Цели: развитие способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире через гармонизацию эмоциональных, духовных и интеллектуальных свойств личности ребенка и связь с историей России.
Задачи урокаОбучающая: сформировать представление об историческом жанре в живописи, ознакомить с музеем-панорамой «Бородинская битва».Развивающая: развить ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность, способствовать развитию памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции и реализации творческого потенциала в собственной художественно-творческой деятельности.Воспитательная: воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству, формировать устойчивый интерес к истории своего народа и способствовать развитию эстетического кругозора.Виды деятельности:- познавательно-продуктивная деятельность – создание творческого продукта с опорой на исторические факты;- коммуникативная деятельность – взаимодействие учащихся при работе в группах;- психолого-воспитательная деятельность – развитие имеющихся и приобретение специфических личностных качеств в процессе работы;- практико-ориентированная деятельность – овладение необходимыми умениями работы в Интернете, библиотеке.Формы деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.Технологии: игровая, проблемного обучения, интернет-технология.Программа Б.М.Неменского.Учебное оборудование и раздаточный материал: компьютер с прямым выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран, карточки (приложение 1), клей-карандаш, «Поисковый лист», ресурсы библиотеки.Ход урокаУчитель: Сегодня мы посвящаем наш урок великой победе русского народа в войне 1812 года. Сражение под Бородино, крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М.И.Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта, состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км западнее Москвы.И конечно, так как мы с вами находимся на уроке изобразительного искусства, то будем рассматривать это событие посредством жанров искусства.Но перед тем как начать новую тему, я предлагаю вспомнить то, что вы уже знаете. Повторение я предлагаю провести в форме игры. Для этого класс должен поделиться на равные группы-команды (по 5 человек). Выберите капитанов команд. Придумайте названия команд. Каждой команде будет предложено два задания. Та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием, получит 2 балла, вторая – 1 балл. Победившей командой будет считаться та, которая набрала большее количество баллов.Групповая работа учащихся1-е задание. Вспомните и напишите на листе бумаги, на какие виды делится изобразительное искусство. Готовые ответы сдайте учителю. 2-е задание. Каждая команда получает конверты с бумажными карточками (приложение 1). На карточках написаны слова. Необходимо из этих слов сложить табличку «Жанры в изобразительном искусстве» (используем клей-карандаш).Подведем итоги нашей игры и поздравим победителей.Учитель (объяснение нового материала посредством беседы): Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд «Франц Рубо. «Бородинская битва»).К какому жанру можно отнести эту картину? Что изображено на картине? (Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная. Бородинская битва.)Учитель:- Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!М. Лермонтов, «Бородино», 1837Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.Исторический жанр – один из самых трудных в живописи. Как вы думаете, что должен знать художник, чтобы создать полотно, посвященное страницам истории? (У него должны быть широкие исторические знания, понимание закономерностей развития общества, умение обобщать и раскрывать сущность явлений.) «Исторический живописец должен быть сродни ученому, – справедливо отмечает искусствовед Э.Кузнецова. – Ему надо досконально знать историю, археологию, подробности быта той эпохи, к которой он обращается. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие на полотне. Это нелегкая задача, если иметь в виду, что живописец, работающий в этом жанре, большей частью не имеет возможности опираться на личные впечатления от тех событий, фактов, людей, которых он изображает. От художника требуется не только талант, но и огромный упорный труд».В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном.Станковое искусство – раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы.В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношение художника к разным явлениям жизни.Какое событие изобразил художник на этой картине? (Бородинское сражение.) Что вы знаете об этом сражении?Сообщение ученика: Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Сражение состоялось 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года у села Бородино, расположенного в 125 километрах западнее Москвы. Сражение закончилось неопределенным для обеих сторон результатом. Французские войска под командованием Наполеона не смогли одержать решающую победу над русскими войсками под командованием генерала Михаила Кутузова, достаточную для победы во всей кампании. Последовавшее отступление русской армии после сражения было продиктовано стратегическими соображениями и в конечном итоге привело к поражению Наполеона.Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту – рота солдат. Некоторые дивизии потеряли до 80% состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов. Не случайно Наполеон назвал сражение под Бородино самым великим своим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца. Учитель: В преддверии столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года художнику Францу Рубо было заказано гигантское полотно-панорама, изображающее один из эпизодов Бородинской битвы.Работа над огромным холстом размером 14 на 115 метров шла около года в предместье Мюнхена. Панорама была открыта 29 августа 1912 года в Москве в специальном павильоне на Чистых прудах, сооруженном по проекту военного инженера П.Воронцова-Вельяминова. Правда, экспонировалась «Бородинская битва» недолго. В связи с начавшейся Первой мировой войной доступ к ней был прекращен, в здании панорамы разместили госпиталь, а холст долгие годы хранился в разных концах Москвы. После длительной реставрации панораму воссоздали в 1962 году и выставили в новом здании на Кутузовском проспекте.Франц Рубо не был участником событий войны 1812 года. Тем не менее он написал такую масштабную картину. Что должен был знать художник, чтобы написать Бородинское сражение? (Вопрос группам.)Как выглядела местность, где проходило сражение; какие были форма и военное снаряжение у русской и французской армий; как проходили военные действия?Учитель: Ребята, историческая картина не может родиться без трудоемкой подготовительной поисковой работы. Каждая деталь в картине явление не случайное. Чтобы достичь достоверности, художник прибегает к натурным зарисовкам и наброскам, ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни.На следующем уроке вам предстоит создать живописную работу на тему «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!».Индивидуальная (или групповая) поисковая работа учащихся.Для того чтобы образы будущих работ были глубоко прочувствованными, осмысленными, каждый должен подобрать материал и обосновать свой выбор. Вначале с помощью интернет-ресурсов ознакомьтесь с видеорядом Бородинской панорамы. Напишите об этом в «Поисковом листе». Направить свой поиск в нужное русло вам помогут вопросы. Вопросы раздаются учащимся:1. Как вы понимаете слова Сурикова: «Нет ничего интереснее истории, только читая историю, понимаешь настоящее»?2. Какой момент Бородинской битвы вы положете в основу композиции? Почему?3. Какие литературные произведения вы читали о Бородинской битве (или героях битвы)? Знаете ли вы живописные или графические работы, посвященные этим событиям?4. Каким образом в своей будущей композиции вы выделите смыслообразующий центр?5. Какие цвета помогут зрителю понять вашу основную мысль?6. Как вы назовете свою картину?7. Почему вы выбрали эту тему, что хочется в ней выразить?Учитель: Предлагаю начать поисковую работу в Интернете и библиотеке. Через 20 минут подведем итоги поиска.РефлексияУчитель: Итак, подведем итог урока. Перед командами два вопроса:1. Что нового я узнал на уроке?2. Какой я вижу свою картину о войне 1812 года?Дайте оценку урока. Красная карточка – урок понравился, синяя – не понравился, желтая – оставил равнодушным.В качестве домашнего задания предлагаю выполнить наброски, эскизы своей будущей картины.Ирина КУТНОВА, учитель изо кратовской средней школы №28 Московской области, победитель XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии