search
main
0

Власть продолжает делить полномочия. Комментарий к Федеральному закону от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в части изменений в законодательство РФ в области образован

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее – Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ) продолжает законодательное регулирование порядка разграничения полномочий между уровнями власти с учетом практики применения других федеральных законов по этим вопросам, прежде всего федеральных законов от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ, который в основном вступает в силу с 1 января 2006 года, внесены изменения и дополнения в 33 федеральных закона, в число которых входят базовые отраслевые законы об образовании, а также другие федеральные законы, регулирующие вопросы, в том числе финансовые, относящиеся к сфере образования, а именно:

Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. №12-ФЗ) – статья 2;

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» – статья 12;

Федеральный закон от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» – статья 14;

Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» – статья 23;

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – статья 29;

Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ) – статья 31.

I. Изменения и дополнения в Закон РФ «Об образовании». К числу наиболее важных и принципиальных изменений следует отнести следующие положения, касающиеся определения и уточнения компетенции органов власти разных уровней в области образования.

1. Законодательное закрепление, а точнее, возврат к ранее существовавшему (до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) порядку регулирования вопросов, связанных с предоставлением высшего профессионального образования, когда субъекты РФ и органы местного самоуправления наряду с Российской Федерацией могли создавать государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (изменения в статью 16). Это право предоставлено органам местного самоуправления городских округов (пункт 3 статьи 31), а в отношении субъектов РФ установлены ограничения в праве на создание и управление высшими учебными заведениями в части их реорганизации и ликвидации (подпункт 7 статьи 29). Более подробно мнение о ситуации с региональными вузами высказано в разделе настоящего комментария о поправках к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

2. Значительно усилены позиции федеральных органов власти в части надзора и контроля за исполнением законодательства РФ в области образования и качества образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов). Четко закреплено положение о том, что федеральные органы власти наделяются правом принятия мер по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям и органам управления образованием (подпункт 21 пункта 8 статьи 28).

Определено также, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки (то есть Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) вправе в пределах своей компетенции инспектировать в порядке надзора на территории Российской Федерации образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие контроль и надзор в сфере образования. При этом порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования должен быть установлен Правительством РФ (пункт 6 статьи 30).

Наряду с этим федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, вправе передавать реализацию части своих полномочий в порядке, установленном федеральным законом, уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим контроль и надзор в сфере образования.

Что касается компетенции субъектов РФ в этих вопросах, то за ними закреплено право осуществлять надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием.

Таким образом, круг объектов ведомственной контрольно-надзорной деятельности существенно расширен и уточнен: федеральный орган может инспектировать все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, а также региональные органы управления образованием и уполномоченные региональные контрольно-надзорные органы в сфере образования; региональные органы вправе инспектировать находящиеся на территории субъекта РФ образовательные учреждения независимо от их форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также муниципальные органы управления образованием. Однако для обеспечения практической реализации этих положений понадобится принятие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов, прежде всего постановления Правительства РФ по порядку осуществления контроля и надзора в сфере образования.

3. Изменения положений закона по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений также направлены на упорядочение и усиление роли государства в этих вопросах.

К компетенции федерального уровня отнесены вопросы лицензирования, аттестации и государственной аккредитации федеральных образовательных учреждений, а также высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам (подпункт 24 статьи 28).

В отличие от прежнего порядка регулирования этих вопросов, предусмотрено, что наделенные соответствующими полномочиями федеральные органы исполнительной власти (в настоящее время эти функции осуществляет Рособрнадзор) должны осуществлять лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию федеральных образовательных учреждений всех типов и видов, а также всех вузов независимо от их подчиненности и формы собственности и по всем реализуемым ими образовательным программам – от дошкольной общеобразовательной до послевузовской профессиональной программы.

К компетенции субъектов РФ отнесены полномочия по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации) (подпункт 7 статьи 29).

При этом следует заметить, что из подпункта 8 статьи 28 закона исключено положение о создании независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы). По нашему мнению, это свидетельствует о том, что неисполнение этой нормы в течение более десятка лет, а также другие мотивы, в том числе намерение включить аттестацию в качестве составной части государственной аккредитации и создать общероссийскую систему контроля качества образования, привели к отказу от идеи создания независимой централизованной государственной аттестационной службы.

4. Дополнениями в подпункт 6.1 статьи 29 закона исправлена несправедливая ситуация, допущенная ранее при принятии Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ, когда из содержания нормы по обеспечению субъектами РФ государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам было исключено слово «дошкольного».

