search
main
0

Упрощая сложное: сериалы, которые помогут старшеклассникам разобраться в исторических событиях

Будем честны, история не самый простой предмет. Запомнить большое количество дат, имен и ключевых событий эпохи бывает под силу не всем. Особенно учитывая, что подавляющая часть современных школьников – визуалы, и работа с учебником или прослушивание лекционной части урока не всегда помогают им на 100% усвоить материал. Ключевую роль в изучении любого предмета конечно же играет учитель, но почему бы не совместить приятное с полезным? Материал, пройденный на уроках, можно закрепить вечерним просмотром сериала на эту тему. 

Сериалы, как и другие художественные произведения, насколько бы историчными они себя не позиционировали, нельзя назвать полностью достоверными. В них всегда присутствует доля авторского домысла. Поэтому и важны знания исторического контекста, полученные в школе, – чтобы следить, как и в какой последовательности разворачиваются события. К тому же, находить ошибки в чужой работе всегда интереснее, не так ли? 

Вместо повторения сухих фактов, ребята станут непосредственными свидетелями прошлого. А художественный домысел поможет “очеловечить” исторические личности, наделит их чувствами и эмоциями, сделает ближе и понятнее зрителю, помогут взглянуть на происходящее с разных точек зрения и заинтересует событиями. 

Поговорим сегодня о трех сериалах, которые позволят стать свидетелями того, как творилась история. 

Чернобыль (Chernobyl, 2019) 

Источник – hbo.com

В этом мини-сериале (он состоит всего из пяти часовых серий) от американского сценариста Крейга Мейзина рассказывается о произошедшей в 1986 году аварии на Чернобыльской АЭС, а также о последующих ликвидации и расследовании катастрофы. Первая серия начинается со сцены самоубийства Валерия Легасова, ответственного за расследование причин аварии, и его предсмертной попытке рассказать людям всю правду о произошедшем. Затем зрителя переносят на два года назад, точно в момент взрыва ядерного реактора. И все следующие серии направлены на поиски правды и желание показать жизни людей, навсегда изменившиеся из-за трагедии.  

На самом деле, это шоу от американского телеканала HBO приятно удивляет своей достоверностью. Первое, что бросается в глаза – реалистичная советская атмосфера. Об этом говорят и люди, заставшие СССР. Проникнуться духом эпохи позволяют и типовые советские девятиэтажки, и интерьеры квартир, одежда и прически актеров. Это одна из вещей, с которыми согласны подавляющее большинство посмотревших сериал. Стоит отметить и хорошо подобранный актерский состав и работу гримеров. Например, Валерий Легасов (Джаред Харрис) и Борис Щербина (Стеллар Скарсгард), одни из основных героев, очень похожи на свои реальные прототипы. 

Однако “Чернобыль” –  это яркий пример того, как важно сначала изучить все факты и только после смотреть экранизацию. Крейг Мейзин стремился показать трагедию как можно более достоверно, и все же некоторые моменты подверглись изменениям. К примеру, падение в реактор вертолета, которое в сериале происходит на второй день, в реальности случилось только через несколько месяцев. Никто из жителей Припяти, вероятнее всего, не наблюдал за пожаром на АЭС с “моста смерти”. А один из ключевых персонажей, Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон), вообще является вымышленной. Но Мейзин сам указал на все допущенные вольности и объяснил причину этих изменений в выходившем после каждой серии подкасте – он хотел показать трагедию наиболее полно и честно, поэтому в некоторых моментах пришлось жертвовать правильной хронологией и добавлять драматизм. И это ему удалось – сериал получился тяжелым и страшным, точно передавая чувства людей, лицом к лицу столкнувшихся со случившейся катастрофой. Будьте внимательны, сериал действительно стоящий и наглядный, однако рекомендован для просмотра с 18 лет. Погрузиться в пугающую атмосферу Чернобыля удастся не всем старшеклассникам. 

Раскол (2011) 

Фото – m.russia.tv

Чем дальше от нас по времени исторические события, тем сложнее бывает изучать и понимать их. В такие моменты хороший сериал может помочь как никогда – он оживит старые летописи и поможет зрителю самому “пережить” историю. Одной из таких картин можно назвать российский сериал “Раскол” Николая Досталя, рассказывающий о расколе русской церкви в XVII веке, а также о судьбах людей, игравших ключевые роли на Руси в этот период: о царе Алексее Михайловиче и его сыне Федоре Алексеевиче, будущем царе, о патриархе Никоне, протопопе Аввакуме, боярах Морозовых и других. История берет свое начало с первых дней воцарения Алексея Михайловича, с его знакомства с Никоном и зарождения между ними идеи об изменении русской церкви, превращении Москвы в третий Рим. 

К  достоверности рассказанной истории Досталь и его команда отнеслись с особым вниманием, учитывая тот факт, что их картина была первой, рассказывающей об этой эпохе. В “Расколе” можно заметить некоторые ошибки, неточности и намеренные искажения истории в угоду сюжета, но, несмотря на это, в ряду немногочисленных исторических сериалов он один из тех, к которому придраться можно меньше всего. Костюмы и общий внешний вид героев соответствует времени. Искусственно созданные декорации (Грановитая палата и царские покои) правдоподобны, а найденные на просторах России “двойники” некоторых реальных исторических мест выглядят убедительно. Более того, отдельные съемки удалось провести и без архитектурных дублеров, например, эпизоды нахождения Никона в ссылке в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях действительно снимались в вышеуказанных обителях. Для поддержания реалистичности происходящего специально подбирали и актерский состав – в большинстве своем актеры до этого сериала были мало известны широкой аудитории, и самыми узнаваемыми на экране были только Роман Мадянов в роли боярина Бориса Морозова и Александр Баширов в роли царского шута Васьки Босого. 

Сериал подвергают критике в основном то за слишком “простарообрядческую” позицию, то за чересчур “прониконовскую”, но эти утверждения довольно субъективны, потому что каждый может сам для себя трактовать определенные сцены и находить скрытые смыслы. Досталь же заявляет, что старался в этом вопросе оставаться максимально нейтральным. Таким образом, сериал получился спокойным и ровным, без присущего многим современным работам излишнего драматизма. 

Корона (The Crown, 2016 – н.в.) 

Сериал посвящен жизни британской королевской семьи и сосредоточен на времени правления королевы Елизаветы II. Но не спешите отказываться от просмотра только потому, что вам не интересны монаршьи драмы. Точкой отсчета истории становится свадьба тогда еще принцессы Елизаветы и принца Филиппа в 1947 году, и сквозь сезоны мы можем наблюдать за происходящими в мире событиями с точки зрения британской короны. На данный момент в сериале уже была затронуты темы Второй мировой войны и связей членов королевской семьи с гитлеровской Германией, показана смерть короля Георга VI и восхождение на престол Елизаветы II, послевоенная политика и кончина премьер-министра Уинстона Черчилля, испытания СССР первой водородной бомбы, Суэцкий кризис, убийство президента США Джона Кеннеди, высадка американских астронавтов на Луну и многие другие важные для страны и мира события.  

Уже вышло три сезона – ровно половина из запланированных шести. Каждый из них состоит из десяти серий, которые освещают примерно десятилетие из правления королевы и обращают внимание на одни из самых важных событий этого периода. С созданием шоу и проверкой фактов помогают британские историки, поэтому в тех моментах, где достоверность неоспоримо важна, сериал следует за ходом истории. И все же Питер Морган, создатель “Короны”, всегда отмечает, что он снимает, в первую очередь, не документальное, а художественное кино. Поэтому даже самые исторически точные события бывают драматизированы. К тому же, сериал отображает некоторые моменты из жизни королевской семьи, которые посторонние знать не могли, следовательно их правдивость оценить невозможно. Но даже слова героев, их мысли или действия, которых в реальности никогда не было, в сериале стараются изобразить как те, которые могли бы быть, учитывая характер и поведение реальных исторических прототипов. 

Отдельно стоит отметить выбор актеров, работу декораторов и художников по костюмам – некоторые сцены из сериала мало чем визуально отличаются от реальных известных нам фотографий и видео. Также интересной особенностью сериала, добавляющей ему реалистичности, является полная замена актерского состава по мере взросления героев. Например, сначала роль королевы исполняла Клэр Фой, в третьем сезоне ее сменила Оливия Колман, а в пятом сезоне на ее место придет Имельда Стонтон.  

 

Художественное историческое кино – не образец достоверности, как, собственно, и любой другой исторический продукт, в котором факты обработаны человеком. Каждый так или иначе вкладывает в них свои взгляды, принципы, смыслы, эмоции, порой немного, но искажая правду. Поэтому и относиться к ним нужно не как к истине в последней инстанции, а как к своеобразному толчку к изучению реальной истории.  

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте