Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Вера Кострова, Нижний Новгород: Школа стала зоной риска.

Дата: 17 сентября 2012, 18:29
Автор:

Приятельница прислала ссылку на популярный ролик в YouTube c ехидной припиской: «Ты учителей защищаешь. Вот и полюбуйся!» Увертюра не предвещала ничего хорошего. Открыла. Прочитала комментарий, предваряющий просмотр. Он был вполне предсказуемый…

…«Какой агрессивный учитель, его необходимо привлечь к ответственности».Открыла видео: у доски учитель английского языка в преклонных летах (ему, на мой взгляд, около 60) и ученица (на вид третьего класса). Педагог, уже, по-видимому, доведенный до нервного срыва предыдущими выступлениями учеников, просит девочку прочитать английские местоимения, написанные на доске. Уже на втором лице единственного числа девочка замолкает. Учитель доходит до точки кипения. В бешенстве он пишет во всю доску русскую букву «Ю», требует ее прочесть, что девочка и делает. Он говорит ей: «Молодец», но при этом злится еще больше и, не в состоянии справиться со своими эмоциями, стучит девочке пальцем по голове. Довольно сильно. Развязка неожиданна: при попытке учителя потрясти девочку за шиворот она пинает его в пах и выбегает из класса. Конец фильма.

…Сон, как говорится, в руку. Только вчера получила письмо от подруги из Ростовской области – учительницы. В своей школе она недобирает до ставки (школа маленькая, параллелей мало), поэтому согласилась вести часы в соседней. Пишет, что там много детей с неуравновешенной психикой, поэтому не хватает половины предметников. Директор вынужден решать кадровую проблему, уговаривая поработать учителей других школ. До нынешнего учебного года в школе был неплохой физик, в этом году его нет. Дети довели – одного нахала он вывел за ухо из класса. Добрые одноклассники сняли этот эпизод на мобильник и показали дома. Родители, как это водится, возмутились, увидев в антипедагогических действиях попрание прав детей. Учителя не уволили – директор знал обстановку в классе, поэтому не обвинил педагога, а посочувствовал ему. Но учитель уволился сам: зачем тратить нервы, если хороших физиков не хватает в половине школ, даже там, где дети хорошо себя ведут и делают уроки.

Вероятно, полученное накануне письмо сыграло ключевую роль в моем восприятии ролика. Мне стало жаль учителя. Я не просто увидела, а почувствовала, как расшатаны его нервы, как он одинок и несчастен, насколько ему плохо. Конечно, так, как поступил он, поступать нельзя. Ни по педагогическим, ни по этическим нормам. Тот, кто взрослее, обязан быть мудрее и выдержаннее – это закон. И учитель, герой ролика, знает это так же твердо, как я, – не сомневаюсь в этом ни секунды. Он не молодой, только что пришедший стажер. Но в тот момент, когда дети включили камеру, он не владел собой, он совершенно себя не контролировал – это очевидно. Но согласитесь, до этого состояния трудно дойти самостоятельно. До бешенства человека нужно довести.

Жаль, что дети сняли лишь кульминацию и развязку. Очень важно, ЧТО этому предшествовало. Подозреваю, что учителя спровоцировали, притом спровоцировали вполне сознательно. Не уверена, что это сделали дети (хотя подобное не исключается), очень может быть, что постарались взрослые. Поэтому не тороплюсь выносить педагогу обвинительный вердикт. Даже суд не может состояться без предварительного следствия. Судья должен дать слово свидетелям, защите и самому обвиняемому. А мы почему-то торопимся осудить, заклеймить позором, дать оценку… А может быть спросить с власти, почему она допустила, что душевное здоровье педагогов оставляет желать лучшего? Нервные срывы – это знает даже школьник – следствие физического и умственного переутомления, плохого питания, отсутствия отдыха и хронической неуверенности в завтрашнем дне. Я знаю, как работают учителя-мужчины. Чтобы прокормить семью, они берут две ставки и все свободное время отдают репетиторству. Если мужчина не обеспечивает достойного существования своей семье, он не может себя уважать. И это тоже может быть причиной нервного срыва. Куда ни кинь – всюду клин: при любом раскладе мужчины в школе не могут сохранить здоровой нервную систему, это факт. …Рассуждая таким образом, взглянула на счетчик: число просмотров перевалило за пять тысяч. Если учесть, что каждый посмотревший уже отправил ссылку как минимум одному другу, то можно не сомневаться: совсем скоро охват публики увеличится в геометрической прогрессии, и к Дню учителя вся страна ознакомится с тем, что сняли дети и выложили взрослые. (Приятели сообщили, что запись уже и по телевидению показали – а как же? Пропустить такой горячий сюжет?!) Последствия масштабных показов предсказуемы: на учительство обрушатся гневные обвинения, и вместо подарков педагоги получат упреки в непрофессионализме и нежелании искать подходы к детям. Хотела бы ошибиться, но, боюсь, значительную часть педсообщества ждут в лучшем случае поджатые губы родителей, в худшем – новые съемки и диктофонные записи.

А что ждет страну? Нетрудно спрогнозировать: учителя молодые и пожилые со временем покинут школу, которая становится зоной риска. Кто же захочет добровольно подставляться, да еще за такие деньги? Молодым, слава богу, есть куда уйти. Пенсионеры могут рассчитывать на пенсию и возможность тихой и спокойной подработки за бОльшие, чем в школе деньги. Кто же останется? Предпенсионеры, которым поздно менять коней на переправе. Единицы будут работать так же, как работали прежде, – грамотно, профессионально и результативно, остальные сменят тактику – ослабят требования, перестанут гоняться за результатами, добиваться усвоения и понимания. Практика показывает, что те, кому в самом деле нужны знания, могут купить их у репетиторов. Кому не очень нужны – не купят, но жалеть их нечего, сами виноваты. Что лукавить: в отношении прочных знаний на школу уже давно никто не рассчитывает. Главное для большинства родителей – чтобы дети были спокойны, довольны, чтобы их жизни и здоровью ничто не угрожало. Чтобы был постоянный позитивный фон, побольше игр и праздников, чтобы учителя обеспечили хороший психологический микроклимат. А остальное дети доберут за родительские деньги. Ведь после школы еще полдня остается. А если они в школе будут утомляться или, не дай бог, нервничать, то окажутся не в состоянии взять у репетиторов или на дорогостоящих курсах, в первую очередь языковых. Так что пусть проводят в школе время без вреда для здоровья. Какие стандарты? Какие компетенции? Все это нужно оставить для отчетов чиновникам.

Подозреваю, что очень скоро учительская тактика сменится в угоду принципу: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало…» Она уже кое-где и сменилась. Без шума и деклараций, под всеобщее молчаливое одобрение. Если у родителей спрос на ТАКУЮ школу, учителям не остается ничего другого, как соглашаться. Конечно, согласились без восторга, но выбора у них нет. Те, у кого выбор был, ушли, не желая участвовать в профанации.

И знаете, оказалось, что не я одна так думаю. Решив проверить себя на объективность, я попросила нескольких своих знакомых и родственников разного возраста посмотреть ролик и высказать свое мнение. Причем никакими комментариями свою просьбу не сопровождала. Для чистоты эксперимента. К моей радости, пятеро (в том числе и мои дети, студенты) были на стороне учителя. И ход их мыслей почти полностью совпал с моим.

И только двое респондентов: моя подруга, преподаватель вуза, и ее дочь-четвероклассница – обвинили педагога в жестокости и вынесли вердикт: профнепригоден. И тут же с гордостью объявили, что у них в школе ТАКОГО нет. Но английским языком они занимаются с дорогим репетитором.

От онлайн-редакции:

Уважаемые читатели! Вы можете увидеть ролик своими глазами и составить свое мнение о нем

http://www.nnn.ru/news/txt/?id=20452&da_id=199286


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt