search
main
0

В поисках интерактива

Поедание лягушки как метод управления временем

Вузы ищут заинтересованных абитуриентов. Школы заточены на то, чтобы выпускники успешно совершали профессиональный выбор. Два направленных друг к другу потока дают искомый результат. Значительная часть детей, покидающих школу, точно знают, чего они хотят в будущем.

 

Спикер поделилась секретами успеха

 

В екатеринбургской школе №19 только за последнее время состоялось несколько встреч учеников и представителей профессиональных учебных заведений. Сотрудники Уральского горного университета рассказали старшеклассникам о специальностях, которые можно приобрести в старейшем уральском вузе. Сегодня никуда без интерактива. Дети тоже были включены в действие, отвечали на вопросы, узнали многое о труде горняков.

Бывшие ученики, ныне студенты вузов, уже по традиции приходят в родную школу, чтобы поделиться впечатлениями об образовании в выбранном ими учебном заведении. За два первых месяца 2023 года здесь побывали студенты Уральского федерального университета, Юридического института МВД, суворовского училища.

Третий год в Свердловской области действует совместный проект Союза промышленников и предпринимателей, группы компаний PRO и Уральского государственного экономического университета «Предпринимательские классы». Цель – популяризация предпринимательской деятельности, овладение базовыми бизнес-навыками, ранняя профессиональная ориентация школьников.

Создан такой класс и в школе №19. Образовательная программа рассчитана на три-четыре года. На курсах дети изучают экономику предприятий, бизнес-моделирование, основы анализа рынков. Серьезные темы подаются в формате деловых игр, тренингов, мастер-классов.

…Я немного опаздываю. Субботним утром в огромной школе, где обучаются 2300 детей, непривычно тихо. Уроков нет, только кружки и факультативы. Предпринимательский класс занимается в библиотечно-информационном центре: около сорока восьмиклассников из 19‑й и соседней 16‑й школ. Надо же, тема сегодня как раз для меня – тайм-менеджмент! Магистрант Уральского государственного экономического университета Максим Профатилов (он уже преподает в своем вузе, а также работает в фирме) рассказывает о принципах организации времени: как все успевать, никуда не опаздывая.

«Время уходит», «Мы теряем время», «Время не ждет», «Время работает против нас» – как много в русском языке поговорок, связанных с утекающим сквозь пальцы временем! Но есть и другие: «Всему свое время», «Время лечит», «Делу время, потехе час», «Время – деньги!».

То, что я слышу, представляет собой высококачественный доклад с использованием мультимедийных средств о методах управления временем. Четко, понятно, по пунктам. Полезно и детям, и взрослым. Самое важное фиксирую для себя.

Первое условие для быстрого и успешного выполнения задания – подготовка с вечера. Вхождение в тему. Второе условие – установление дедлайна. Это все равно что граница, за которую выйти нельзя, последний рубеж. Третий пункт – «поедание лягушки».

Ребята улыбаются: что за лягушка такая? Максим подробно и с видимым удовольствием разъясняет, что это сложная, значительная, но не очень приятная часть задачи. Выполнять ее надо сразу, пока есть время и силы. Сделали – испытали удовлетворение, и остальные составляющие пройдут легче, чем казалось сначала. Занятость же появляется, когда человек откладывает настоящую большую работу ради мелких дел.

А вот и первое задание: «Выберите в любой деятельности, можно в учебной, две крупные «лягушки», с которыми возиться не хочется, но это нужно и все равно придется. Что у вас получилось?»

Руку поднимает Вика Хомутова. Похоже, отношения со временем у нее хорошо налажены, быстро выполняет любое задание. Спрашиваю Викторию, почему пришла в предпринимательский класс. «За полезной информацией. Ее здесь очень много. Уверена, в жизни пригодится», – отвечает она.

– Четвертый пункт технологии управления временем – внимание к мелким задачам, теперь их время пришло, – Максим продолжает доклад. – Следующий метод называется «автофокус». Составляем на листке список того, что еще не сделано. Охватываем взглядом, обращаем внимание на ту задачу, за которую зацепился взгляд, вы почувствовали, что хотите ею заняться. Принимайтесь за нее! Данный метод годится только для задач без дедлайна, без четко определенного срока.

Постепенно от частных дел докладчик и слушатели переходят к проектам. Проект – это комплекс мероприятий, направленных на достижение некоей цели. С проектной деятельностью современные ученики знакомятся еще в начальной школе. В предпринимательском классе они выходят на уровень бизнес-проектов.

– Следующий метод организации времени – деление большой задачи на части. Представим, что вы хотите открыть салон красоты. Это большая абстрактная задача, вы ее постоянно держите в голове, но разбиваете на подзадачи. Тогда понятно, сколько потребуется времени на решение, да и психологически так легче, – продолжает докладчик.

Максим Профатилов рассказывает о методе фиксированного времени (25 минут работы, 5 минут отдыха, через 4 таких цикла перерыв – проверенный способ сохранения сил и творческой активности), о принципе 9 дел (каждый день определять себе 9 заданий разного уровня сложности) и даже о методе Канбан, который помогает распределять работу между людьми и полезен в крупных проектах, выполняемых большими группами.

Нужно ли это восьмиклассникам?

Спрашиваю руководителя предпринимательского класса Жанну Николаевну Паршеву. Она преподает технологию в школе №19, является членом группы творческих работников екатеринбургского Дома учителя, сама занимается предпринимательством – сетевым маркетингом.

– Некоторые из учеников уже сейчас ставят перед собой задачу реального заработка. Конечно, не каждый их проект имеет под собой реальный экономический и технологический фундамент, есть фантазийные, но тем они и интересны. Однако большинство бизнес-идей старшеклас­сников выглядят вполне исполнимыми. Например, связанные с такими сферами, как репетиторство, салон цветов, массажный салон, магазин сладостей. А кое-что уже осуществлено. Перед Новым годом вырезали красивые оригинальные снежинки и устраивали аукцион, – делится учительница.

Работа проходит в командах. Сначала необходимо сгенерировать идею. Потом составить бизнес-план. Защитить его. Решающая стадия – воплощение.

Команда, составленная из учеников предпринимательского класса, победила в игре «Монополия» сначала на школьном, потом на районном уровне и вышла на городской. Воодушевленные успехом, ребята решили сами создать подобную игру. Она рассчитана на семи- и восьмиклассников и поможет развитию финансовой грамотности. Вообще деятельность предпринимательского класса логично вписывается в учебный процесс. Ведь на уроках технологии в старших классах немало времени уделяется как экономическим знаниям, так и информации о разных видах деятельности (тайм-менеджмент!).

Арина Хрушкова участник проекта «Монополия». Девочка с гуманитарными наклонностями, но предпринимательство ей также интересно для расширения картины мира и для практической пользы. Никита Упоров имеет, по его словам, пару бизнес-идей. Он за всестороннее развитие и здесь его получает. Ну и бизнесменом, большая вероятность, будет.

…Субботнее занятие предпринимательского класса продолжается. В программе еще один спикер, вписывающийся в востребованную детьми тему всестороннего развития. Лонг-лист профессиональных компетенций Катерины Крыловой состоит аж из 15 пунктов! Визажист, журналист, дизайнер, блогер, преподаватель. Звучит история конкретного человека, ставшего успешным предпринимателем.

Катерина умело вовлекает ребят в разговор. Рассказывает о двух типах навыков. Soft skills – гибкие, мягкие навыки, связанные с умением общаться, презентовать себя, взаимодействовать с любыми людьми. Hard skills – профессиональные компетенции, базовые знания. Для успеха важны и те и другие.

Сегодня ученики точно уйдут с занятия с новыми знаниями!

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте