Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вместе. Программа по работе с семьей социального риска

Дата: 09 ноября 2011, 19:45
Автор:

В России из года в год растет количество семей «социального риска». Это не просто бедные семьи, это ячейки общества, в которых родители, а вслед за ними и дети перестали верить в доброе, светлое, пытаться изменить свою жизнь к лучшему. Таким семьям нужна поддержка. Необходимо помочь родителям создать условия для развития детей, наладить взаимодействие с подрастающим поколением. На это и направлена программа «Вместе» классного руководителя из Республики Хакасия Галины Давыдовой.

Большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Понятие «родительская забота» ограничивается в лучшем случае «одеждой, едой, крышей над головой», отсутствие общения, взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, снижению работоспособности. Из всех разнообразных дефектов социализации наиболее опасными являются семейные дефекты, а  именно:

– рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка;

–  увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;

– разрушение системы «родитель – ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;

– увеличение семей «социального риска».

Семья «социального риска» – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны только усугубляют ситуацию. Соответствующий образ жизни усваивают и дети.

Условно выделяют следующие типы таких семей:

– педагогически-некомпетентные (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребенок предоставлен самому себе, безнадзорен, родители не осведомлены о его интересах);

– нравственно-неблагополучные (родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, не работают, освободились из мест лишения свободы);

– конфликтные (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, отсутствует единство требований, родители раздражительны, озабочены лишь своей жизнью);

– малообеспеченные, многодетные (отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость организмов детей болезням, приводит к частому соматическому ослаблению организмов, истощению);

–  опекаемые (отсутствие доверительных отношений в силу того, что ребенок – «чужой», незнание опекунами своих прав и обязанностей).

Проанализировав социальный паспорт школы (Приложение № 1), мы сделали вывод, что количество таких семей из года в год растет. Школа – социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Задача школы сегодня – помочь родителям обеспечить развитие ребенка, создав необходимые для этого условия, способствовать оптимизации взаимодействия родителей с детьми, организовать социальную, психолого-педагогическую, эмоциональную поддержку в воспитании детей и для снижения накала жизненных трудностей.

На это  направлена программа «Вместе». Настоящая программа рассчитана на 3 года. Она предполагает участие детей, родителей, педагогов.

Кадровое обеспечение

Заместитель директора по воспитательной работе:

– планирует воспитательную деятельность; составляет развернутый план; оказывает помощь в составлении планов  другим участникам процесса;

– координирует работу специалистов;

– осуществляет контроль за индивидуальной работой с семьей; организует просветительскую работу для родителей; информирует участников; анализирует результат деятельности.

Педагог-психолог:

– оказывает помощь в исследовании эмоционального фона семьи, определении типа семьи;

– выясняет особенности детско-родительских отношений;

– разрабатывает рекомендации;

– осуществляет коррекционную работу.

Социальный педагог:

– оказывает помощь в исследовании социальных  факторов, негативно влияющих на семью, на ребенка;

– осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами, отделом опеки, КДН, УСПН,

– составляет план работы с конкретной семьей.

Медицинский работник:

– осуществляет контроль за проведением медосмотров; информирует родителей и классных руководителей о состоянии здоровья обучающихся;

– взаимодействует с педиатром и работниками поликлиники.

Классный руководитель:

– вовлекает детей и родителей в мероприятия согласно плану;

– доводит рекомендации до родителей;

– способствует формированию положительной мотивации у детей и родителей.

Целевой блок

Цель: создание смысловых, содержательных и технологических условий для объединения усилий субъектов профилактики по работе с семьей «социального риска», направленных на реабилитацию неблагополучных семей, укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей  и традиций.

Задачи: – провести диагностику и определить социально-педагогические и психологические проблемы, выявить положительные и отрицательные стороны семьи;

– способствовать формированию активной позиции всех субъектов профилактики, опираясь на принцип партнерского общения и сотрудничества;

– создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей;

– повысить психолого-педагогический уровень родителей;

– способствовать развитию навыков сотрудничества родителей со своим ребенком;

– нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка через правовое просвещение;

–  выявлять, поддерживать и развивать  воспитательный потенциал семьи;

– формировать новую позитивную стратегию и тактику через коррекцию детско-родительских отношений.

Принципы построения программы:

– принцип гуманизации;

– принцип системности и последовательности;

– принцип взаимодействия и сотрудничества;

– принцип комплексного воздействия.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в три этапа

1  этап (2009-2010): диагностический

– выявление семей «социального риска»;

– изучение образа жизни семьи;

– выяснение особенностей семейного воспитания;

– выявление взаимоотношения семьи и школы;

– выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений

– выявление проблем и трудностей семей.

2 этап (2010-2011): содержательно-деятельностный

– составление плана совместных действий;

– реализация мероприятий.

3 этап (2011-2012): рефлексивный

– анализ промежуточных и конечных результатов;

– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

Ожидаемые результаты

Реализация программы  предполагает:

– уменьшение количества семей «социального риска», уменьшение количества детей девиантного поведения;

– повышение педагогической и правовой культуры родителей, родительской компетенции;

– позитивное изменение статуса детей «группы социального риска» в коллективе класса;

– снижение накала трудностей в семьях «социального риска».

Возможные риски, негативные последствия:

– психическая напряженность родителей;

– психологическая защита родителей и детей;

– объективные причины (независящие от  школы: отсутствие жилья, материальный недостаток, отсутствие работы).

Координация и контроль

Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, руководитель методического объединения классных руководителей, которые анализируют ход выполнения программы, вносят предложения по ее коррекции, осуществляют информационное и методическое обеспечение, координируют взаимодействие участников реализации программы. Промежуточные и конечные итоги по реализации программы обсуждаются на педагогическом совете.

Алгоритм реализации программы

Вид деятельности

Период

Ответственный

1 этап: диагностический

Разработка и подбор методик, диагностик.

Выбор оптимальных средств и методов работы

октябрь– декабрь

2009 г.

Зам. директора по воспитательной работе; социальный педагог

Диагностика обучающихся и их семей [Приложение №2,№3,№4,№5 ]

Выявление семей «социального риска»

январь–февраль

2010 г.

Классные руководители, социальный педагог, психолог

Составление банка данных на семьи «социального риска»

Систематизация

информации

март 2010 г.

2 этап: содержательно-деятельностный

Разработка содержания, форм и методов работы с семьями в  зависимости от

выявленной проблемы

Составление  плана действия с конкретной семьей.

апрель – май

2010г.

Зам. директора по воспитательной работе;

социальный педагог, психолог;

классные руководители

Привлечение семей и обучающихся  для организации и проведения мероприятий.

Коррекция,

просвещение, оказание помощи.

в течение 2010 – 2012 учебного года

классные руководители;

соц. педагог;

психолог.

3 этап: рефлексивный

6

Выявление результативности программы

– анализ  состояния социального благополучия семей;

– анализ   детско-родительских отношений.

Определение эффективности программы.

март – апрель

2012г.

социальный педагог;

План реализации программы

Мероприятие

Формы и методы

Ожидаемый результат

Изучение семьи

Наблюдение, посещение,

обследование жилищно-бытовых условий [Приложение № 6],  знакомство с членами семьи, анкетирование, беседы, опрос.

Классные руководители, социальный педагог.

Выявление семейных проблем,  определение их характера.

Составление плана действий [Приложение № 9]

Разработка индивидуальных программ, карт [Приложение № 7],[Приложение №8]

Зам. директора  по ВР,

социальный педагог, психолог,

медицинский работник, классный руководитель

Подробная инструкция по работе с конкретной семьей

Индивидуальная работа

Беседы с детьми и родителями, консультирование, тестирование.

Классные руководители, психолог,

Оказание помощи в сложных ситуациях.

Психолого-педагогическое просвещение по темам:

«Ответственность родителей».

«Семья – залог успеха или ?..».

«Здоровье наших детей».

«Особенности возраста».

«Права и обязанности опекунов»

Родительские собрания,

– демонстрация видеоматериалов;

– родительские конференции;

– дискуссии;

– встречи со специалистами;

– круглые столы;

– выпуск информационных листовок, буклетов

медицинский работник, классный руководитель,

Повышение уровня психолого-педагогической и правовой культуры.

Коррекционная работа

Групповая работа, психогимнастика,

ролевые игры, тренинги, занятия с детьми и родителями [Приложение № 10][Приложение № 11].

Психолог,

Формирование самосознания, отработка навыка принятия решений, навыка решения конфликтов, навыка общения родителей с детьми.

Совместная деятельность

Вовлечение в деятельность:

– спортивные мероприятия:

«Мама, папа, я – спортивная семья»;

«Ловкий, смелый, быстрый, умелый»

– субботники,

– литературные гостиные: «Традиции моей семьи»;

– экскурсии;

– ярмарки;

– поездки на природу;

– выставки семейного хобби.

Создание положительных мотиваций у родителей и детей.

– акция «Забота»;

– организация дотационного питания;

–  определение досуга;

– организация летнего отдыха, оздоровления, временной занятости.

социальный педагог, классные руководители.

Материальная поддержка семьи в приобретении необходимых вещей, учебников;

организация досуговой занятости, отдыха детей.

Привлечение специалистов правоохранительных органов, УСПН, отдела опеки, здравоохранения

-выступления на родительских собраниях;

-рейды в семью;

– Советы профилактики;

-заседание КДН при Администрации г. Абакана;

– информирование субъектов профилактики о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Скоординированность и согласованность действий участников воспитательного процесса.

Галина Давыдова,

VI

Иллюстрация с сайта www.cirota.ru


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt