search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников В школьных уроках появятся видеоматериалы Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов В Челябинске отменили уроки в школах Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат
0

Верить надо в каждого ребенка. Рита СУХАНОВА, мастер производственного обучения высшей категории, преподаватель спецдисциплин миасского профессионального училища №49

Родилась я в глубокой деревне в Тюменской области. Мои родители хотели назвать меня Маргаритой, конечно. Но человек, выдававший справки, никогда о таком имени не слышал. А слышал, как мама баюкала меня, называя Риточкой. С тех пор я Рита Владимировна. И не жалко: что-то детское в человеке обязательно должно быть. Однако уже в трехлетнем возрасте меня привезли в Миасс. Здесь я и выросла.

После 8-го класса поступила в 49-е училище. Честно говоря, поначалу я пошла в педагогическое. Но поступить не смогла и вместе с такими же, как я, подружками отдала документы сюда, чтобы стать штукатуром-маляром. Здесь тогда был недобор. Тут же записалась в агитбригаду. И ездили мы по деревням, песни пели и зазывали в училище поступать. Ребята у нас учились в основном деревенские. Группа была большая, человек 25. Учились мы легко, жизнь казалась веселой. Ездили в колхоз на уборку турнепса.

Сразу после выпуска я пошла учиться дальше – в Магнитогорский индустриально-педагогический техникум. Все-таки мечта моего детства в моей душе не погибла, я хотела стать учителем. Техникум готовил мастеров для профессиональных училищ. А что такое мастер? Это мамка и нянька. Иначе говоря, человек, который проводит с ребятами 10-14 часов в день. Я привожу их на занятия. Если там что-то случилось, спрос прежде всего с меня. Потом веду на обед. Внеклассные мероприятия с ними провожу. Участвую в них. Лично. Почти во всех. В то время мастера производственного обучения никаких предметов, даже специальных, не вели. Мы были как классные руководители. Но обязательно вели производственную практику. В техникуме получила профессию сварщика. Поэтому и мастером я стала у мальчишек-сварщиков. Все хулиганистые, гиперактивные, без царя в голове.

Мне помогала справиться с ними Галина Андреевна Юзеева. Она была у них классным руководителем, а я мастером. Потом, когда я освоилась, она передала мне этих мальчишек полностью. Первый год мы работали вместе с Юзеевой, а второй и третий – только я. Сотовых и даже домашних телефонов тогда не было. И я ходила по домам знакомиться с каждой семьей. Их было 27, и я всех обошла. Семьи были, конечно, не самые лучшие на свете. Мальчишки были трудные. Но в итоге они у меня стали хорошие. Я ли их исправила, жизнь, учеба или возраст? Наверное, все вместе. Да еще колхоз! Это закалка и для ребят, и для мастера. Особенно если он молодой, начинающий. Мальчишки испытывали меня на прочность. Характер мой закаляли: хотим – идем на картофельное поле, а не хотим… а хотим вообще напьемся (как их папаши). Однажды нарвали конопли и нажевались. Дури никакой не было, только животы у всех разболелись.

То, что мои дети со мной единое целое, я поняла спустя лет 10, наверное. Приобрела бесценный опыт, твердый характер, терпение, глубокое понимание психологии подростков. Я поняла, что все дети вообще-то хорошие. Родители у них, правда… А попав в добрые руки, мальчишки исправляются. За 17 лет моей работы я в этом убедилась.

На региональный конкурс профессионального мастерства мы ездили вместе с моим учеником Сашей Фомичевым. Парень активный, увлекается спортом. А на теоретических занятиях у него проблемы, по общеобразовательным предметам двойки сплошные. И вот однажды на педсовете его хотели отчислить, он учился уже на 2-м курсе. Но вместе с учителем физвоспитания мы вступились за него. Не дали отчислить! На практике у меня он работал не просто хорошо – отлично! Ему профессия легко давалась. А в итоге – победа вместе со мной на конкурсе. И мальчишка взялся за ум. Все двойки исправил. Я поняла: верить надо в каждого ребенка.

Сегодня с ужасом и благодарностью отношусь к своему решению 12 лет назад уйти из училища на стройку. С ужасом, поскольку стройка – неженское дело, грязное, тяжелое. С благодарностью – потому что многому там научилась практически. Научилась тому, чему меня в теории учили в техникуме и здесь, в училище. Я вернулась сюда, имея хорошие практические навыки.

И все это стала отдавать своим ученикам. Когда мои дети выпускались, я поняла, что сумела их по-настоящему НАУЧИТЬ. Потому что сама УМЕЮ. И умею хорошо! Когда дети начинают работать сами на практике и видят, что у них получается, их самооценка повышается, они осознают свою ценность, значимость. А без этого человека нет. Правда, тут кроется проблема. Ребята видят, что за их работу хорошо платят. Слабые характером могут запустить учебу, начать «делать деньги». Тут я нужна им как воспитатель. Я должна уловить момент, почувствовать его и не позволить, чтобы халтура мешала учебе. «Выучись, а деньги от тебя не уйдут».

В своих ребятах я воспитываю не только профессиональные качества, но и чисто человеческие. Порядочность, честность. Как надо работать? Все доводить до конца, не халтурить, не мухлевать. Чтобы можно было любоваться результатами своего труда. Честность дороже денег. Я учу работать правильно. Для этого всего, для воспитания профессионала в училище проводят конкурсы мастерства, которые «растят» в душах ребят гордость и честность. Мы выезжали и на областные конкурсы. Но долго не могли добиться высоких результатов. Однако количество наконец переросло в качество. Дошли мы и до российских конкурсов!

Почему это произошло? Тренировки, учеба. Я съездила на стажировку в фирму «Кнауф» в Челябинск. Эта фирма работает с новыми современными материалами – гипсоволокном и гипсокартоном – для «сухого строительства». Честно говоря, работа с ними тоже неженское дело. Очень тяжело физически.

Первый конкурс профмастерства проводился в Озерске. Мы работали на штукатурке. Я готовила девочку. И вместе с ней мы заняли I место, за которое я получила губернаторскую премию. Второй, областной, был в Челябинске зимой. Работали в паре с Сашей Фомичевым – он свою работу, я свою. Было два вида: штукатурка и гипсоволокно, облицовка поверхности. Там мы тоже заняли первое место. В марте состоялся уральский региональный конкурс. В этом конкурсе я работала одна. Саша был только моим помощником, подсобным рабочим. Там мы снова победили.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте