Известно, что современная педагогическая наука не только собирает, обобщает и систематизирует опыт накопленных знаний, но и адаптирует эти знания под современные требования, диктуемые общественным развитием. Словом, задач перед педагогами с каждым днем ставится все больше. Дискуссии и споры по методам и условиям преподавания, качественным учебникам, понятиям набирают обороты. Что касается «услуги или служения», то, я считаю, термин «образовательная услуга» не заслуживает гонения и отрицания.
Многие учителя сегодня обижаются, когда говорят об образовательных услугах, объясняя это тем, что «педагогов унизили, приравняли к персоналу и, что самое интересное, родителям разрешили предъявлять требования к образовательному процессу». Родители всегда имели право контролировать систему образования. С введением новых стандартов они являются полноценными участниками образовательно-воспитательного процесса, начиная с дошкольных учреждений.Верно, у всех родителей требования разные, угодить всем не получится, и стараться не стоит, но вопрос так и не стоит. Дело в качестве предоставляемых услуг субъектами образовательного процесса. Когда вопрос стоит о качестве и достойной мотивации, это основательный стимул для педагогических кадров.Такое положение дел будет только подталкивать педагогов к самосовершенствованию и самообразованию. В этом, я думаю, никто сомневаться не должен. В моем понимании учителей к персоналу никто и не приравнивал. Здесь большую роль играет наша консервативная психология. Только в нашей стране слово «услуга» не всегда справедливо связывают с понятием «одолжение», от этого, собственно, и весь негатив. Важно понять следующее: чтобы перестать быть персоналом в глазах окружающих, надо постоянно повышать свой уровень компетентности, быть профессионалом в своей области, уметь увлечь школьников тем предметом, который преподаешь. Выражаясь современным языком, каждый педагог – это представитель огромного холдинга под названием «Школа». Как он прорекламирует, преподнесет свой бренд (предмет), такое и будет к нему отношение. В данной ситуации я не имею в виду слияние школ в комплексы, речь идет о том, насколько высока степень ответственности за каждое сказанное нами слово, о том, что именно по педагогам судят о школе и о российском образовании в целом, ибо школа – это те, кто ее представляет.Отношение к своему делу по принципу «и так сойдет» совершенно не соответствует профессии «учитель». В наш век инновационных технологий безграмотный учитель очень быстро станет неинтересным своим воспитанникам. Сейчас учителю очень сложно приходится. Он должен идти как минимум на шаг впереди школьников. А дети следят за всеми новшествами, они порой лучше педагога разбираются в компьютерной технике.В какой-то мере понятие «услуга» как нельзя лучше подходит к профессии преподавателя. Учитель, образовательное учреждение, по моему мнению, предоставляют услуги, касающиеся вопросов образования и воспитания подрастающего поколения. Готовят школьников к взрослой жизни, помогают с выбором будущей профессии.Школа в лице учителя предоставляет семье, конкретно ребенку тот спектр услуг, которые родители не в состоянии выполнить в силу своей занятости. В современном мире, как правило, все члены семьи работают. Без этого семья, имея средний заработок, просто не проживет. Поэтому изначально ребенок воспитывается в детском дошкольном учреждении, затем приходит в школу. Спросите у любого воспитателя детского садика или учителя общеобразовательной школы, что ему ближе – оказывать услугу или служить. Смею вас заверить, что основная масса выберет первый вариант.Действительно, когда администрация вывешивает на досках объявлений перечень школьных кружков, спортивных секций, факультативных и дополнительных занятий, это уже предполагает оказание услуг по дополнительному образованию.На мой взгляд, школа с помощью педагогического коллектива оказывает услугу родителям, принимая ребенка в первый класс и на протяжении всего образовательного процесса снабжая его багажом знаний и умений, выпускает его во взрослую жизнь. В течение всех лет учебы педагоги предоставляют профессиональные услуги нашей детворе в сфере образования и воспитания.Мне не очень понятно возмущение по поводу такой формулировки. По-моему, такое выражение полностью соответствует системе образования в нашей стране. У нас существуют муниципальные и частные школы и детские садики. Соответственно имеются оплачиваемые услуги и предоставляемые бесплатно. Родители вправе выбрать, какие из услуг больше соответствуют их желаниям и финансовым возможностям.По поводу понятия «служить» у меня возражений возникает на порядок больше. На мой взгляд, служат актеры в театре. Они очень обижаются, когда им задают вопрос: «Где вы работаете?» или «В каком театре вы работаете?». Ответ будет однозначным: «Я не работаю, я служу».Тут все понятно. Театральные актеры служат Мельпомене – музе трагедии, дочери Зевса, ставшей символом театрального искусства. Служить искусству почетно, престижно. Такое выражение у нас часто на слуху.Учителя не говорят: «Я служу в такой-то школе». Собственно, кому мы служим? Педагоги работают. Оказывают ежедневную услугу, обучая малышей письму, счету и чтению. Подросшей детворе преподают историю, алгебру, географию. Выпускников готовят к поступлению в высшие учебные заведения.Служат солдаты в рядах Российской армии, во внутренних войсках. Даже те, кто относится к категории государственных служащих, говорят, что они работают. Учителя, соответственно и их заработная плата, в разряд государственных служащих не входят. Поэтому о каком служении может идти речь?Служат Господу, служение может быть в Церкви. В древние века – служение своему господину. Служение царю и Отечеству в Российской империи.Поэтому понятия «учитель» и «служение» я никак не могу соединить вместе применительно к современности. В дореволюционной России по отношению к труду педагога именно такое выражение и применялось. Но учителя числились государственными служащими, поэтому понятие «работать» им не соответствовало. Работали на заводах, фабриках, на полях и фермах. Учителя были на службе. Сейчас учителям приходится все сложнее соответствовать постоянно меняющимся и повышающимся требованиям к педагогической работе. Потребности в профессионально подготовленных кадрах растут, а все начинается со школьного учителя. Если государство с уважением и пониманием будет относиться к труду учителя, вознаграждая его достойной заработной платой, то не сомневаюсь, что каждый педагог с гордостью скажет: «Служу Отечеству!»
Дарья СМИРНОВА, студентка, Москва
Комментарии