Учитель – это магия речи, внешности, жестов и поступков. Нет профессии, более влияющей на умы и детей, и взрослых, чем профессия учителя.
Понимание первое: «об особенностях»
Прав Иосиф Бродский: «…память – это хвост, утраченный в процессе эволюции, именно она управляет нашими движениями». Память о прошлом – квадрига литературы, искусства, философии и культуры. Учитель этим обладает. С настоящим гораздо проще – это всего лишь современные технологии, ими надо уметь пользоваться. Учитель этим владеет. Понимание первое – «об особенностях» – складывается из двух: иметь память о прошлом и понимать настоящее. Быть учителем престижно, именно учитель обуславливает преемственность, поэтизированную Ахматовой: «…как в прошлом будущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет». Учитель наводит мосты из прошлого в будущее.
Понимание второе: «о внешних проявлениях престижности, или как ее измерить»
Согласно словарю престижность – это авторитетность, уважение, влияние. Все это измеримо. У учителя этой мерой являются достижения и успехи ребенка. Достижения личные и общественные, причем первые перевешивают вторые. В Москве создана в высшей степени понятная ученикам, родителям, учителям система, с помощью которой измеряются детские успехи, – это система конкурсов, фестивалей, олимпиад муниципального, городского и федерального уровней. Московские школьники достигают высоких результатов за счет того, что получают качественное образование. Успехи обучающихся отражаются и в портфолио учителя, являясь составляющей престижа нашей профессии. При этом внешнее измерить можно, внутреннее – нет. Невозможно измерить то, что формируется в процессе воспитания: «огненные добродетели, в свете которых меркнут недостатки».
Понимание третье: «формула успеха»
Как вывести ребенка на тропинку, ведущую к успехам? Как в той сказке, где лежал у дороги камень с надписью: «Направо пойдешь… Налево пойдешь… Прямо пойдешь – голову сложишь». По-настоящему сложно грамотно поставить задачи, дозировать нагрузки, не утратить веру в себя и ученика, поддержать родителей в минуту, когда «да как же так, ничего не получается!». У нас, учителей, это называется созданием индивидуальной траектории развития. Техника общеизвестная и распространенная. При этом на пути есть вехи, делающие эту дорогу успеха солнечной, звучащей волшебными переливами струн удивления и ярких впечатлений. В школе №1601 это клуб консультантов, школьное научное сообщество с итоговым праздником «Наукофест», современное оборудование в конвергентной лаборатории в медицинском классе. Это и позволяет нашим ученикам быть ежегодными победителями и призерами городских мероприятий, таких как Открытая Московская городская научно-практическая конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату», Московская открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», Всероссийская Сеченовская олимпиада школьников, Московская олимпиада школьников, Московский экологический форум учащихся. В 2020‑2021 учебном году победителями стали работы учеников школы №1601, выполненные под руководством наших педагогов: «Умный дом для грызунов, основанный на потребностях животных» («Курчатовский проект»), «Дифференцировка по степени поражения зубных рядов у лиц возрастной категории 30‑40 лет», «Экологичные способы уменьшения популяции видов семейства мышиных на примере влияния запахов на поведение лабораторных мышей» (научно-практическая конференция «Старт в медицину»). По результатам конкурса предпрофессиональных умений «Предпрофессиональная мастерская медицинского профиля» призеры этого года согласно положению конкурса получили дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. На Московском экологическом форуме учащихся победила работа наших ребят «Популярный проспект – определитель жуков для горожанина». На Московском городском конкурсе социально значимых экологических проектов школьников присудили победу нашим ребятам и их педагогам – авторам работ «Формирование экологического мировоззрения средствами гаджета», «Зеленая олимпиада юных экологов и натуралистов». Индивидуальная траектория развития, возможности московского образования, увлеченность обучающихся и вдохновляющая мотивация педагогов позволяют школьникам представлять свои проектные и исследовательские работы, затрагивающие широкий спектр тем. И именно учитель своей увлеченностью выводит ребенка на тропинку, ведущую к успехам.
Несколько слов о профиле, о траектории развития в предмете: долгое время работаю в профильном, медицинском классе – есть чем поделиться. Структурное наполнение медицинского профиля ровно такое, как в любом профиле, имеющем серьезные достижения: уроки, элективные курсы, проекты. Здесь важны детали. Элективы – обязательно сложные вопросы ЕГЭ и актуальные направления биологии, например синтетическая биология. Проекты: темы лучше разрабатывать межпредметные, например «Создание платформы для поисков вариантов лечения болезней и консультации с врачом» (биология, информатика) или «Разработка метода сбора и концентрирования биомассы» (биология, экология). Уроки базируются на материалах современных достижений в биологии, химии, физике, обязательно включают практические работы на современном оборудовании конвергентной лаборатории или медицинском оборудовании. Излишне говорить, это на слуху у всех: участие таких организаций, как вуз или медицинский колледж, – это условие успеха профильного обучения. И опять-таки все вышеперечисленное каждому ученику нужно уложить в его индивидуальную траекторию, где найдется место мероприятиям по самообразованию, самоконтролю (рефлексии) и внешнему контролю (независимой оценке достижений). Надо понимать – намерения детей и родителей бывает трудно оформить в предложенную структуру.
Хорошим убеждением служат достигнутые результаты: дипломы достижений, выступления студентов, бывших выпускников. Можно так, но опыт показывает – очень хорошо убеждает вовремя сказанная фраза, например «кто не любит хлопот, должен научиться просто и убого жить» (Г.В.Сковорода).
Вместо заключения
Замечу, что участие самого учителя в профессиональных конкурсах позволяет, что называется, быть в тренде запросов общества к учителю. Для меня в этом году таким событием явился городской профессиональный конкурс «Современный московский учитель».
Максима: «Я тот, с кем прикоснуться довелось». И здесь, в этом общении с учеником и учителем, происходит то скрытое, незаметное, неявное воспитание, становление человека.
Меньше всего хочется, чтобы рассуждения «из чувственного опыта» походили на годовой отчет о проделанной работе (коллеги меня поймут), и тем не менее не могу не резюмировать (очевидно, это педагогический рефлекс).
Выводы:
– учитель по степени влияния, по степени значимости на человеческое общество вне досягаемости;
– успех учителя измеряется успехом ученика;
– учитель – тот человек, который обуславливает будущее государства, поскольку достижения человека создают потенциал развития общества.
Максима: в IT говорят: «Компилятор – это константа, все остальное – переменные». Полагаю, на знамени процветающего общества надо написать «Учитель – это константа, все остальное – переменное».
Светлана ЮРЬЕВА, учитель биологии школы №1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова, заслуженный учитель России
Комментарии