В прошлом году «Учительская газета» провела первый Всероссийский конкурс «Детский сад будущего». На финал в город Липецк приехали руководители и воспитатели детских дошкольных образовательных учреждений из 18 регионов страны. Одно из конкурсных заданий второго очного тура называлось «Письмо министру образования и науки». Задача – не только рассказать о проблемах, которых накопилось в отрасли немало, но и предложить пути решения. Давно подмечено, что работники системы дошкольного воспитания любят и умеют фантазировать, ведь чтобы заинтересовать маленького ребенка, нужно быть интересным. Может, именно поэтому письма министру получились нестандартными?
Не только матриархат
Кадровый голод – острейшая проблема дошкольного образования. Без государственной поддержки привлечь молодых и талантливых специалистов практически невозможно, уверена заведующая детским садом «Теремок» Ирина Исаева из Ростовской области. Она посоветовала министру задуматься о престиже профессии воспитателя и начать реформировать систему оплаты труда. Однако у Ирины Юрьевны свой метод повышения зарплаты – в зависимости от типа образовательного учреждения и уровня профессионализма, а также личного вклада воспитателя в работу учреждения. По мнению Ольги Такмаковой, руководителя Центра развития ребенка – детского сада «Аленушка» из города Рубцовска Алтайского края, чтобы повысить общественный и социальный статус педагога, необходимо сделать так, чтобы воспитателями не становились случайные люди. Кстати, именно Ольга Владимировна предложила возродить и систему послевузовского образования за счет государственных средств.
Как решить проблему, связанную с тем, что в детские сады если и идут работать, то только выпускницы и уж никак не выпускники вузов?! Ответ в письме Натальи Сапожниковой, заместителя заведующей Центра развития ребенка – детского сада «Дюймовочка» из города Усть-Илимска Иркутской области. Поскольку в дошкольном учреждении ребенок получает самый ранний и устойчивый социальный опыт, нужно сделать так, чтобы здесь был не только матриархат. Сделать это самостоятельно практически невозможно. В этом Наталья Валерьевна убедилась на собственном опыте – привлечение к жизни детского сада сильной половины родительского сообщества не увенчалось успехом. Но она не унывает и предлагает рассмотреть возможность прохождения призывниками альтернативной военной службы на базе ДОУ. Тогда и микроклимат улучшится, и обстановка гармонизируется.
Кто платит, тот и музыку заказывает
Впрочем, один мужчина до конкурса «Детский сад будущего» доехал и тоже написал письмо министру. «Уважаемый Андрей Александрович!» – начал свое письмо Дмитрий Рытов из Санкт-Петербурга, представляющий на конкурсе начальную школу – детский сад «Берегиня». – Первым шагом на пути к будущему должно стать «омоложение» кадров, которое может быть достигнуто через введение повсеместной педагогической практики для студентов старших курсов педагогических вузов с последующим обязательным распределением в образовательные учреждения и отработкой в течение трех лет в образовательных учреждениях. Причем это должно касаться как государственных вузов, так и коммерческих образовательных структур, действует принцип «кто платит, тот и музыку заказывает». Это можно урегулировать силовыми методами, за счет ужесточения правил выдачи лицензии, аттестации и аккредитации вузов».
Еще Дмитрий Анатольевич говорит в своем письме и о том, как можно добровольно привлечь и, самое главное, удержать в системе образования молодых специалистов: «Как мне кажется, сделать это необходимо за счет разработанной социальной программы поддержки молодых педагогов. Многие регионы вводят на своем уровне «подъемные» за счет местных бюджетов, но, как правило, это небольшие деньги. Здесь же должна быть система! Кроме того, система должна быть и в помощи по приобретению льготного жилья. Необходима реальная система ипотечного кредитования, с использованием понижающих коэффициентов за счет выслуги лет. Например, начиная с третьего года работы в системе образования каждый последующий год работы будет снижать ипотечную выплату на один процент».
Кстати, специально для молодых педагогов Дмитрий Рытов предложил министру рассмотреть вариант предоставления жилья по ипотечному кредитованию на беспроцентной основе, сроком до 20 лет. Правда, с одним условием – если ты получил эту льготу, уйти из профессии уже не сможешь. Кроме того, Дмитрий Анатольевич порекомендовал разработать стандарты дошкольного образования. Именно они, во-первых, повлияли бы на качество воспитания детей, а во-вторых, позволили бы существенно экономить в финансировании детсадов. Для начала нужно разработать штатное расписание дошкольника, при помощи которого можно было бы четко планировать целевое выделение денежных средств на каждое учреждение. Так каждый рубль дошел бы не только до конкретного детского садика, но и до каждого ребенка.
