search
main
0

Воображение – на волю. Программа кружка литературно-художественного творчества в 6-м классе

Наличие развитого воссоздающего воображения – одна из отличительных черт творческой личности. Люди, лишенные фантазии, не смогли бы придумать многие полезные изобретения, осуществить важные научные открытия. «Воображение правит миром», – отмечал Наполеон. Проблема развития фантазии учащихся средней школы всегда актуальна, так как напрямую связана с общественным прогрессом.

Одно из эффективных средств формирования воссоздающего творческого воображения – создание дидактических сказок. Работа в данном направлении положена в основу занятий кружка литературно-художественного творчества.Программа детского объединения «Сочиняем лингвистические сказки» построена на междисциплинарной интеграции базовых школьных предметов «Русский язык» и «Литература» с факультативным курсом «Психология», что способствует реализации метапредметного компонента в современном учебном процессе.Цель данного кружка – развитие творческого воображения учащихся, навыков владения ими связной письменной речью, повышение уровня теоретической подготовки по русскому языку и литературе.Основные задачи кружка:- сформировать представление об отличительных особенностях поэтики фольклорной сказки;- научить «переводить» сложный теоретический материал по русскому языку с языка науки на язык сказки, главные герои которой олицетворяют те или иные лингвистические явления, а в поступках действующих лиц проявляются основные признаки этого языкового явления;- развить навык написания лингвистических сказок на материале тем по орфографии, пунктуации, фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису, изучаемых в курсе русского языка 5-6-х классов;- ознакомить с приемами мнемотехники, помогающими запоминать сложные теоретические сведения науки о языке, показать, как можно вводить в текст лингвистической миниатюры стихотворные «запоминалочки», кодовые фразы, рисунки-ассоциограммы;- стимулировать и продуцировать детскую фантазию с помощью работы над лингвистическими сказками;- совершенствовать навык сочинения прозаических текстов и стихотворных миниатюр;- разработать алгоритм написания лингвистических сказок, которым впоследствии могли бы пользоваться учащиеся других классов;- создать по итогам проделанной работы «Иллюстрированный сборник лингвистических сказок», в котором сложный теоретический материал по русскому языку изложен в занимательной сказочной форме.В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:- виды фольклорных сказок (волшебные, социально-бытовые, о животных);- присказка, сказочный зачин, сказочная концовка, гиперболы, постоянные эпитеты, волшебные помощники как важные составляющие поэтики фольклорной сказки;- лингвистическая сказка и ее отличительные особенности;- разделы науки о языке (Синтаксис, Фонетика, Лексикология, Словообразование, Морфология) как материки на карте-схеме сказочной страны Лингвинии;- самостоятельные, служебные части речи, междометия как города, села, деревни, расположенные на материке Морфология;- морфологические признаки самостоятельных частей речи, или их анкетные, биографические, паспортные данные;- лингвистические понятия и термины, изучаемые в основных разделах учебника по русскому языку для 5-6-х классов;- «ошибкоопасные» написания в слове, или орфограммы;- пунктуационные правила;- мнемотехника как совокупность специальных приемов легкого, быстрого и прочного усвоения знаний, основанных на образовании ассоциативного поля вокруг запоминаемого понятия;- мнемонические приемы: стихотворные «запоминалочки», кодовые фразы, рисунки-ассоциограммы;- научный и художественный стили речи, их отличительные особенности;- интерпретация.На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:- «переводить» изученный теоретический материал с языка лингвистики на язык сказки, чтобы доступно и увлекательно объяснять его слушателям;- воплощать отличительные признаки того или иного языкового явления через поступки и особенности характера главных героев придуманной сказочной истории;- понимать отличие научного стиля речи от художественного, а следовательно, умело владеть русским литературным языком в различных ситуациях общения и использовать в каждой из них уместные обороты речи;- производить трансформацию зачинов фольклорных сказок, заменяя устойчивые словесные формулы в них на обороты речи, описывающие реалии страны Лингвинии;- придумывать приемы облегченного запоминания сложных теоретических сведений по русскому языку и вводить их в текст лингвистической миниатюры;- сочинять сказочные лингвистические миниатюры в прозаической и стихотворной форме.Проведение занятий по программе кружка «Сочиняем лингвистические сказки» предполагает использование широкого спектра образовательных средств, таких как:- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения и реализации метапредметного компонента в обучении;- языковой, сравнительный и структурный анализ фольклорной и лингвистической сказок, научного и художественного стиля речи;- алгоритмизация действий учащихся при создании ими лингвистических сказок;- обучение через опыт и сотрудничество: презентация участниками кружка литературно-художественного творчества собственных лингвистических сказок и их коллективное рецензирование;- интерпретационный подход к истолкованию смысла художественного текста: создание иллюстраций к лингвистическим сказкам.Данные методы и приемы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса.Программа кружка «Сочиняем лингвистические сказки» рассчитана на 34 часа и содержит как теоретические, так и практические занятия. Курс изучается под девизом «Пишем свою первую книгу» и заканчивается созданием «Иллюстрированного сборника лингвистических сказок». Возможны также инсценировка лучших лингвистических сказок и их показ в рамках интеллектуального десанта во время Праздника русского языка для учащихся начальной школы.​Дмитрий СУББОТИН, учитель русского языка и литературы центра образования №2030, МоскваИнформационно-методическое обеспечение программы1. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М., 1977.2. Белоусов В.Л. Сочинение-сказка в V классе // Русский язык в школе. – 1975. – №1.3. Бурмако В.Н. Русский язык в картинках. – М., 1991.4. Волина В.В. Веселая грамматика – М., 1995.5. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы: Методическое пособие для учителей русского языка. – Брянск, 2006.6. Зорина Т.А. Использование лингвистической сказки на уроках русского языка.7. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. – М., 1985.8. Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.9. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. – Благовещенск, 1984.10. Стрелкова, Л.П. Уроки сказки. – М., 1989.11. Субботин Д.И. Лингвистические сказки как средство развития творческого воображения и речи учащихся // Практика административной работы в школе. – 2010. – №5.12. Субботин Д.И. Фитнес для прилагательных // Учительская газета. – 2008. – №31.13.Тумина Л.Е. Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного языка // Русский язык в школе. – 1994. – №4.14. Тумина Л.Е. Сказка на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1995. – №2.15. Тумина Л.Е. Сказка – школа красноречия // Устная речь на уроках русского языка и литературы (методические рекомендации). Часть 1 / Под ред. В.Я.Коровиной, Т.А.Ладыженской. – М., 1990.16. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. Рабочая тетрадь. – М., 1995.17. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе. Рабочая тетрадь. – М., 1995.18. Кривин Ф. Принцесса грамматика, или Потомки древнего глагола. – Ужгород, 1981.Прим. ред. Полностью программу кружка «Сочиняем лингвистические сказки» вы найдете на сайте «УГ» www.ug.ru в разделе «Методика».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте