Три дня в городе Сочи проходил Всероссийский семинар-совещание «Об изменениях в нормативно-правовом обеспечении экономических и социально-трудовых отношений в системе образования». Его совместно провели Профсоюз работников народного образования и науки и отраслевое министерство. Председателя профсоюза Галину Меркулову в дороге застал телефонный звонок: сотрудники ЦК с тревогой сообщали, что управленцев приехало больше, чем ожидали. Но весть об этом Галину Ивановну совсем не обеспокоила, а, напротив, обрадовала. Три года назад, когда подобный семинар проводился впервые, региональных министров образования было совсем мало. Руководители территориальных профсоюзных комитетов, преобладавшие на этом форуме, обсуждали наболевшие вопросы друг с другом.
Возникает вопрос: а зачем собирать вместе профсоюзных лидеров и руководителей органов управления образованием? Ответ прост – дело в том, что профсоюз, который подчас обвиняют в разжигании страстей, принципиально важным для себя считает социальное партнерство. Именно поэтому на семинар-совещание прибыли «парами» профсоюзные лидеры и управленцы из Мордовии, Калмыкии, Бурятии, Татарстана, Ямало-Ненецкого округа, Волгоградской, Курской, Новгородской, Нижегородской, Омской, Калужской, Ленинградской областей и других регионов. Они сидели в одном зале, получали одну и ту же информацию, могли задать любой вопрос и получить грамотный, компетентный ответ специалиста.
В связи с разграничением полномочий между уровнями власти в образовании складывается очень непростая ситуация. Раньше федеральный центр должен был оказывать помощь регионам для поддержания бюджетных отраслей, а теперь только может. Разницу между «должен» и «может» понимают все. Позиция профсоюза заключается в том, чтобы сегодня, на переходный период, зафиксировать существующий уровень материального обеспечения и подтолкнуть власти к его повышению, к тому, чтобы федеральный центр оказал помощь регионам. Пусть он «воспитывает» губернаторов, но при этом не должны страдать бюджетники.
Управленцы от образования, как можно было понять по тем вопросам, которые они задавали, испытывают большой дефицит информации. Скажем, принято решение о передаче финансирования образования на региональный уровень – теперь в субъектах будут определять, какую зарплату платить учителю. Как ее рассчитывать, по каким критериям, понятно далеко не всем. Что делать с местными законами об образовании, которые действуют в регионах? Какие поправки вносить, оговаривать ли в законе размер зарплаты бюджетников или хотя бы принципы его установления?
На региональный уровень перейдут ПТУ и техникумы, но никто пока не знает ни того, как будет осуществляться их финансирование, ни как оформить передачу недвижимости и собственности.
Уже сегодня некоторые финансовые органы требуют сократить штаты училищ и техникумов. Не получится ли так, что потом они потребуют сокращения и самих учреждений? Какие при этом могут быть запущены механизмы защиты профобразования от ретивых чиновников, пока тоже не ясно. Однако ясно, что в защите нуждаются и вузы, особенно педагогические: вовсю идет разговор о том, что стране они не нужны – дескать, нигде в мире такой системы подготовки кадров нет.
К сожалению, свою позицию по всем этим вопросам представители министерства – соорганизаторы семинара-совещания не высказали. Они просто не приехали на форум. Выглядит это по меньшей мере странно, ведь госчиновники могли бы в какой-то мере смягчить ситуацию перед забастовкой, намеченной на 20 октября, что-то объяснить людям. Одна половина участников семинара будет организовывать акцию, а вторая половина – лицом к лицу встречаться с недовольными педагогами. Весь «удар» взяло на себя Федеральное агентство по образованию: его сотрудники во главе с заместителем руководителя агентства Александром Казеновым честно, в пределах своей компетенции отвечали на вопросы управленцев и профлидеров. ЦК профсоюза, со своей стороны, организовал законодательный и финансовый «ликбез», что для региональных управленцев, которых никто в последнее время вместе не собирает, было бесконечно важно. Ведь новый закон №122 нужно исполнять, а он противоречив, запутан, во многом неясен, поэтому реализовывать его, не разобравшись, чрезвычайно трудно. Не случайно в работе семинара приняли участие лучшие специалисты ЦК профсоюза: Татьяна Куприянова, Владимир Лившиц, Вера Понкратова, Татьяна Алешина, Жанна Осипцова, Михаил Авдеенко и другие. Три полных дня региональные министры слушали лекции, вели конспекты и с благодарностью принимали все информационные материалы.
Во время дискуссии выяснилось, что многие из них имеют свои, весьма оригинальные подходы к финансированию и содержанию учреждений образования. Скажем, Владимир Николаевич Аверкин из Новгородской области считает, что, поскольку государство – собственник имущества, которое передается школе в оперативное управление, то оно и должно заботиться о содержании этого имущества в полном порядке – ремонтировать, снабжать оборудованием. Позиция здравая. В самом деле: директоров наказывают за пожары в школах, но никого особо не заботит, что в этих школах нет ни «тревожной кнопки», ни огнетушителей. А, собственно, в чем виноваты директора, если деньги не выделяются в нужном объеме?
Понятно, что на семинаре невозможно было решить всех экономических, социальных и политических проблем в области образования. Скорее он стал неким консультативным советом, обсудившим, что и кому нужно делать в нынешней ситуации.
Сегодня идет активная подготовка к грядущей забастовке 20 октября, проведение которой объявила Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы. Министры образования регионов должны были понять, почему профсоюзы пошли на крайнюю меру.
Все мирные пути решения проблемы повышения зарплаты бюджетников практически исчерпаны. Поскольку переговоры с правительством не складываются, Ассоциация вступила с ним в трудовой спор. Но «спорить» с профсоюзами власти не хотят. Правительство отказывается признавать себя стороной трудового спора.
Для избежания акций протеста в будущем профсоюз предлагает отработать оптимальную модель социального партнерства и внести изменения в законы, которые помогут власти и общественным организациям вести конструктивный диалог.
В разгар семинара пришла телеграмма министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова. Он приглашал Галину Меркулову на очередную встречу, и она улетела в Москву, чтобы вечером вернуться на семинар и рассказать его участникам о том, как развивается ситуация. А развивается она не лучшим образом, поскольку правительство не хочет идти навстречу работникам образования и другим бюджетникам. Оно не собирается ни повышать зарплату, ни индексировать ее должным образом. Переговоры еще не зашли в тупик, но он уже просматривается.
Министерство образования и науки РФ в письмах профсоюзу разделяет его озабоченность по поводу оплаты труда педагогов, но само конкретных шагов не предпринимает, как и другие бюджетные ведомства. По сути дела, все обращения профсоюза, даже если на них стоит виза премьера, остаются без конкретных ответов. В связи с этим профсоюз отправил Михаилу Фрадкову письмо, предлагая разобраться с теми руководителями, которые игнорируют его поручения, включая министра Зурабова.
Тот, кто рассчитывал, что три дня в Сочи будут наполнены безмятежным отдыхом, ошибался: для большинства участников семинара они стали днями напряженной работы в интересах системы образования. Остается надеяться, что такие форумы будут проходить и впредь.
Комментарии