Детские фабрики
Не обошлось в конкурсных письмах и без столь острой проблемы, как очереди и нехватка мест в детских садах. Когда-то, в тяжелые 90-е, из-за нехватки финансов учреждения закрывали, передавая их здания разным учреждениям и организациям. Отсюда первая причина дефицита мест. К тому же, именно тогда государство дало возможность брать родителям отпуск по уходу за ребенком до трех лет, многие мамы этим воспользовались. Сегодня ситуация в корне меняется: родители не хотят прерывать свою карьеру и терять работу. Выход все конкурсанты видят один – необходимо строить новые детские сады. Однако, например, Ирина Исаева из Ростовской области предлагает начать не с возведения новых зданий, а с возрождения прежних ведомственных дошкольных учреждений. Но стоит ли строить огромные детские «фабрики», если можно создавать маленькие сады на 4-6 групп, оборудованные по всем современным стандартам и требованиям? Над этим вопросом предложила задуматься Маргарита Хазова, руководитель Центра развития ребенка «Белоснежка» из Свердловской области. Ведь только в таких дошкольных учреждениях можно создать настоящий уютный дом для малышей. Без государственной поддержки сделать это невозможно. Как невозможно и самостоятельно поддерживать в нормальных условиях уже существующие здания, которым по 30-40 лет. Здесь просто необходима целенаправленная государственная политика – уверен Дмитрий Рытов. Ведь на собственные средства ДОУ могут только «латать дыры на старом кафтане».
С мышкой по жизни
Сегодня мало кто представляет свою жизнь без компьютера и интернета. О повсеместной интернетизации школ говорят везде, а вот о развитии современных информационных технологий в детских садах слышали мало. Чем же детские сады хуже? Так, по мнению методиста Центра развития ребенка – детского сада «Багульник» Светланы Миненко из Агинского Бурятского автономного округа, будущее дошкольных учреждений невозможно без внедрения образовательных программ, основанных на инновационных технологиях. С их помощью можно значительно расширить педагогические возможности воспитателей. А вот Ирина Карпезина, директор Социальной лесной школы «Полянка» из Подмосковья, попыталась в своем письме убедить министра, что без установки современных компьютерных программ не обойтись при расчете сбалансированного питания по возрасту и состоянию здоровья. Маргарита Хазова, руководитель детского сада «Белоснежка», уверена, что в каждом ДОУ должен быть не только выход в интернет, но и свой собственный сайт. С ней соглашается и Наталья Сапожникова. «Усть-Илимские педагоги, – рассказывает Наталья Валерьевна, – обмениваются информацией о событиях, происходящих в группах на собственном сайте. Впрочем, вслед за внедрением ИКТ-технологий назревает и еще одна проблема – введение в детском саду должности системного администратора».
В садик – за дипломом
Окончил школу – получи аттестат, окончил вуз – получи диплом. Пришел на работу устраиваться – предъяви «корочки». Вот и предложила Надежда Федюкина из Клинского Центра развития ребенка – детского сада «Аленушка» выдавать дошкольникам после окончания детского сада документ под названием «Сертификат дошкольника», в который воспитатели и другие специалисты регулярно заносили бы результаты мониторинга психического и физического развития воспитанника. А пригодился бы такой «диплом» педагогам начальной школы для изучения личностных особенностей первоклассников. Но тогда возникает вопрос – что же делать тем детям, которые не ходят в детский сад, неужели их в школу без сертификата не возьмут?
Мамины комнаты
Чтобы каждый карапуз с первого дня пребывания в детском саду чувствовал себя комфортно, нужно сделать «мамины комнаты», уверена Надежда Федюкина. Здесь до оформления в дошкольное учреждение юные новобранцы могли бы находиться вместе с мамами. Это, по мнению Надежды Владимировны, поможет ребенку легче привыкнуть к новым для него условиям. Подобное предложение прозвучало и в письме Ольги Такмаковой, с одним лишь отличием – нужно создать комнату общения, обучения и воспитания для будущих мам, посещая которую, женщины могли бы подготовиться к появлению малыша.
Кстати, Нина Чебыкина, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №10 из города Батайска Ростовской области, к появлению малыша предлагает готовить и будущих пап. Эффективным средством, по словам Нины Анатольевны, может быть создание «Совета отцов» при дошкольных учреждениях.
Комментарии