Тема «Человек среди людей» :: Тема «Личная неприкосновенность» (физическая неприкосновенность)
Тема «Человек среди людей»
Цель. Подготовить учащихся к изучению курса «Граждановедение»; дать представление об обществе и о человеке в частности.
Новые слова: общение, человек, толерантность, оптимизм, коллективное отношение
Ход урока
«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Д.Леббок)
Формирование групп
При помощи цветовых знаков (одному учащемуся достается цветовой знак в единственном экземпляре). Ситуация, при которой учащийся остается один.
Вопросы учителя:
1. Ты остался один? Реакция ребенка – удивление, возмущение, растерянность.
2. Почему ты не хочешь работать один? Переходи в любую команду.
Работа в малых группах.
Учитель раздает группам печатные материалы, листок с понятием «общение».
Задание: Ребята, каждый из вас не раз слышал слово «общение», и сейчас вы должны написать на листке одно слово, которое лучше, на ваш взгляд, отражает смысл этого понятия. Слова не должны повторяться.
Затем листки учитель вывешивает на доску.
Подведение итогов этой работы.
Учитель зачитывает определения учащихся, и они самостоятельно записывают определения в тетрадь + словарь (записан на доске). Общение – это взаимодействие между людьми.
Задание классу
Обратите внимание на доску. Перед вами слова, и ваша задача – разобраться, какие из этих качеств помогают человеку в общении друг с другом.
Совместная работа учителя с классом: скромность, грубость, жадность, честность, доброта, терпимость, злость, обидчивость, вспыльчивость, чувство юмора, ум.
Мы определили, какие качества помогают человеку в общении, а теперь попытаемся определить, что есть для человека «общение»
Работа в группах.
Раздаются карточки с формулой «человек – общество = ?» и «человек + общество = ?»
Задача: определить результат данной формулы, изобразить рисунок, защитить позицию группы. Учащиеся высказываются (возможны элементы дискуссии).
Завершение работы и подведение итогов.
О чем шла речь на уроке?
Какие выводы можем сделать?
Может ли человек жить вне общества?
Понравился ли урок? и т.д.
Тема «Личная неприкосновенность» (физическая неприкосновенность)
Цели: 1) учащиеся в результате занятия познакомятся с понятием «личная неприкосновенность»; 2) школьникам предоставляется возможность найти в Конституции РФ законы, защищающие личную неприкосновенность каждого гражданина; 3) продолжение формирования чувства собственного достоинства и уважения к окружающим и к законам РФ.
Оборудование:
1. Выдержка из статей Конституции РФ.
2. Устав школы.
3. Листы ватмана.
4. Фломастеры.
5. Оборудование кабинета для работы в группах.
План занятия:
Вводное слово учителя.
Мы уже много раз говорили о том, как прекрасна жизнь, как много интересного мы смогли узнать. Вы уже успели почувствовать, что жизнь – это не только развлечения и радость. Это и нелегкий труд. Это и горести. Но мы вместе преодолевали эти трудности.
А как вы думаете, почему? Преодолевая трудности, мы помогали друг другу, всегда были вместе.
Закончив начальную школу, вы поднялись на более высокую ступень – в среднее звено. И вас ждут новые трудности и радости. Многое, конечно, зависит от вас.
Почему? Ребятам было дано опережающее домашнее задание, и они подготовили сценку (драка).
Остальные внимательно смотрят и решают, кого они поддерживают в данной ситуации, и занимают места с табличками: «потерпевший»; «нарушители»; «судьи».
Работа с термином «личная неприкосновенность».
Ребята, кто из вас может честно сознаться в том, что дрался случайно или специально обижал, причинял боль своим близким, друзьям?
Всегда ли вы можете объяснить причину своего поступка?
А как вы думаете, есть ли оправдание такому поступку?
Сейчас мы будем работать по группам.
(Проигрывание ситуации)
1-я группа. «Потерпевшие». Вы должны побыть в роли Сережи.
2-я группа. «Нарушители». Вы должны побыть в роли Саши.
3-я группа. «Судьи». Вы должны дать правовую оценку ситуации.
Каждая группа получает задание и работает.
1-я группа – «Потерпевшие».
Задания:
1. Опишите свое состояние в данный момент:
что вы испытали;
какие мысли возникли в вашей голове;
захотелось ли вам ударить в ответ.
2. Нарисуйте свое состояние.
2-я группа – «Нарушители».
1. Попытайтесь дать объяснение своему поступку:
почему я ударил;
что я при этом подумал;
думал ли я о последствиях своего поступка.
3-я группа – «Судьи».
1. Постарайтесь дать правовую оценку данному поступку.
2. Выберите статью Конституции РФ, которая отражает данную ситуацию.
3. Из предложенных высказываний известных мыслителей выберите наиболее подходящее и поясните свою точку зрения.
«Людям необходимо установить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей».
Платон
«Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи».
Лао-цзы
«Мягким законам редко подчиняются, суровые – редко приводят в исполнение».
Б.Франклин
Затем каждая группа докладывает свои соображения по данным ей вопросам.
3. Работа с текстом Конституции.
Группам учащихся задаются общие вопросы для работы с текстом Конституции РФ:
Какая статья Конституции отвечает на наш вопрос о том, что может являться оправданием поступков такого рода? (Статья 21, п.1)
Какие статьи Конституции нарушает ребенок, когда совершает хулиганский поступок?
Права человека принадлежат каждому с момента: рождения; совершеннолетия; получения гражданства.
Основным документом, закрепляющим права гражданина России, являются: Гражданский кодекс, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ.
В каждой школе есть своего рода маленькая конституция, т.е. свод законов нашей школьной жизни. Если мы с вами будем строго соблюдать законы Конституции РФ и Устав школы, то школьные годы будут самыми лучшими.
Уроки разработали: Л.ОДИНЦОВА, О.КОНОВАЛОВА, М.ВИШНЕВЕЦКАЯ, Ю.ДОЛГОПОЛОВА и др.; Астрахань
Комментарии