В России из года в год растет количество семей «социального риска». Это не просто бедные семьи, это ячейки общества, в которых родители, а вслед за ними и дети перестали верить в доброе, светлое, пытаться изменить свою жизнь к лучшему. Таким семьям нужна поддержка. Необходимо помочь родителям создать условия для развития детей, наладить взаимодействие с подрастающим поколением. На это и направлена программа «Вместе» классного руководителя из Республики Хакасия Галины Давыдовой.
Большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Понятие «родительская забота» ограничивается в лучшем случае «одеждой, едой, крышей над головой», отсутствие общения, взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, снижению работоспособности. Из всех разнообразных дефектов социализации наиболее опасными являются семейные дефекты, а именно:
– рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка;
– увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
– разрушение системы «родитель – ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;
– увеличение семей «социального риска».
Семья «социального риска» – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны только усугубляют ситуацию. Соответствующий образ жизни усваивают и дети.
Условно выделяют следующие типы таких семей:
– педагогически-некомпетентные (родители не владеют культурой воспитания, отсутствует единство требований, ребенок предоставлен самому себе, безнадзорен, родители не осведомлены о его интересах);
– нравственно-неблагополучные (родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками, не работают, освободились из мест лишения свободы);
– конфликтные (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, отсутствует единство требований, родители раздражительны, озабочены лишь своей жизнью);
– малообеспеченные, многодетные (отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость организмов детей болезням, приводит к частому соматическому ослаблению организмов, истощению);
– опекаемые (отсутствие доверительных отношений в силу того, что ребенок – «чужой», незнание опекунами своих прав и обязанностей).
Проанализировав социальный паспорт школы (Приложение № 1), мы сделали вывод, что количество таких семей из года в год растет. Школа – социальный институт, обеспечивающий воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Задача школы сегодня – помочь родителям обеспечить развитие ребенка, создав необходимые для этого условия, способствовать оптимизации взаимодействия родителей с детьми, организовать социальную, психолого-педагогическую, эмоциональную поддержку в воспитании детей и для снижения накала жизненных трудностей.
На это направлена программа «Вместе». Настоящая программа рассчитана на 3 года. Она предполагает участие детей, родителей, педагогов.
Кадровое обеспечение
Заместитель директора по воспитательной работе:
– планирует воспитательную деятельность; составляет развернутый план; оказывает помощь в составлении планов другим участникам процесса;
– координирует работу специалистов;
– осуществляет контроль за индивидуальной работой с семьей; организует просветительскую работу для родителей; информирует участников; анализирует результат деятельности.
Педагог-психолог:
– оказывает помощь в исследовании эмоционального фона семьи, определении типа семьи;
– выясняет особенности детско-родительских отношений;
– разрабатывает рекомендации;
– осуществляет коррекционную работу.
Социальный педагог:
– оказывает помощь в исследовании социальных факторов, негативно влияющих на семью, на ребенка;
– осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами, отделом опеки, КДН, УСПН,
– составляет план работы с конкретной семьей.
Медицинский работник:
– осуществляет контроль за проведением медосмотров; информирует родителей и классных руководителей о состоянии здоровья обучающихся;
– взаимодействует с педиатром и работниками поликлиники.
Классный руководитель:
– вовлекает детей и родителей в мероприятия согласно плану;
– доводит рекомендации до родителей;
– способствует формированию положительной мотивации у детей и родителей.
Целевой блок
Цель: создание смысловых, содержательных и технологических условий для объединения усилий субъектов профилактики по работе с семьей «социального риска», направленных на реабилитацию неблагополучных семей, укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций.
Задачи: – провести диагностику и определить социально-педагогические и психологические проблемы, выявить положительные и отрицательные стороны семьи;
– способствовать формированию активной позиции всех субъектов профилактики, опираясь на принцип партнерского общения и сотрудничества;
– создать благоприятную воспитывающую среду детей и родителей;
– повысить психолого-педагогический уровень родителей;
– способствовать развитию навыков сотрудничества родителей со своим ребенком;
– нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка через правовое просвещение;
– выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;
– формировать новую позитивную стратегию и тактику через коррекцию детско-родительских отношений.
Принципы построения программы:
– принцип гуманизации;
– принцип системности и последовательности;
– принцип взаимодействия и сотрудничества;
– принцип комплексного воздействия.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в три этапа
1 этап (2009-2010): диагностический
– выявление семей «социального риска»;
– изучение образа жизни семьи;
– выяснение особенностей семейного воспитания;
– выявление взаимоотношения семьи и школы;
– выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений
– выявление проблем и трудностей семей.
2 этап (2010-2011): содержательно-деятельностный
– составление плана совместных действий;
– реализация мероприятий.
3 этап (2011-2012): рефлексивный
– анализ промежуточных и конечных результатов;
– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
Ожидаемые результаты
Реализация программы предполагает:
– уменьшение количества семей «социального риска», уменьшение количества детей девиантного поведения;
– повышение педагогической и правовой культуры родителей, родительской компетенции;
– позитивное изменение статуса детей «группы социального риска» в коллективе класса;
– снижение накала трудностей в семьях «социального риска».
Возможные риски, негативные последствия:
– психическая напряженность родителей;
– психологическая защита родителей и детей;
– объективные причины (независящие от школы: отсутствие жилья, материальный недостаток, отсутствие работы).
Координация и контроль
Контроль за реализацией программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, руководитель методического объединения классных руководителей, которые анализируют ход выполнения программы, вносят предложения по ее коррекции, осуществляют информационное и методическое обеспечение, координируют взаимодействие участников реализации программы. Промежуточные и конечные итоги по реализации программы обсуждаются на педагогическом совете.
Алгоритм реализации программы
Вид деятельности
Период
Ответственный
1 этап: диагностический
Разработка и подбор методик, диагностик.
Выбор оптимальных средств и методов работы
октябрь– декабрь
2009 г.
Зам. директора по воспитательной работе; социальный педагог
Диагностика обучающихся и их семей [Приложение №2,№3,№4,№5 ]
Выявление семей «социального риска»
январь–февраль
2010 г.
Классные руководители, социальный педагог, психолог
Составление банка данных на семьи «социального риска»
Систематизация
информации
март 2010 г.
2 этап: содержательно-деятельностный
Разработка содержания, форм и методов работы с семьями в зависимости от
выявленной проблемы
Составление плана действия с конкретной семьей.
апрель – май
2010г.
Зам. директора по воспитательной работе;
социальный педагог, психолог;
классные руководители
Привлечение семей и обучающихся для организации и проведения мероприятий.
Коррекция,
просвещение, оказание помощи.
в течение 2010 – 2012 учебного года
классные руководители;
соц. педагог;
психолог.
3 этап: рефлексивный
6
Выявление результативности программы
– анализ состояния социального благополучия семей;
– анализ детско-родительских отношений.
Определение эффективности программы.
март – апрель
2012г.
социальный педагог;
План реализации программы
Мероприятие
Формы и методы
Ожидаемый результат
Изучение семьи
Наблюдение, посещение,
обследование жилищно-бытовых условий [Приложение № 6], знакомство с членами семьи, анкетирование, беседы, опрос.
Классные руководители, социальный педагог.
Выявление семейных проблем, определение их характера.
Составление плана действий [Приложение № 9]
Разработка индивидуальных программ, карт [Приложение № 7],[Приложение №8]
Зам. директора по ВР,
социальный педагог, психолог,
медицинский работник, классный руководитель
Подробная инструкция по работе с конкретной семьей
Индивидуальная работа
Беседы с детьми и родителями, консультирование, тестирование.
Классные руководители, психолог,
Оказание помощи в сложных ситуациях.
Психолого-педагогическое просвещение по темам:
«Ответственность родителей».
«Семья – залог успеха или ?..».
«Здоровье наших детей».
«Особенности возраста».
«Права и обязанности опекунов»
Родительские собрания,
– демонстрация видеоматериалов;
– родительские конференции;
– дискуссии;
– встречи со специалистами;
– круглые столы;
– выпуск информационных листовок, буклетов
медицинский работник, классный руководитель,
Повышение уровня психолого-педагогической и правовой культуры.
Коррекционная работа
Групповая работа, психогимнастика,
ролевые игры, тренинги, занятия с детьми и родителями [Приложение № 10][Приложение № 11].
Психолог,
Формирование самосознания, отработка навыка принятия решений, навыка решения конфликтов, навыка общения родителей с детьми.
Совместная деятельность
Вовлечение в деятельность:
– спортивные мероприятия:
«Мама, папа, я – спортивная семья»;
«Ловкий, смелый, быстрый, умелый»
– субботники,
– литературные гостиные: «Традиции моей семьи»;
– экскурсии;
– ярмарки;
– поездки на природу;
– выставки семейного хобби.
Создание положительных мотиваций у родителей и детей.
– акция «Забота»;
– организация дотационного питания;
– определение досуга;
– организация летнего отдыха, оздоровления, временной занятости.
социальный педагог, классные руководители.
Материальная поддержка семьи в приобретении необходимых вещей, учебников;
организация досуговой занятости, отдыха детей.
Привлечение специалистов правоохранительных органов, УСПН, отдела опеки, здравоохранения
-выступления на родительских собраниях;
-рейды в семью;
– Советы профилактики;
-заседание КДН при Администрации г. Абакана;
– информирование субъектов профилактики о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Скоординированность и согласованность действий участников воспитательного процесса.
Галина Давыдова,
VI
Иллюстрация с сайта www.cirota.ru
Комментарии