Службу медиации еще можно назвать «службой примирения». Это команда взрослых и детей, которая строит процесс воспитания на основе общения и взаимопонимания, обращается к таким ценностям, как справедливость и ответственность; дает возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личности, а не ролевых отношений.
В Омске на базе средней школы № 37 начала работать такая служба. Здесь учатся решать конфликты при помощи третьего, незаинтересованного, беспристрастного лица – медиатора, который помогает сторонам выработать соглашение по спору.
Взаимодействуют в этой службе взрослые психологи и обязательно дети – актив детского экологического центра, помощники «Школы вожатых». Подготовленные волонтеры и взрослый куратор организуют добровольные встречи сторон конфликта для налаживания отношений, разрушенных обидой, злобой, мстительностью. По мнению психолога Татьяны Федоровой, давая подростку «обратную связь» последствий его действий, возлагая на него ответственность за свое поведение в целом, службы примирения помогают восстановлению нормальных отношений в школьном сообществе, сдерживая подростков от проявления агрессии и насилия. Ребята в 37-й школе не только учатся разрешать конфликты мирным путем на практике, они также изучают теорию – виды и техники медиации, кодекс поведения медиаторов, принципы на которых основывается медиация. Учат ровесников расслабляться, к примеру, радоваться жизни и не видеть в ней плохого.
– В школах всегда было и будет много конфликтов. Именно поэтому очень важно владеть механизмами их разрешения, – считает директор школы № 37 Татьяна Корчагина. – Да, работают социальные педагоги и психологи, которые пытаются решать проблемы ребят. Но у многих подростков традиции «похода к психологу» еще нет, поэтому к такой помощи прибегают очень не многие. «Школьная служба примирения» – это другой путь. Это организация самостоятельной деятельности школьников по освоению само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций. Коллеги из Якутска, где подобные службы созданы давно, говорят: в школах, где есть медиаторы-ровесники, заметно улучшается психологический климат, повышается уровень доверия, чувство защищенности. Правда, для нас это дело новое, но мы надеемся, что сумеем стать дружнее.
Фото автора
Комментарии