Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Проблема

В диалоге

В школах должны быть разнопоколенческие коллективы
Учительская газета, №02 от 12 января 2021. Читать номер
Автор:

Легко ли вести диалог между собой разным поколениям учителей и что в рамках этого диалога важно передать следующей за тобой смене? Каковы сейчас приоритетные ценности педагогической деятельности и какую пользу приносят учительские традиции? Об этом и о многом другом говорили на межрегиональной научно-практической конференции «Диалог учительских поколений: точки роста», прошедшей на вебинарной площадке Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

В мероприятии приняли участие специалисты педагогической сферы из разных регионов России, в том числе из Санкт-Петербурга, Пскова, Кирова, Петрозаводска, Приволжского федерального округа. Как заметил, открывая конференцию, заведующий кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО Александр Шевелев, сегодня, когда педагоги работают в состоянии постоянного вызова, важно понять, каков самый эффективный ответ этому вызову.

Наблюдение и анализ ситуации показывают, что только работой в команде получается справиться. Поэтому необходимо, чтобы диалог между учителями, между поколениями учителей был конструктивным и содержательным.

Прежде чем вести речь о способах договориться друг с другом внутри сообщества, участники видеоконференции обсудили профессиональные затруднения педагогов разных поколенческих групп в условиях дистанционного обучения. Как сообщила заведующая кафедрой дидактики Института педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена Елена Пискунова, летом 2020 года учеными университета было проведено исследование, в котором приняли участие порядка 2,5 тысячи учителей.

Главной целью исследования стало определение педагогических дефицитов и приобретений в период дистанта. Так, исследователи отметили, что существенно выросла цифровая грамотность педагогов. Если в 2013 году почти 50% учителей считали, что плохо разбираются в компьютерах, то в 2019 году уже 85% педагогов заявили, что не испытывают трудностей при работе с компьютерами и другими гаджетами.

При этом вполне ожидаемо оказалось, что у молодежной группы в педколлективах ИКТ-грамотность выше, чем коммуникативная грамотность.

Молодежь также более позитивно встречает технологические инновации. Если говорить о затруднениях на дистанте, то на первое место учителя поставили технические проблемы. Острый дефицит взаимодействия с обучающимися ощутили возрастные педагоги, а молодежь в этом плане была более открыта новым технологическим инструментам и не боялась ими пользоваться. Слабую самоорганизацию учащихся отметили более 70% как возрастных, так и молодых педагогов.

Поддержание дисциплины вызвало большие затруднения у молодых учителей, а вот о вовлеченности обучающихся в учебную деятельность на дистанте переживали учителя старшей возрастной группы. Для них также был труден переход из одной образовательной среды в другую.

При этом практически все педагоги согласились с тем, что межпоколенческий диалог важен. Довольно большая часть учителей написали о том, что они научились новшествам именно от своих коллег, и возрастные различия здесь не играли роли. Таким образом, диалог оказался универсальным инструментом обучения.

По словам заведующей кафедрой дошкольного и начального образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования Ольги Урсовой, педагоги, работающие в современной полинасыщенной среде, нуждаются в наставниках, поэтому в регионе начали проект внедрения системы наставничества. Было предложено несколько моделей наставничества. Одна из них – традиционная, когда более опытный педагог помогает молодому специалисту.

Практикуется в регионе и партнерское наставничество, когда в рамках марафона педагогического опыта и идей было проведено 40 мастер-классов, а также запущен онлайн-марафон «Равные – равным», где молодежь обучала молодых специалистов ИКТ-навыкам.

В Псковской области используется и групповое наставничество, когда успешный опыт передается целыми командами экспертов. В рамках модели реверсивного наставничества молодые специалисты обучают опытных коллег. К примеру, недавно в детском технопарке «Кванториум» состоялась образовательная сессия для 40 учителей технологии.

Как рассказала Ольга Урсова, в сегодняшнем мире не обойтись и без виртуального наставничества. В период дистанта было проведено более 30 вебинаров, 75% из которых занимали мастер-классы педагогов-практиков. И что важно, если раньше нужно было просить педагогов об участии, то сейчас школы сами предлагают темы и активно организовывают вебинарные площадки.

Многообразие моделей наставничества специалисты считают преимуществом, поскольку это предоставляет педагогу возможность выбора.

Свой взгляд на диалог, в частности, с педагогической молодежью, высказал директор НОО «Эпишкола» и Института альтернативного образования имени Я.Корчака Михаил Эпштейн. По его наблюдениям, молодежь идет в педагогику с радостью. Причем идет с желанием собственную идею реализовать на практике.

Такой учитель готов работать сам, а не по указке сверху, может и хочет участвовать в исследовательских экспериментах. Это помогает ему расти профессионально. Но здесь молодежи нужна поддержка. Важно работать с коллегами, а для этого нужно, чтобы в школе сохранялась возможность быть равноправными. Молодежи нужна сопричастность с профессиональным сообществом.

В то же время, как отметил Михаил Эпштейн, нельзя отрицать, что существует разрыв поколений, разрыв педагогических школ. Новому поколению учителей не хватает мостов и опор, нет педагогического кругозора. Интернет мог бы спасти в этой ситуации, но больше мешает, потому что красиво обернутая история может цеплять, но не быть значимой, отсюда молодежь выбирает то, что модно, а не то, что содержательно.

Поэтому роль наставников трудно переоценить. В школах должны быть разнопоколенческие коллективы. Тогда у молодежи получается расти.

Подытоживая сказанное на конференции, Александр Шевелев еще раз подчеркнул, что в педагогике диалоговая работа, работа в команде становится неизбежностью. Как бы ни был талантлив учитель, сегодня в одиночку ему не справиться.

Нужен наставник, друг, помощник. Но при этом важен вопрос качества команды. Команда, созданная по приказу, неэффективна. Продуктивной работа будет только тогда, когда появятся разновозрастные и творческие команды, где каждый вносит свой индивидуальный вклад.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt