Самая директорская педагогическая сказка. А если кто думает, что проблема надумана и спекулятивна, то советуем почитать рассказ А.П. Чехова «Умный дворник». Конечно, там не про сказочную школу, но найти общие сюжеты вполне сможете.

Роман Романович Дворников был директором не простой, а волшебной школы, которая располагалась в далеком, скрытом от посторонних и затерянном местечке Запоролино. Добраться туда просто так было невозможно, граница охранялись волшебством от обычного взгляда, поэтому там находились существа сказочные, с магическими свойствами и особенностями. Педагогический коллектив подобрался нестандартный, творческий и, прямо скажем, неравнодушный. Но была у Романа Романовича одна печаль и связанная с ней мечта. Мало его педагоги читали спущенные сверху нормативные документы. Горестно вздыхал Роман Романович и произносил сам для себя: «Герои не моего романа». И смириться бы Дворникову с этим. Но не таков был директор. Так что нашу сказку предлагаем в качестве одной из глав этого романа. Вдруг Роману Романовичу пригодится, хотя сами мы того его романа в глаза не видели!
Алина Константиновна Ягабабова открыто говорила, что до пенсии ей осталось немного, здоровье уже не то, да и молодежи вокруг полно – вот пусть они и просвещаются. Емеля Крылатович Пегасов не спорил, но парил где-то в высоких слоях педагогического творчества. Зато уроки выдавал необыкновенные и феерические. А Матрёна Позолотовна Цокотухина суету разводила вокруг знатную. Всем своим видом показывала готовность учиться, учиться и еще раз учиться. Ей бы еще научиться учиться – цены бы не было. Вот с таким контингентом приходилось иметь дело. А сам Роман Романович изучать педагогическую литературу любил, новые слова выискивал, выписывал и в свои речи вставлял, тренды вылавливал, тщательно промывал, подсаливал, подсушивал и потом всех ими угощал. В народе так его и звали за глаза «Умный Дворников» или сокращённо УД (уж и не знаем, с иронией или с уважением, но факт есть факт).
«Умный Дворников» каждую неделю ставил педагогам на вид, что текущей образовательной политики не знают, педагогические разработки не читают, со свежими методическими рекомендациями не знакомятся, на семинары и конференции не ходят и даже дистанционно к ним не подключаются. Переживал и расстраивался, постоянно раздумывал, что же делать. Пробовал разное, но пока не получалось ничего путного. И вот снится ему сон. Пришел Дворников на заседание Совета Великих Волшебников Образования всего Тридевятого царства (а именно там события и происходят, так что просьба любые жалобы на сказителя направлять прямо туда по следующему адресу: Тридевятое царство, Неизвестный город, улица первая направо от ближайшей торговой точки, подъезд предпоследний от места цветения липы, вручить в собственные руки кому-нибудь с приличным выражением лица). Как он попал на заседание неизвестно. Но во сне, как и в сказке, чего только не происходит.
Видит Дворников, как встаёт со своего места и идёт к трибуне Генеральный Максимаг Велеречивов. Достал волшебные очки, показывает всем и говорит, что в них образование совсем по-другому смотрится. Не замечаем мы в суете своих успехов, не умеем о них докладывать и отчитываться (Велеречивов напыщенно сказал «докладать», но «пойтить на такое» в пересказе его выступления мы все-таки не можем). А ведь всё есть в Волшебном Образовании – традиции соблюдаются, инновации развиваются, реляции собираются, проблемы замыливаются, тщательно оттираются и в грязной воде растворяются.
Много что еще говорил, но Дворников не запомнил. Зато ощутил благостный дух и разлившееся по залу благолепие. В конце речи Максимаг Велеречивов указал, конечно, на отдельные недостатки и вредительства, но случайного и временного характера. Провозгласил, что надо идти путём прямым, ступать твёрдо, качество повышать, количество наращивать, праздники придумывать, народ веселить и развлекать, недовольных успокаивать и замирять. Делать всё, чтобы Система Образования (тут вверх был поднят указательный палец и кому-то как будто бы игриво погрозил!) процветала, благоухала, была бодрой и здоровой, благополучной, богатой и управляемой (последнее Велеречивов выделил особой интонацией и так подозрительно посмотрел на зал, что многие съёжились и вжались в свои кресла – видимо, знали за собой грешок неуправляемости и неисполнительности)
А за ним уже и очередь выстроилась из следующих докладчиков. Это минимаги, заместители Велеречивова, которые уже до появления на трибуне с места голосили, что правильные вехи намечены, усилия надо сконцентрировать, поставленные задачи выполнять, «на гора» продукты создавать, ученическую руду перерабатывать на благо системы образования. Как водится, предложили собравшимся уточняющие вопросы задать, если кому что непонятно или что-то гложет. Есть такой ритуальный жест, когда наступает гробовая тишина (еще её иногда величают мёртвой, что тоже показательно – используемые слова часто разоблачают реальные смыслы, так что просим с ними обращаться осторожно и подбирать тщательно), а потом довольный ведущий говорит, что всём всё ясно. И чёрт (может кто-то еще, мы не осведомлены) дёрнул Дворникова спросить: «Так все-таки мы работаем ради Системы Образования или во благо Учеников, как написано в последней редакции Фантастического Глубокомысленного Образовательного Свитка?». Сам сразу же испугался, но слово не школьный предмет, кинешься им в публику – потом не отменишь. Видно, перечитал он нормативных документов до такой степени, что они из него частями полезли в самое неподходящее время. Ведь заседание Совета Великих Волшебников Образования не место для дискуссий и проблематизаций. Это понятно даже самому маленькому гному из школы Дворникова в Запоролено. Прокол был явный, грубый, вопиющий, можно сказать, и все обратили свои взгляды на Романа Романовича.
Игнорировать было нельзя. Поэтому взвились учёные чародеи и колдуны, повыскакивали на трибуну со своими конспектами и трактатами, научно растолковали ему и всем остальным отсутствие противоречия и принципиальную неграмотность в прозвучавшей у Дворникова интерпретации, а может быть даже и вредную некомпетентность (такая формулировка зловеще прозвучала у некоторых выступавших мужей). Но скорее журили, чем обличали и разоблачали. А в конце посоветовали: «Свитки лучше не читайте. Ведь мы специально даём к ним разъясняющие берестяные грамоты, их и исследуйте, им и следуйте» (стихами заговорили от накатившего вдохновения ученые-волшебники!).
Так посмотрели убедительно на Романа Романовича, что тот не стал ничего говорить про несоответствие берестяных грамот Свиткам. А хотелось Дворникову разъяснить для себя правильную линию, глубже вникнуть в тайные замыслы, чтобы потом и своим учителям в Запоролено всё точно истолковать. Тут и сосед его в бок больно подпихнул: «Ты что, самый умный выискался? Какой твой ожидаемый результат? В руководство и высокое начальство метишь?». Несколько человек на всякий случай пересели на другие места, так что вокруг Дворникова в зале само собой появилось что-то в виде плеши, такая санитарная зона, чтобы не заразиться этим вопрошанием, и чтобы не подумали остальные, что находятся соседи в сговоре с бунтовщиком и правдоискателем.

В этот момент Роман Романович и проснулся. Оказывается, уснул в кресле своем директорском во время чтения очередного наисвежайшего и наиважнейшего дополнения к текущему Свитку Образовательному (впрочем, все дополнения приходили с пометками об их важности и срочности). Рядом завуч стоит Реакция Защитовна Отраженьева и тихо на ухо ему говорит, что на педагогическом совещании спор возник спонтанный, без него никак не разобраться. Выяснилось, что по рекомендации Дворникова прочитали учителя рабочие программы по своим предметам (к счастью, не все, а только некоторые, но и их хватило, чтобы организовать педагогический хаос). И спрашивают: «Как за один урок можно все требуемые понятия дать, провести практическую работу, навык сформировать, проверить понимание и еще успеть закрепить? А еще стольких целей достигнуть, задачи выполнить и получить три группы результатов по пятку-десятку в каждом?»
Надел очки Дворников (и тут же сам вспомнил волшебные очки Велеречивова и требование правильности взгляда на образование), поморщился (вспомнил, что в Волшебном Совете никаких дискуссий в природе быть не могло), пошел на совещание. Видит, что все листают нормативные документы. Даже Ягабабова что-то вслух зачитывает дребезжащим голосом, как будто заклинание произносит на чью-то голову и зелье варит ядовитое. Нужно было принимать меры. Мы же знаем про слово «мероприятие» в образовании – случилось какое-то безобразие, так надо сразу найти виновного, меры принять, пресечь всё ненужное, ликвидировать зловредное, поддержать провозглашённое, внедрить необходимое. Закричал, затопал ногами, заверещал, завращал глазами «Умный Дворников»: «Работать надо, а не тексты читать. Ученики педагогически не ухожены, родители не обнадёжены, конкурсы не освоены. Марш по местам, нечего здесь умничать – займитесь делом и своими прямыми обязанностями, за что получаете зарплату, а некоторые еще и премии». Вот как сны могут на человека повлиять, даже если он и не совсем человек, а руководитель образовательной организации!
Удивленные педагоги быстро разошлись по своим кабинетам. Ягабабова по дороге не удержалась и громко всем заметила: «Я же вам всем говорила, предупреждала. А меня, старую дуру, убедили, что надо думать и размышлять, повышать свою, так сказать, квалификацию. Тьфу! Противно даже, пойду зелье в лаборатории сварю, да потом буду им учеников пугать, чтобы сидели смирно и мирно, глазами хлопали и рты не открывали». На этом и закончились эксперименты по просвещению педагогических кадров в актуальных вопросах развития системы образования в Тридевятом царстве. Не написал своего романа Роман Романович Дворников с нужными и милыми своему сердцу героями.
Так бывает. Не всякое педагогическое чтение оказывается одинаково полезным. А то еще заведутся в организации «умники», которые найдут противоречия, несогласованности, да и станут неудобные острые вопросы задавать. Об это остроту можно обрезаться вплоть до потери своей руководящей должности. Поэтому управленцам предлагается серьезно подумать. Просвещение – хорошо, повышение квалификации – прекрасно. Но всё должно быть в дозированном и безопасном для системы образования виде.
Ещё обратим внимание на важность понимания своих ожидаемых результатов. Могут ли принести проблемы и беды «педагогические умники»? А можно ли без них вообще прожить в образовании? И не будет ли тоскливо? Пусть уж Роман Романович Дворников и другие руководители поищут ответы. Наша задача – поставить вопросы и завершить сказку. Что с радостью и делаем.
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
Комментарии