитель будет стараться придерживаться последовательности в воспитании своих детей и не идти на поводу у их капризов, ведь в противном случае воспитательный процесс может принести не очень светлые результаты в будущем: не научившиеся вести себя на уроках школьники накопят пробелы в знаниях, начнут путаться в понятиях, потеряют интерес не только к учебному предмету, но и к процессу обучения в принципе, а малыши, покапризничавшие у прилавка магазина и получившие наконец долгожданную шоколадку от родителя, извлекут урок – «мои желания всегда должны быть удовлетворены». Можно не продолжать рассуждения о том, с какими проблемами предстоит тогда столкнуться в жизни и той и другой категории подростков.Каждый учитель, да и взрослый вообще, в руках имеет богатейший арсенал воспитательных средств, но, к сожалению, далеко не каждый взрослый, а подчас и учитель, умеет его грамотно использовать. Тем острее становится проблема оторванности процесса образовательного от процесса воспитательного, тенденция к которой, на мой взгляд, наметилась в последнее время в российском образовании. Обратившись к данной теме, я не случайно назвал свою статью именно так, через союз и, ведь эти два понятия в реалиях современности все больше отдаляются друг от друга, теряют связи.Современные школьные учителя все чаще видят свою основную задачу не в воспитании гармонично развитой личности, способной к самообразованию и саморазвитию, а в передаче знаний, выражаясь канцелярским языком, формировании пакета базовых компетенций. Этот подход обоснован, ведь знания нужны детям для успешной сдачи единого государственного экзамена, для набора определенного количества баллов, благодаря которому можно будет поступить в престижный вуз, а затем найти достойную, высокооплачиваемую работу. Каждый учитель и ученик знают, сколько баллов можно получить за верно оформленное решение задачи или за вставленное в определенное место речевое клише и сколько баллов можно потерять, если решение оформлено по-другому или клише в качестве логической связки пропущено.Звучит очень технично, но, к сожалению, чрезмерная технологизация и стандартизация образовательного процесса – это реалии нашего современного образования. Критериальное оценивание, применяемое к диагностическим и экзаменационным работам учащихся, сдерживает развитие в них творческого начала. Экзаменационное сочинение в ЕГЭ по русскому языку давно стало напоминать технически выверенную, логически выстроенную речь героев романов Е.Замятина или Д.Оруэлла. Пытаясь соблюсти известные критерии, школьники не стремятся разнообразить свою речь, использовать отступления от заученных цитат, речевых штампов, клише, а учителя иногда даже не рекомендуют проявлять детям воображение и творчество, а советуют следовать заученным правилам и критериям. И как болеющему за свое дело филологу мне становится особенно грустно отмечать, что и сочинение второй части экзаменационной работы по литературе начинает стремиться к чему-то подобному.Литература как учебная дисциплина переживает сейчас не лучшие времена. Низкая востребованность на рынке труда специалистов гуманитарных областей приводит к снижению мотивации вдумчивого, углубленного изучения предмета «Литература» в школе, а уроки все чаще напоминают уроки чтения.Кроме этого, засорение русского языка англицизмами, повсеместное распространение сети Интернет, массовое использование социальных сетей в межличностном общении приводят к тому, что учащиеся все реже в реальной жизни могут получить образец грамотной чистой литературной речи, следовательно, все чаще и чаще перестают понимать художественный стиль русской литературы, многие слова становятся им непонятными. Например, недавно я столкнулся с тем, что некоторые учащиеся пятых классов не знают таких слов, как «долина», «сноп», что, разумеется, в накопленном виде будет создавать определенный барьер при изучении художественного произведения, снизит мотивацию ребенка к чтению текстов. Осложняется ситуация тем, что современные подростки в трудных случаях редко обращаются к толковым и орфографическим словарям, во-первых, потому что не умеют с ними работать, а во-вторых, чаще пользуются сетью Интернет, где получить грамотное толкование лексического значения слова иногда бывает очень трудно. Поэтому я считаю, что работе со словом на уроках литературы нужно уделять первостепенное внимание.И чем более технологичным становится мир вокруг нас, тем актуальнее и незаменимее становится вклад литератора, учителя словесности, филолога в формирование личности подростка.Литература как учебный предмет имеет колоссальный воспитательный потенциал. Мой вузовский преподаватель по методике литературы во время лекции однажды произнесла фразу, которая изначально была мной воспринята как очень спорная. Она сказала, что из всех школьных предметов «только литература развивает душу ребенка». Я задумался над этим, ведь есть ряд других гуманитарных дисциплин, такие как изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура. Но со временем я все чаще понимаю истинность утверждения методиста. Ведь только литература учит ребенка ставить себя на место другого человека, оценивать поступки, действия и мысли героя художественного произведения, воспитывать любовь к родному языку, культуре, традициям и обычаям нашей страны, лучшие нравственные качества личности, духовность, формирует не только образное, но и критическое (оценочное) мышление, развивает память, навыки работы с текстами разных стилей и жанров, иллюстрациями, таблицей, связную устную и письменную речь. Многие из этих задач изучения литературы в школе в новых федеральных образовательных стандартах прописаны как универсальные познавательные учебные действия, названные так потому, что они являются фундаментом для развития познавательной мотивации обучающихся и могут применяться во всех сферах жизни – и в математике, и в биологии, и в искусстве.Следовательно, ключевое внимание при изучении литературы учителю следует уделять формированию положительной мотивации у школьников. Учащихся нужно заинтересовать, чтобы у них возникла мотивация заглядывать в толковые словари при столкновении с незнакомыми словами, исторические справочники, учебники для пояснения исторического подтекста произведения. Необходимо превратить учеников из пассивных слушателей и читателей в пытливых и глубоких искателей. Учитель должен сделать детей своими союзниками, сформировать в них неугасающую жажду к знаниям и интерес к неизвестному.В связи с этим более пристальное внимание на уроках литературы следует уделять словарной работе, историко-культурному контексту художественного произведения, чтобы изучаемое произведение не выглядело в глазах учащихся набором китайских иероглифов, а было интересным и понятным.Также огромное значение в деле воспитания посредством уроков литературы имеют задания творческого характера, направленные на развитие нравственных качеств и рефлексию.Литература как учебный предмет имеет одну из ведущих ролей в деле воспитания, является настоящей сокровищницей мудрости поколений, и наша задача, задача учителей русского языка и литературы, – не дать этому опыту кануть в бездну, а передать его будущим поколениям. Роль учителя подобна роли сеятеля, о котором так поэтически сказал Н.А.Некрасов:Сейте разумное, доброе, вечное,Сейте! Спасибо вам скажет сердечноеРусский народ…Виталий ДРАГУНКИН, учитель русского языка и литературы школы №1542

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте