search
main
0

Верю. Храню. Люблю Проект реконструкции школьного музея. Воспитание

Я понимаю, что, решая задачи образования, школа должна опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизни, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм. Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, искусственно сформировать. В основе идеи должны лежать объективная необходимость, потребность и историческая закономерность.

Поэтому я способствую развитию у своих учеников основ патриотизма, гражданственности, уважения к истории, к людям. Гражданско-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений  в работе с учащимися моего класса. Проводя ценностную диагностику, я задала ребятам вопрос: «Что такое патриотизм?» Ребята ответили: «Патриотизм – это ответственность», «Патриотизм – это не одна любовь к Родине, нужно еще что-то для нее делать», «Нужно любить, а значит, беречь и приумножать», «Где родился, там и пригодился», «Служение России», «Неподдельная любовь к Родине», «Я абаканец. Это мой любимый город. Я его не поменяю», «Я  патриот своей школы», «Я хочу вырасти и поднять Россию».  Таким образом, большинство воспитанников моего класса имеют собственное представление о патриотизме, собственные жизненные установки, хотят служить своему Отечеству, в котором родились и выросли.Этому способствует система воспитательной работы в классе, обеспечивающая целенаправленное проведение тематических мероприятий: Вахта памяти, митинг Победы, физическая помощь и поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, социальные акции добрых дел, уборка сквера у обелиска, тематические классные часы, уроки Мужества и других. Ученики моего класса являются членами военно-патриотического объединения «Поколение смелых», тимуровского отряда «Добрые сердца», совета школьного музея истории школы, пресс-центра «Лабиринты мыслей». Нам удалось  разработать и реализовать много интересных социально значимых проектов: слет старшеклассников «Мы верные сыны твои, Россия», военно-патриотический марафон старшеклассников  «Солдатами не рождаются», спартакиада допризывной молодежи «Русский солдат умом и силой богат», семейные старты «Мы – спортивная семья, мы – спортивные друзья», чемпионат среди старшеклассников «Лапта – королева двора» (возрождение старинных русских игр), семейный поход на остров Каменный (совместно с клубом исторического моделирования «Мерген»), семейный велопоход «Солнце на спицах». Самым долгосрочным (7 месяцев) и значимым для школы стал наш проект «Верю. Храню. Люблю», направленный на реконструкцию и обновление деятельности школьного музея.Цель проекта: вовлечение учащихся в созидательную (поисковую и исследовательскую) деятельность посредством изучения истории родной школы – первой в Хакасии. Для достижения данной цели  были поставлены конкретные задачи:1. Организовать поисково-исследовательскую деятельность по сбору исторических фактов о роли школы в развитии образования Хакасии, информации о директорах, учителях, выпускниках, прославивших школу, город, республику, страну.2. На основе собранного материала оформить информационные стенды «Директор – всему голова», «Учитель, именем твоим горда родная школа», «Главное достояние школы – ее ученики», «Вершим историю сегодня», «Идут по войне девчата, похожие на парней». 3. Вовлечь не менее 10 выпускников прошлых лет в создание электронных альбомов «История одного класса».4. Освещать ход реализации проекта в газете «Абакан».5. Провести ключевые мероприятия: «Я расскажу вам про музей» (день школьного музея), обобщающую викторину «Как я знаю историю школы», музейный урок «Личность в истории страны» (о Гале Тупицыной, пионерской вожатой школы, погибшей на фронте).6. Оцифровать музейные фонды – документы, фотографии, письма.7. Оказать физическую помощь в ремонте помещения школьного музея.8. Принять участие в организации празднования юбилея школы «Дорога длиною в 150 лет».Проект  реализовывался на базе музея истории школы №2. Реализация проходила согласно намеченному плану. Для достижения цели командой проекта совместно с партнерами  была проделана следующая работа.3 июня было проведено стартовое мероприятие проекта «Верю. Храню. Люблю», где присутствовала команда проекта – администрация, классный руководитель, совет музея, совет молодежи жилого района Гавань, школьный пресс-центр «Лабиринты мыслей». Для выполнения заданий  по поисково-исследовательской деятельности на период июня – августа класс был разделен на группы. Они собирали и изучали информацию об истории школы, учителях, директорах, выпускниках в форме статей, фотографий, писем, книг, интервью.Была организована бригада класса в количестве 19 человек на добровольной основе для подготовки помещения музея к ремонту и оклеивания стен обоями. За отчетный период привлекли дополнительные средства на изготовление  демонстрационных тумб (9 штук, цена 22000 р.).22 июня ключевое мероприятие – музейный урок «Судьба личности в истории страны» (о пионерской вожатой школы №2 Гале Тупицыной, погибшей на фронте).Мероприятие подготовили и провели два активиста проекта  – Вероника Лопатина и Юлия Распопина на основе имеющихся в музее фотографий, писем с фронта, переписки с родственниками Галины Тупицыной. На музейном уроке присутствовали воспитанники пришкольного лагеря «Созвездие» – 91 человек в возрасте от 8 до 15 лет. Целью мероприятия было знакомство с историей школы на примере судьбы пионерской вожатой, что входило в содержание викторины «Как я знаю историю школы?».2-16 сентября в результате работы поисковых групп мы получили 36 фотографий выпускных классов для стенда «Главное достояние школы – ее ученики», 5 электронных альбомов «История одного класса», 2 виртуальные экскурсии «Музей истории школы» и «Школа на Ах-Тигее». Организовали переписку с бывшим директором школы Лидией Ивановной Митяшенко (руководила школой с 1982 по 1993 год, живет в Томске), получили от нее информацию и фотографии. После юбилея школы отправили ей фотографии с праздника и письмо. Поисковики восстановили хронологию директоров школы с 1920 года, с гордостью демонстрировали результаты поиска в юбилейной презентации. Изучили статьи ученых – исследователей развития образования в Хакасии Алексея Николаевича Гладышевского, Антона Николаевича Мохова, Юрия Карповича Махно. Полученная информация позволила систематизировать этапы развития школы с 1863 по 2013 год. 17 сентября – 1 октября. Собранные в результате поисковой работы материалы отражены на стендах:  «Школа на Ах-Тигее», «И ты, моя школа, идешь из далеких времен», «Учителя и ученики школы во время Великой Отечественной войны», «Молодежные организации СССР в школе», «Хакасский педагогический техникум» (факт имел место в истории школы), «Учитель, именем твоим горда родная школа», «Главное достояние школы – ее ученики», «Кавказский разлом», «Кандидаты и мастера спорта школы». Всего 9 стендов. С 3 июня по 8 ноября два ученика класса занимались оцифровкой музейных фондов. Ими созданы электронные папки с оцифрованными фотографиями: «Здания школ №2, №6, №16, объединенных в школу №2», «Директора школы», «Выпускные классы», «Наши маленькие ученики», «Ретрофотографии из жизни школы», папки с электронными альбомами, видеосюжетами с телевидения,  со статьями о школе, виртуальными экскурсиями. Оцифровку музейных фондов произвели десятиклассники Сергей Сивяков и Айрат Салахов. На церемонии открытия музея они были отмечены благодарностями за большой вклад в реализацию проекта. Работа не прекращается, так как экспонаты продолжают поступать. Всего создано 9 электронных папок.3 октября проведен день школьного музея «Я расскажу вам про музей». В мероприятии приняли участие 37 человек. Дети были привлечены к проведению экскурсий в музее для гостей, активные участники (7 человек) были награждены грамотами на промежуточном этапе проекта. 3 октября. Встреча с первым директором школьного музея Светланой Федоровной Савельевой. На встрече присутствовали члены поисковых групп. Встреча проходила в музее после торжественного открытия. Была продемонстрирована виртуальная  экскурсия  «Школа на Ах-Тигее», организованы беседа с участниками поисковых групп, обзорная экскурсия по музею. Встреча закончилась чаепитием. Гостье вручили цветы и буклет.15 августа. Заседание инициативной группы для оценки промежуточных результатов. На заседании присутствовали 10 членов команды проекта. Изучили статью Юрия Карповича Махно, доцента кафедры методики преподавания истории Хакасского государственного университета, члена историко-архивного клуба «Первые школы города Абакан», в газете «Абакан». Составили план сценария открытия музея. Отсмотрели сканированные материалы, выполненные старшеклассниками Сергеем Сивяковым и Айратом Салаховым, предоставили им новый материал для дальнейшей оцифровки.8 ноября. Юбилей школы «Дорога длиною в 150 лет». Присутствовали гости: представители органов власти, ученые, педагоги-ветераны, учителя, учащиеся, родители, выпускники разных лет, общественность (члены историко-архивного клуба, староста микрорайона Гавань, ребята из совета молодежи), творческие коллективы. Участники целевой аудитории написали стихи, посвященные 150-летнему юбилею школы, выступили на празднике, оформили стихи, подарили музею.