search
main
0

Вместить невместимое?

ЕГЭ по обществознанию как расширяющаяся Вселенная

Я люблю обществознание. И еще с детства обожаю астрономию. Обсуждая с коллегами эту дисциплину, я часто думаю о космосе, его бескрайности и безграничности. С каждым годом содержание курса обществознания становится все шире и шире. При этом удивительным образом на протяжении многих лет кодификатор ЕГЭ, содержащий перечень тем и элементов содержания, проверяемых на экзамене, не менялся. Но в этом году составители экзамена из ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), судя по всему, решили осуществить скрытую реформу, полностью переписав программу самого популярного экзамена по выбору. Нас ждут самые большие изменения за последние 10 лет, а может, и с момента разработки экзамена в начале этого века.

 

Алихан ДИНАЕВ

Революция сверху

Обществознание, прямо скажем, – проблемный предмет. И не только для отдельных школ или регионов, где доля тех, кто не получил проходной балл, может достигать 20‑50%, но и для страны в целом. Средний балл в 2023 году сократился сразу на 3,5 пункта (с 59,9 до 56,4) по сравнению с прошлым годом. Уже один этот факт позволяет громко заявить (продолжу беспощадно эксплуатировать космическую тематику): «Хьюстон ФИПИ, у нас проблемы!» Что же делать в этой ситуации? Как выправить ситуацию? Не поверите, но нам предлагают оригинальное решение – максимально усложнить и без того невероятно сложный экзамен.

На первый взгляд практически ничего не изменилось. Страницы СМИ и онлайн-школ рапортуют о том, что обновились лишь критерии выполнения 24‑го задания (разумеется, они стали еще строже). Не буду утомлять читателей «УГ» описанием этого задания. Отмечу только, что оно, пожалуй, самое противоречивое в структуре КИМов, а обязательные, по мнению составителей КИМов, пункты удивительным образом могут меняться из года в год.

Другая вроде бы хорошая новость – общее количество тем в кодификаторе сократилось с 82 до 73. Кажется, есть повод порадоваться, Вселенная обществознания начала сжиматься… Однако это лишь иллюзия, а законы физики неумолимы.

Во-первых, многие темы просто объединили в одну большую тему. Так, старые три темы («Социальные нормы», «Социальный контроль» и «Отклоняющееся поведение») превратились в единый элемент содержания. Это, кстати, логично и правильно. Ведь мы, учителя обществознания, всегда изучаем эти темы вместе, они неразрывно связаны друг с другом. Вот только надо ли все их записывать в один пугающих размеров элемент содержания экзамена – большой вопрос.

Во-вторых, некоторые темы расщепили надвое. Например, если раньше у нас был параграф «Экономический рост и ВВП», то теперь сразу два – «Экономический рост…» и «Понятие экономического цикла».

Впрочем, все это мелочи по сравнению с появлением в кодификаторе около 40 новых тем и подтем. И число 40 здесь – это вовсе не преувеличение. Мучить читателей и бумагу этим перечислением я не буду, но кое-что назвать необходимо: денежные агрегаты, кривая производственных возможностей, цифровые образовательные ресурсы, порядок приема в вузы, эластичность спроса и предложения, государственная служба и статус государственного служащего, естественное и позитивное право, противодействие коррупции в системе государственной службы, административный процесс, арбитражное судопроизводство и многое-многое другое.

Часть из этих тем в принципе отсутствовала в программе обществознания в прошлые годы. Другая часть была лишь формально (на реальных экзаменах заданий по ним не было). Рассказать о конституционном судопроизводстве для хорошего учителя не проблема. Но что и как, например, рассказывать о вкладе российской культуры в формирование ценностей современного общества? Можно рассказать о Моргенштерне (признан иноагентом) и его огромной роли в формировании ценностей материализма и индивидуализма? По-моему, он полностью соответствует заявленной теме.

 

Разыскивается гражданское общество!

Интересно, что из программы внезапно выпадает ряд важнейших тем: ценные бумаги (и это притом что в России бум частного инвестирования, нас уже более 25 млн, а каждый месяц это число растет на 400‑500 тысяч), международное право (которое, кажется, сейчас актуальнее, чем когда-либо), воинская обязанность и альтернативная гражданская служба (в этой сфере столько нового, что не изучать это просто нельзя), демократия (ее фактически разжаловали со статуса отдельной темы до неупомянутой в «табели о рангах» подтемы), гражданское общество и другие.

По каждому из этих пунктов возникает множество вопросов:

  1. Почему эта тема исчезла из кодификатора? Кто и на основании чего так решил?
  2. Означает ли это, что изучать это в школьном курсе больше не нужно?
  3. Останутся ли и в каком объеме соответствующие задания в контрольно-измерительных материалах?

Кажется, еще никогда учителя обществознания не были в такой ситуации неопределенности – сотни комментариев и сообщений от обеспокоенных коллег лишь подтверждают это.

 

Обществознание для жизни, а не для экзамена

Впрочем, я был бы необъективен, не сказав о положительных переменах. Каждый ученик скажет вам, что в школе ему не хватает практики и знаний, которые можно было бы применять в реальной жизни. Несколько остыв от шокового состояния, вызванного лавино­образным увеличением количества новых тем в программе, я неожиданно для себя осознал, что составители ЕГЭ в этом году явно вдохновлялись знаменитым латинским изречением: «Учимся для жизни, а не для школы».

Финансовые услуги и финансовая безопас­ность, налоговые вычеты, вклады и кредиты, малый бизнес, коммуникативные качества личности, защита трудовых прав работников, права родителей и детей и т. д. Да это же просто счастье для педагога (вроде меня), который на каждому углу говорит о том, что обществознание должно быть максимально практико-ориентированным! Это бальзам на израненную душу влюбленного в свой предмет обществоведа, который читает обидные новости, что только 3‑5% россиян называют его дисциплину важным и полезным в жизни предметом.

И тут мы должны искренне поблагодарить ФИПИ за такие новации.

 

Как с этим жить?

ФИПИ предлагает нам общественно-профессиональное обсуждение до 30 сентября. Как насчет такой повестки для дискуссий?

  1. Насколько уместно сообщать о таких масштабных изменениях за несколько дней до начала учебного года, когда программы и календарно-тематическое планирование уже составлены?
  2. Готовы ли тысячи учителей обществознания к изучению вместе с детьми всего потока новых тем? Читая те же комментарии и сообщения коллег, я не вижу радостных возгласов, а наблюдаю лишь растерянность, непонимание и недовольство. Все ли учителя сейчас могут компетентно (не говоря уже про интересно и доступно) рассказать о противодействии коррупции и экстремизму, о системе государственной службы в РФ, арбитражном судопроизводстве и пр.? И самое главное – когда нам изучать все это самим и преподавать это детям? Часов на «общество» больше не стало. Не подтолкнут ли эти изменения еще большее число выпускников к репетиторам и онлайн-школам? Хорошо, что у многих есть такая возможность. Но далеко не у всех.
  3. Где найти проверенную и полную информацию по новым пунктам программы? Прямо сейчас ответов на многие из предложенных нам вопросов нет ни в одном учебнике, справочнике или пособии. Нет их даже в сообществах в ВК или на сайтах онлайн-школ. Единый учебник по обществознанию в этом учебном году уже точно не появится. Или нам ждать (и покупать за свой счет) пособия от составителей ЕГЭ, которые они, возможно, сейчас в срочном порядке пишут?
  4. Можно ли упростить жизнь педагогов и обучающихся, сократив наименования пунктов в кодификаторе с 5‑7 строк до нескольких слов? Спойлер: можно! Назовите, пожалуйста, тему кратко, а в скобках напишите все ее элементы.
  5. Новая программа создает нам, учителям, еще одну серьезную головную боль. У педагогов по всей стране есть огромное количество материалов для подготовки, созданных кропотливым трудом на протяжении многих лет, – схемы, таблицы, инфографика, ментальные карты, презентации, конспекты, тесты и пр. Столь радикальным изменением кодификатора эта работа сводится практически на нет, поскольку почти все эти материалы теперь надо либо переделывать, либо делать заново.

В целом изменения в ЕГЭ-2024 выглядят движением в правильную сторону – программа стала более структурированной и ориентированной на практику, избавилась от повторов. Но перемены слишком масштабны, а времени слишком мало. Мне кажется, что всем нам нужен как минимум один учебный год на подготовку к такой программе. А самое главное – мы все уверены, что содержание обществознания в школе – это не волшебная сумочка Гермионы из «Гарри Поттера», способная вместить все. Нельзя бесконечно расширять предметное содержание столь важной дисциплины.

Дорогие коллеги, обществоведы! Важно помнить, что это еще не­окончательная версия ЕГЭ-2024. По собственному опыту знаю, что руководство ФИПИ готово прислушиваться к мнению педагогов и открыто к диалогу. Призываю вас писать замечания, предложения и вопросы на почту fipi@fipi.ru до 30 сентября 2023 года. Иначе у нас и наших учеников в июне следующего года будут очень большие проблемы.

Алихан ДИНАЕВ, победитель конкурса «Учитель года России»-2018

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте