Иной раз удивляешься, как часто говорящие фамилии оправдывают заложенные в них смыслы. Реже, но бывает, что, встретив человека и проговорив с ним минуту, угадываешь по его внешнему виду, мимике, манере говорить, кто он по профессии. Любовь КОЧЕТКОВУ выдают обаятельная улыбка, мягкость речи и какая-то уютность, что ли, во всем облике. Становится сразу понятно, что она работает с детьми, причем с маленькими. То ли воспитатель в детском саду, то ли учительница в начальных классах.
Любовь Вячеславовна Кочеткова родилась в Вышнем Волочке Тверской области и с детства знала, что будет учителем. Не просто мечтала – твердо знала, а ведь учителей среди ее родных не было. Видя такое дочкино стремление, отец смастерил для нее школьную доску. Правда, писать на ней было проблематично: папа взял для покрытия неподходящую масляную краску, и мел почти не оставлял на ней следов. Маленькая Люба очень по этому поводу расстраивалась. Сейчас, имея двадцатитрехлетний педагогический стаж, она с уверенностью говорит: «Становятся учителями только те, у кого есть внутренняя убежденность в том, что он должен быть учителем и не может быть никем другим».
Окончив Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, в том же 1995 году Любовь Кочеткова начала работать в родной школе учителем начальных классов. Преподавала не только азы письменной и устной грамоты, но и закладывала в сердечки детей глубинные знания о принадлежности к национальной культуре. Возглавляя на протяжении многих лет клуб «Истоки», рассказывала на внеурочных занятиях о народных традициях, малыши знакомились в клубе с образцами устного народного творчества, разучивали старинные игры и песни, изучали земледельческий календарь, попутно узнавая о традиционных русских ремеслах и праздниках, и, конечно, черпали из кладезя народной мудрости – сказок. Вместе с родителями будущие граждане России становились участниками веселых инсценировок, основанных на жемчужинах русской культуры.
В 2009 году ее семья переехала в Тверь, где она, воспитывая двоих собственных детей, стала работать в школе №34 учителем начальных классов. На подготовительных курсах «Ступеньки» вела предмет «Логоритмика», к каждому занятию применяя собственные разработки. Подходящий материал – упражнения на мелкую моторику, на движения разных частей тела в сопровождении музыки и проговаривания текста – выискивала где только можно. «Берешь, например, тему «Весенние изменения в природе». Садишься и начинаешь искать, какие есть подходящие поговорки, скороговорки, загадки. Соберешь материал – и отрабатываешь движения на себе или на домашних, проверяешь, получается или не очень», – улыбается Любовь Вячеславовна.
Сегодня она продолжает использовать элементы логоритмики и драгоценные богатства русского народного творчества, но уже в рамках своего класса. Школа №34 Твери находится в активно застраиваемом микрорайоне, работать приходится в две смены, а в этом учебном году у нее появилась еще и новая должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе с детьми с особыми возможностями здоровья.
В первом классе Кочеткова ежедневно включает в уроки речевые разминки, пальчиковую гимнастику, пальчиковые дорожки, проговаривание простых текстов с отстукиванием ритма ложками или просто ногами. В качестве речевой разминки чаще всего применяет скороговорки и чистоговорки. Очень любят первоклассники музыкальные распевки по методике Железновой. Сейчас ее дети во втором классе, им можно предложить более сложные упражнения на дыхание, скороговорки с отстукиванием. На уроках литературного чтения учитель активно использует элементы театрализации, в том числе упражнения по сценической речи. «Мы говорим с разной интонацией, с добавлением эмоций, говорим по секрету, с удивлением, что-то рассказываем «глухому дедушке». Говорим с ускорением, с замедлением, следуя за сигналами рук учителя «уже – шире», «выше – ниже». Часто добавляю работу на внимательность, меняя на презентации знаки препинания в конце скороговорки», – делится методикой Любовь Вячеславовна.
Еще она использует фонопедический метод развития голоса по методике Виктора Емельянова. Детям нравится играть на уроке в озвучание мультфильма, где нужно издавать соответствующие звуки: трещит мороз, бежит лисичка, скрипит снег. Понятно, что все эти упражнения, развивая мелкую моторику, речевые навыки, силу голоса, внимательность помогают и развитию способностей к обучению.
Любовь Вячеславовна по-прежнему активно привлекает к совместной работе родителей. Проводит дни открытых дверей, мастер-классы, экскурсии. Привлекает пап и мам к совместному с детьми изучению русских народных сказок, пусть и они прикоснутся к фольклорным истокам. Тем более что, замечает она, чтение малышам книжек перед сном становится редкостью, проще ведь дать ребенку гаджет – пусть мультики смотрит. Они и смотрят. Результат до смешного доходит.
«Как-то я задала детям на дом чтение с родителями сказки «Волк и семеро козлят», чтобы они могли по картинкам на уроке рассказать содержание. Один ученик рассказал начало из заданной сказки, а окончание – из «Трех поросят». На вопрос, где он такую концовку взял, ответил: «Из мультика». Оказалось, сюжет взят из сериала про Машу и Медведя, где все сказки перепутались. Это меня натолкнуло на интересное упражнение. Я включаю детям отрывок из «Маши и Медведя», а потом спрашиваю, что Маша перепутала. Для того чтобы они могли ответить, они должны знать источник. И если дети не смогли сориентироваться, мы просто читаем оригиналы сказок. Очень хотелось бы, чтобы это делали мамы с папами. Совместное прочтение книжки – это ведь и общение, и обсуждение, и тренировка памяти и воображения. Если в раннем возрасте не развивать эти качества, момент будет упущен», – считает Любовь Вячеславовна.
В конкурсе «Учитель года» Любовь Кочеткова уже однажды участвовала. Было это в далеком 1998 году в городе Вышнем Волочке, когда у молодой учительницы было за плечами всего два года работы с детьми. Тем не менее тогда на городском этапе она заняла второе место с очень маленьким отрывом от победителя. «Конкурс тогдашний и конкурс 2022 года – это просто огромная разница! – вспоминает Любовь Вячеславовна. – То, давнее, соревнование было пройти намного проще, да и конкурсных испытаний было меньше. Но, несмотря на трудности, впечатления остались самые радужные». Кочеткова считает, что в Тюмени очень открытые люди. Директор гимназии Наталья Александровна Филиппи – просто сказка, а не директор. Душевная женщина, всегда зайдет, поинтересуется, как дела. К каждой группе были прикреплены сопровождающие, которые исполняли все пожелания конкурсантов, как по щучьему велению. На вопрос, что бы хотелось применить в собственной школе по примеру тюменских, отвечает: «Такую же замечательную библиотеку, как в 16‑й гимназии! Там много литературы, интересно оформлены зоны для чтения для разных детских возрастов. В нашей школе просто нет места для такой библиотеки». В других тюменских учебных заведениях она тоже впечатлилась оборудованием мест отдыха: где-то укреплены и оснащены мягкими сиденьями подоконники, где-то сделаны кармашки с сидушками вдоль стен. Их можно вынуть, отдохнуть и убрать на место, а потом бежать дальше по своим ребячьим делам.
На конкурсном уроке литературного чтения Любовь Кочеткова использовала для иллюстрации «Живой цветок русского народного творчества». Потешки и заклички, пословицы и скороговорки, сказки и песни, былины и небылицы составляют лепестки фольклорного цветка. Ребята узнали, что русские сказки подразделяются на категории, а в конце урока получили самостоятельное задание, состоящее из двух вариантов на выбор. Любовь Вячеславовна так провела урок, так вовлекла детей в работу, что большинство учеников захотели выполнить сразу оба варианта.
Вернувшись в Тверь, ушла с головой в накопившиеся повседневные дела. Заниматься любимым рукоделием пока некогда. Но к Новому году обязательно приготовит подарки родным и друзьям. Будут ли это декупаж, конфетные букеты или самодельные куклы, пока секрет. Один собственноручно сшитый симпатичный домовенок живет в ее в доме уже восемь лет. Больше поделок нет – все ушли на подарки.
Для нее самой главным подарком и итогом конкурса «Учитель года» стал Клуб учителей года Твери. Известие, о котором Любовь Кочеткова мечтала много лет, пришло спустя неделю после ее возвращения из Тюмени. Костяк клуба составили коллеги, вместе с которыми она проходила региональный и муниципальный этапы конкурса, уже прошло несколько организационных заседаний.
В школе №34 есть многолетняя традиция устраивать в конце учебного года разноцветные дни. Когда-то давно эту идею предложила Любовь Вячеславовна, а коллеги активно поддержали. Так сложилось, что первоклашки на время становятся солнышками, второклассники – травой-муравой. У более старших детей цвета могут меняться. В цветные дни не только в одежде, но и в оформлении помещений, рабочих листов, раздаточных материалов используются соответствующие тона. Проводятся веселые уроки, театрализованные и игровые. «Когда в столовой встречаются за завтраком ученики первых классов, а это больше ста ребят, и все – и ученики, и учителя – одеты в желтое, а в классе парят желтые шары, это выглядит солнечно и жизнерадостно, – говорит Любовь Вячеславовна. – В целом же цветные дни помогают сделать окончание учебного года ярким и запоминающимся событием».
Она сама и успокаивает, и согревает, и бодрит. А симпатия – самое верное слово для обозначения эмоции, которую вызывает Любовь Кочеткова с первых минут общения. Очень уж ей идет учить детей.
Галина СЕРГЕЕВА, Тверская область
Комментарии