Теперь с 1 января 2006 года субъекты РФ вновь получили право включать расходы, необходимые для реализации программы дошкольного образования, которая является для общеобразовательного учреждения основной, в объемы его финансирования через механизм предоставления субвенций.

5. Статья 29 закона, определяющая компетенцию субъектов РФ в области образования, дополнена подпунктами 6.2 и 6.3, содержание которых указывает на расширение круга полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

К этим полномочиям с учетом их уточнения отнесены:

– организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (подпункт 6.2 статьи 29);

– организация предоставления дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации, а также дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения (подпункт 6.3 статьи 29).

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с новой редакцией пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указанные выше полномочия, в отличие от полномочия, закрепленного в пункте 13 статьи 26.3 по обеспечению гарантий на получение образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам, могут быть переданы в установленном порядке органам местного самоуправления.

Таким образом, на органы государственной власти субъекта РФ возложена ответственность за функционирование перечисленных в подпункте 6.2 статьи 29 специальных и иных особых образовательных учреждений, которые имеют статус государственных учреждений субъекта РФ и реализуют основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Что касается порядка реализации полномочия по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения, то, с нашей точки зрения, здесь возможны два варианта. Первый, когда учреждение дополнительного образования детей имеет статус государственного учреждения субъекта РФ регионального значения (указание на региональное значение, по всей видимости, ориентирует на значимость деятельности такого учреждения в интересах всего региона независимо от места его расположения) и финансируется непосредственно из бюджета субъекта РФ. И второй вариант, когда законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделяются в соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 вышеуказанного закона государственными полномочиями субъекта РФ по решению указанного вопроса с передачей органам необходимых материальных и финансовых ресурсов. Применение такого же порядка возможно и в отношении образовательных учреждений дополнительного профессионального образования субъектов РФ.

6. Компетенция субъектов РФ дополнена полномочием по проведению аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, а также работников органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований (подпункт 16.1 статьи 29).

Эти дополнения необходимо оценивать во взаимосвязи с пунктом 12 статьи 28 закона, определяющим, что к компетенции Российской Федерации относится установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образования.

Таким образом, порядок проведения аттестации определяется централизованно на федеральном уровне, а субъекты РФ обеспечивают, в том числе в финансовом отношении, проведение процедур по аттестации работников в соответствии с единым порядком аттестации.

II. Изменения и дополнения в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Внесенные изменения и дополнения в закон необходимо оценивать прежде всего с позиции закрепленных первоначально Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ и вступивших в силу с 1 января 2005 года поправок, которые существенным образом повлияли на положение дел в сфере высшего профессионального образования с учетом последовавших в дальнейшем корректировок Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. №199-ФЗ. Кроме того, нельзя не обратить внимания на то, что содержание анализируемых изменений в ряде случаев свидетельствует об их неоднозначности и противоречивости.

1. Центральное место в изменении нормативно-правового регулирования отношений в области профессионального образования занимают концептуальные положения, устанавливающие полномочия органов власти разных уровней в этой сфере, в частности полномочия по созданию, реорганизации и ликвидации высших учебных заведений.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления на уровне городских округов получили право осуществлять правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования, т.е. право принимать по этим вопросам законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты (пункт 1 статьи 1).

В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 10 закона органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять управление высшими учебными заведениями, находящимися в ведении субъектов РФ по состоянию на 31 декабря 2004 года, реорганизацию и ликвидацию указанных высших учебных заведений. Реорганизация и ликвидация осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Министерство образования и науки Российской Федерации).

Таким образом, полномочия субъектов РФ в этой части являются ограниченными, т.е. органы государственной власти субъектов РФ не наделяются правом создавать новые региональные государственные вузы, а могут только управлять оставшимися в их ведении вузами либо по согласованию с Минобрнауки России принять решение о реорганизации или ликвидации регионального вуза.

В то же время предусмотрено, что муниципальные высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются органами местного самоуправления городских округов в соответствии с законодательством в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, т.е. права органов местного самоуправления городских округов в этих вопросах федеральным законом не ограничиваются. В этой связи возникают определенные сомнения по поводу того, чем руководствовался законодатель, устанавливая именно такой порядок регулирования этих вопросов.

2. В связи с изменением порядка регулирования вопросов в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, а также учитывая негативный опыт после внесения в закон определенных изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, когда работники и студенты федеральных вузов лишились возможности получать дополнительную социальную поддержку за счет средств региональных и местных бюджетов, в статью 16 закона внесены дополнения, предусматривающие, что законами субъектов РФ могут устанавливаться меры социальной поддержки студентов высших учебных заведений, финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) (новый пункт 3.1 статьи 16). Исходя из содержания нормы, по нашему мнению, это положение в равной мере может относиться к студентам как федеральных, так и муниципальных вузов.

3. Положения закона, касающиеся порядка замещения должностей ректоров, проректоров, руководителей филиалов и институтов, также приведены в соответствие с общей концепцией изменений законодательства и включают в сферу применения установленных требований к возрасту для замещения указанных должностей все государственные и муниципальные вузы, а не только федеральные, и приводят терминологию в части регулирования трудовых отношений в соответствие с трудовым законодательством (пункт 3 статьи 20).

4. Изменения в пункт 2 статьи 21 закона по вопросу о гарантиях повышения квалификации научно-педагогических работников вузов и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, относятся к числу изменений, носящих неоднозначный характер.

Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет только для работников государственных вузов и научных учреждений (организаций), т.е. федеральных и региональных. А в отношении научно-педагогических работников муниципальных вузов и научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, соответствующие гарантии только могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, следовательно, по сути не гарантируются государством, что не может не вызывать сомнений в обоснованности такого порядка регулирования.

5. К компетенции федерального государственного органа управления образованием отнесено установление единых и обязательных не только для федеральных, а для всех государственных и муниципальных вузов правил по вопросам утверждения положений об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате, открытия аспирантуры и докторантуры вузов, научных учреждений (организаций), установления порядка приема в вузы и порядка перевода обучающихся из одного вуза в другой (подпункты 2, 13, 14 пункта 3 статьи 24).

6. Скорректированы с учетом концептуальных изменений положения закона, относящиеся к вопросам регулирования отношений собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования в части прав на имущество, в том числе земельные участки, реализации прав вузов как арендаторов и арендодателей, запрета на приватизацию вузов и их социальных объектов (пункты 3, 4, 7 статьи 27); в части финансирования вузов и реализации ими прав по самостоятельному определению направлений использования средств, полученных ими за счет бюджетных и иных источников (пункты 1, 3, 4 статьи 28), а также осуществления платной образовательной деятельности (пункт 2 статьи 29).

III. Изменения, внесенные в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», возвращают субъектам РФ полномочия по осуществлению правового регулирования в научной и (или) научно-технической сфере, в том числе право на принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об осуществлении деятельности в научной и (или) научно-технической сферах; право на создание государственных научных организаций субъектов РФ, реорганизацию и ликвидацию указанных организаций; право на принятие и реализацию научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов РФ (статьи 7, 12, 14, 15).

IV. Изменения и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанный закон сам по себе регулирует основополагающие вопросы организации деятельности органов власти субъектов РФ, а также устанавливает общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Учитывая, что значительная часть разграниченных Конституцией РФ предметов ведения, в том числе вопросы образования, относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, основные изменения касаются упорядочивания разграничения полномочий между федеральными и региональными уровнями власти по предметам совместного ведения.

1. Подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 закона, основываясь на необходимости согласования аналогичных положений в Законе РФ «Об образовании», дополнен указанием на обеспечение дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам.

О новом подходе к определению содержания полномочий органов государственной власти субъектов РФ и применению взаимосвязанных федеральных законов свидетельствует новая редакция подпункта 13.1 пункта 2 статьи 26.3 закона. Предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта РФ. Таким образом, норма носит отсылочный характер и указывает на конкретизацию полномочий субъекта РФ в области образования в специальном федеральном законе – Законе РФ «Об образовании» (новый подпункт 6.2 статьи 29).

2. Статья 26.3 закона дополнена пунктом 3.1, в соответствии с которым органы государственной власти субъекта РФ по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3, имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы субъектов РФ, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Таким образом, четко определено, что субъекты РФ вправе осуществлять правовое регулирование по всем содержащимся в пункте 2 статьи 26.3 закона полномочиям по предметам совместного ведения.

Наряду с этим соответствующие уточнения получили положения закона, относящиеся с регулированию экономических основ деятельности органов государственной власти субъектов РФ, в частности, положения об имуществе, которое может находиться в собственности субъектов РФ для реализации полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 (пункты 1 и 2 статьи 26.11).

3. Сохранилось положение о том, что полномочие субъекта РФ, указанное в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 об обеспечении государственных гарантий получения образования в общеобразовательных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам, не может быть передано органам местного самоуправления, тогда как по другим полномочиям в области образования субъект РФ может принять такое решение в установленном законом порядке (пункт 6 статьи 26.3).

4. Изменения закона коснулись также порядка реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренных пунктом 2 статьи 26.3, которые теперь могут передаваться органам государственной власти субъектов РФ другими федеральными законами. При этом финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета. Установлено, что федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов РФ, должны содержать определенные обязательные положения, которые установлены в новой редакции пункта 7 статьи 26.3. Вместе с тем органам государственной власти субъекта РФ предоставлено право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ, что имеет важное социально-экономическое значение.

5. Закон дополнен статьей 26.3-1 «Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения». В этой статье определяется порядок участия субъектов РФ в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 закона, если это участие предусмотрено федеральными законами.

Кроме того, предусмотрено очень важное с точки зрения решения социальных проблем в сфере образования положение о том, что органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на целевые расходы) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Но при этом указано, что финансирование полномочий, предусмотренное этой статьей, не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

V. Изменения и дополнения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Характер изменений в указанный закон свидетельствует о некотором расширении полномочий органов местного самоуправления на уровне поселений, городских округов в части организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью (пункт 30 части 1 статьи 14, пункт 27 части 1 статьи 15, пункт 34 части 1 статьи 16).

Органам местного самоуправления, как и органам государственной власти субъектов РФ, предоставлено право осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на целевые расходы) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (новая часть 4 статьи 20).

Кроме того, они также вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование этих полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ (новая часть 5 статьи 20).

VI. Изменения и дополнения в Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ. Основные изменения касаются вопросов, связанных с совершенствованием и упорядочиванием регулирования механизма передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную или собственность субъекта РФ (новая редакция части 11 статьи 154).

1. Новая редакция части 11 статьи 154 предусматривает виды имущества, которое может находиться в федеральной собственности (аналогичные положения в отношении определения объектов собственности субъекта РФ и муниципального образования закреплены в соответствующих федеральных законах), а также подробно регламентирует порядок передачи имущества по формам собственности, в том числе процедуру разграничения имущества по муниципальной собственности (новая часть 11.1 статьи 154).

К числу основных принципов передачи имущества в соответствии с законом относятся: безвозмездность передачи имущества; разграничение имущества по его принадлежности к определенной форме собственности, установленной федеральным законом (на основе разграничения полномочий между уровнями власти); передача имущества для использования в целях, определенных соответствующими федеральными законами.

2. Признана утратившей силу часть 12 статьи 154, которая в связи с лишением на том этапе субъектов РФ права регулировать вопросы в сфере высшего профессионального образования и науки, в том числе права создавать региональные вузы и научные организации, устанавливала механизм регулирования деятельности региональных вузов и научных организаций на период до 1 января 2007 года.

Государственные вузы и научные организации, находящиеся по состоянию на 31 декабря 2004 года в ведении субъектов РФ, до заключения соответствующих соглашений оставались в том же ведении и финансировались из соответствующих бюджетов субъектов РФ. В то же время субъекты РФ в период с 1 января 2005 года по 1 января 2007 года на основе соглашений с федеральными органами исполнительной власти должны были передать свои вузы и научные организации на федеральный уровень.

Однако практика показала, что такой подход к разграничению полномочий в указанных сферах оказался неверным. Поэтому спустя год субъекты РФ, а также муниципальные образования на уровне городских округов получили право регулировать эти вопросы с той лишь особенностью, что субъекты РФ ограничены в праве создания новых региональных вузов (см. подробнее выше).

В этой связи, по нашему мнению, могут возникнуть вопросы только в отношении тех региональных вузов, которые в настоящее время находятся в стадии передачи в ведение федеральных органов исполнительной власти, поскольку эти вопросы не затронуты законом.

Таким образом, анализ очередных законодательных изменений по вопросам разграничения полномочий между уровнями власти свидетельствует о том, что этот процесс является сложным и продолжительным, учитывая кардинальный и масштабный характер реформирования. Необходимым условием дальнейшего совершенствования этого процесса является последовательная и системная работа по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, которая должна минимизировать пробелы в регулировании, а также устранить противоречивость законодательных норм, которая затрудняет их применение.

Жанна ОСИПЦОВА, заведующая правовым отделом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте