Я сидела за партой и отчаянно завидовала второклассникам. В моем детстве тоже было много интересного, но такого урока – никогда. Впрочем, это понятно. Его изобрела, придумала, разработала Анна Владимировна КРАСНИКОВА, учительница НШДС №122 города Омска.
Собственно, сидела за партой только я. Второклашкам и постоять-то было некогда. Я опоздала, и они сразу вскочили при моем появлении.
– У нас сегодня гость: корреспондент «Учительской газеты», – объявила Анна Владимировна. – Давайте глубоко вздохнем и… скажем, какие чувства мы испытываем.
Надо же, никогда в жизни при виде меня хозяева не выражали такую бурю эмоций. Оказалось, что второклассники ощущают счастье, радость, веселье, удовольствие, желание поделиться знаниями… По поводу последнего чувства я, конечно, слегка усомнилась – ну что нового человек с высшим образованием может узнать в начальной школе? И напрасно.
Урок был окутан тайной. Начиналось все, как детектив. Какой именно предмет я буду изучать вместе с ребятами, оказалось секретом – и для меня, и для них.
– Главное, что вам будет интересно. А там сами все поймете, – предупредила Любовь Ивановна Рахметова, директор начальной школы-детского сада №122.
Примерно так же сказала учительница и второклассникам. Для начала она предложила им вспомнить урок предыдущий – экологию. Выяснилось, что на нем дети познакомились с понятиями «товар» и «услуга». Правда, «по касательной», сделав упор на «стимулы» и «ресурсы».
– Здорово было! – вспоминали ребятишки. – Анна Владимировна рассыпала на полу кучу фломастеров. Мы их собирали – кто вперед. За каждый фломастер получали по конфете.
– Я набрала больше всех, – грустно сообщила Ксюша Яковлева.
– Разве это плохо? – удивилась я.
– Плохо, когда других расталкиваешь ради конфет. Вот и взрослые, когда природе вредят, забывают, что главный стимул – не прибыль, а польза для людей и природы, – объяснила моя умная однофамилица.
При чем тут конфеты и польза, я опять не поняла. А Анна Владимировна продолжала интриговать. Расстелила коврик, на который уселись дети. Пустила по кругу шкатулку, сделанную из цветного картона. Открыв ее потихоньку от соседа, каждый должен был увидеть там что-то особенное. Точнее, кого-то, про которого и пошла речь дальше. Себя, как выяснили воодушевленные загадочностью второклассники, – внутри шкатулки было приклеено маленькое зеркальце. То есть потребителя товаров и услуг. Потом стали дружно создавать обобщенный образ потребителя, уложив самого маленького второклассника на лист ватмана. Контур обвели карандашом, вырезали, приклеили к доске и разделили на две части: «товары» и «услуги». После чего принялись делать потребителя счастливым. У каждого в запасе оказалась масса вырезанных из журналов картинок. У мальчишек – все больше машинки, которые тут же прицепили на фигурку в качестве товаров. Нашлись, впрочем, и «услуги» – механики, солдаты, машинисты, водители. Девчонки сначала приклеивали всяких красоток – в парикмахерской, в магазине, в солярии. После того как учительница напомнила почти каждому, кем работают мамы и папы, обнаружились и врачи, и юристы, и рабочие, и менеджеры. А учителя искать не стали. Анна Владимировна засмеялась:
– Смотрите на меня. Я – живая услуга. Какая?
– Самая лучшая! Самая нужная! Самая добрая! – вразнобой зашумел класс.
– А что нужно, чтобы вы получили такую услугу? – спросила учительница.
– Вы! – хором ответили дети.
– Ну необязательно я. Просто учитель, – поправила их Анна Владимировна.
– Только вы! – не согласился с ней класс.
Анна Владимировна объясняла улыбаясь. Это было похоже на урок не экономики, а радости. Хотя говорили и о грустном. Например, о том, почему мы не всегда можем иметь тот товар и ту услугу, которые хотим. Причину знают даже малыши – денег у родителей не хватает. Впрочем, «денежный» вопрос решили обсудить в следующий раз – уроки у второклашек короткие. Мне бы, честно говоря, очень хотелось послушать, как Анна Владимировна будет убеждать ребят, что деньги – это не главное в жизни. Важнее – любовь, которую ты даришь людям. Тем более что она в этом искренне уверена. Я спросила, зачем ей, молодой 30-летней женщине, так выкладываться – сочинять, придумывать за смешную-то зарплату. Она удивилась:
– Это же так интересно: интегрированные уроки. И детям, и мне. Зарплата, конечно, дело нужное. Но мне кажется, я родилась с профессией учителя. Хотя и мама, и папа занимались совсем другим делом. Может быть, потому что я старшая сестра? Кстати, сестренки учились в моих классах. Теперь взрослые, но до сих пор дети мне кажутся младшими сестрами и братьями. Приятно реализовываться в своем деле. Мне важно, что ребята выкладываются, не уходят с урока скучающими. Они маленькие, им интересно познавать окружающий мир. И если пропадает желание учиться, то виноваты только мы, учителя.
Сама Анна Владимировна тоже без конца учится. Закончила сначала педагогический колледж, потом педагогический университет. Теперь получает второе высшее образование – управленческое. Платное, между прочим. Из своей скромной зарплаты выкраивает на книжки, журналы, периодику и… маленькие сюрпризы для своих маленьких учеников. Кто-то живет в общежитии, которое тоже стоит недешево. Но уходить из школы не собирается. Может быть, когда-нибудь в будущем займется наукой. Но практической – чтобы разрабатывать новые интересные программы обучения. Пока же ей и представить трудно, как можно оставить своих ребят.
Странно, Красникова совсем не похожа на хрестоматийный образ доброй учительницы. Энергичная, целеустремленная, никакой показной мягкости и любвеобильности. Сама о себе говорит, что жесткая. Правда, добавляет, что раскрывается перед ребятами, наверное, потому они отвечают тем же. Но никто никогда не слышал, чтобы она повышала голос. Бывает – сердится. Исключительно по науке – чтобы ребенок точно знал, в чем провинился. Причем не испугался своей ошибки, на которую имеет право, а попытался ее исправить. Понимать и принимать людей учит Анна Владимировна малышей. В классе 22 ребенка, и большинство, как ни странно, – мальчишки. А драки были только в первом классе.
Сюсюкать она не умеет. Обращается с детьми как с равными, уважая их. Но всегда все замечает. Чувствует, когда надо одного втянуть в разговор, а другого немножко «осадить», чтобы не впадал в «звездность». Видит, когда дети устали, и дружно укладывает всех на ковер – решать примеры, отгадывать загадки. Оказывается, немногие уроки в этом классе ребята проводят за партами. Любят выходить на улицу, обнаруживая вокруг много интересного, чего не замечали раньше. Часто ездят в музеи, театры, а больше всего ждут «звездных путешествий» – регулярных поездок в планетарий. Причем юные астрономы так понравились сотрудникам планетария неподдельной увлеченностью, что сами звонят, приглашают на экскурсии. В автобусе второклассники всегда стоят – уступают места старшим. Это тоже урок – внеклассный. Потому что, по мнению учительницы, разделить учение и воспитание невозможно.
Воспитанные второклашки и не подумали мчаться на перемену, когда прозвенел звонок. Пошли провожать гостью, взахлеб рассказывая, как это здорово – учиться. Я опять позавидовала – у меня школа такие желания вызывала редко. Надо – вот и все.
– Ой, у нас такие уроки бывают! – тараторили Ксюша и Аня, двойняшки Сироткины. – Представляете, мы сейчас творчество омского поэта Тимофея Белозерова проходим. И у нас будет про это вечер со свечами. Свечи – это мы Анне Владимировне подсказали. А еще мы платья бальные готовим. Как будто дамы. Стихи учим. Так учим, так учим, что на репетициях плачем.
Плакали, правда, на другом уроке, когда учили стихи о войне. Девочка, игравшая роль матери погибшего солдата, так вошла в образ, что не выдержала. Весь класс зарыдал вместе с ней. Анна Владимировна сначала испугалась, а потом поняла – хорошо, что души ребят открыты добру. Чувства ведь тоже нужно воспитывать. Наверное, эти мальчишки и девчонки никогда уже не забудут героев, отдавших в Великую Отечественную войну жизни за их радость и слезы. И вот еще какая странность произошла после того поэтического урока, на который были приглашены родители: у многих ребят улучшились отношения с мамами. Как будто родители и дети открыли сердца друг другу. Правда, Анна Владимировна уверяет, что мамы и папы ей достались хорошие: понимают, что сыновьям и дочерям нужно внимание. Особенно если им об этом напоминать почаще.
– Общий язык с родителями нужно искать, – смеется Анна Владимировна. – Понимание – это счастье. А его без труда не бывает.
Похоже, Красникова нашла рецепт счастья – труд, поиск и любовь к людям. Напоследок я ее, кажется, опять удивила. Спросила:
– На личную жизнь у вас время-то остается? О своих детях думаете?
– Думаю, – ответила она, слегка растерявшись. – Только второклашки – разве не мои? У меня целых 22 личных жизни!
Омск
Комментарии