Четверо учеников 10-го класса (Анжелика Юнгблюд, Алина Расчупкина, Антон Сикорский, Юля Распопина) приняли участие в создании сценария празднования юбилея – писали историческую справку и делали презентацию для сопровождения мероприятия. Использовали материалы, добытые в ходе поисковой работы, и оцифрованные фотографии. В течение дня празднования юбилея школы трое экскурсоводов (Юлия Распопина, Вероника Лопатина, Анжелика Юнгблюд)  проводили экскурсии в музее истории школы для приглашенных гостей и выпускников. Всего проведено 15 экскурсий. На церемонии открытия музея ребята были отмечены благодарностями за большой вклад в реализацию проекта. Для исполнения концертных номеров были привлечены 15 творчески одаренных детей целевой аудитории проекта. После широкого освещения реализации проекта в СМИ из школ города Абакана начали поступать заявки на экскурсии. Всего в мероприятии приняли участие 150 человек.1 октября  (к открытию музея) школьный пресс-центр «Лабиринты мыслей» выпустил 50 цветных буклетов, 5 ноября (к юбилею школы)  напечатано еще  50  экземпляров и подарено гостям. Всего 100 штук.3 октября – 8 ноября в музее проведено 28 экскурсий в общей сложности для 471 человека.11-18 декабря школьный этап, 19 декабря городской этап ключевого мероприятия – викторины «Как я знаю историю школы?». Участники – ученики 5-6-х классов (100 человек), 7-9-х классов (150 человек). С помощью учителя информатики викторина сделана в электронном варианте по принципу телевизионной игры «Своя игра». Целевая аудитория разделена на пять групп по 50 человек, 12 из которых являются игроками команд, остальные зрителями. Зрители также участвуют в игре – для них приготовлены специальные задания. В результате в интересной форме идет обобщение собранной в поисковой деятельности информации (награждение победителей сразу по итогам игры). К участию в викторине на уровне школы привлечены 250 человек, на городской уровень вышли 25 финалистов из школ города Абакана.Все мероприятия освещались в СМИ: вышли две статьи в газете «Абакан», статья в газете «Хакасия», статья в газете «Шанс», три сюжета на телевидении и прямой эфир с директором школы Натальей Романовной Рыжовой по итогам проведенных мероприятий. Школьное издание «Просто газета» с материалом о проекте подана на муниципальный  конкурс газет. Наиболее удачные моменты проекта Нам удалось заинтересовать и привлечь к изучению истории родной школы большое количество учеников, вызвать интерес родителей, которые тоже являются выпускниками нашей школы, на нас обратили внимание общественность и средства массовой информации. Ценно, что в результате поисково-исследовательской работы учеников был добыт исторический материал, легший в основу экспозиции школьного музея и сценария празднования 150-летнего юбилея первой школы Хакасии.Достижение цели Цели достигнуты в полном объеме:  нам удалось перевести работу школьного музея в новую стадию функционирования с помощью активного вовлечения детей в созидательную (поисковую и исследовательскую) деятельность на основе современных требований к содержанию, оформлению и оборудованию (реализация значимых проектов, цифровой формат музейных фондов, использование оргтехники). В настоящее время школьный музей становится центром гражданско-патриотического воспитания, а это дает возможность вовлекать в полезную деятельность «трудных» детей, воспитывать навыки музейной культуры, развивать умение вести поисковую деятельность.Всего мы вовлекли в поисковую и исследовательскую деятельность 28 учащихся. Создали 9 папок с оцифрованными материалами, изготовили 9 стендов, провели 42 мероприятия, в которых участвовали 1298 человек, обновили помещение, написали 5 сценариев, создали буклет,  выпустили 4 видеосюжета на телевидении и 4 газетные статьи, получили отзывы посетителей музея.ВыводДанный проект способствовал формированию гражданских навыков учащихся: обогащению их социального опыта путем активного включения в реальную жизнь, воспитанию уважения к мнению другого человека, открытости к диалогу, формированию критического мышления. Благодаря проекту понятие «патриот» усваивается на более высоком уровне в единстве знаний,  чувств и практической деятельности. Кроме того, данная  деятельность способствовала приобретению учащимися новых компетенций   –  исследовательских, менеджерских, коммуникативных.  Таким образом, участие школьников в исследовательской работе на базе школьного музея увеличивает пространство, в котором ребята могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать свои способности.​Надежда ЧЕРНОВА, учитель технологии, руководитель музея истории средней школы №2 Абакана Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте