Сегодня в российских школах преподают более 1 миллиона учителей. У российской школы по-прежнему «женское лицо»: 87 процентов учителей – это представительницы женского пола. Примерно пятая часть педагогов пенсионного возраста. И все же, несмотря на все издержки, профессия учителя существует, в школах работают учителя, которые не только учат наших детей, но и воспитывают, развивают их, формируют их личность, растят человека будущего. Кто они – современные учителя? На этот вопрос есть множество ответов. Как бы эти ответы ни отличались в суждениях, вывод один – это в большинстве своем люди, преданные школе.
Большинство из них успели поработать на протяжении своей педагогической карьеры в разных образовательных системах, по разным образовательным программам и стандартам, используя различные средства, приемы и методики, поэтому можно сказать, что современный учитель в своей общей массе – это профессионал. Но профессиональные навыки, усвоенные один раз и навсегда, – это признак ремесленника, пусть даже очень хорошего. А в педагогике невозможно оставаться просто ремесленником, школа – это социальный институт, находящийся в постоянной динамике, в развитии. И это несмотря на то что школу обвиняют в приверженности к консерватизму. Да, школа консервативна в плане сохранения своих лучших традиций, тех основ, которые спасают ее от разрушения, ведь многие из нас хорошо помнят очень серьезные попытки все поменять в системе обучения. Но в то же время школа – система обновляющаяся, развивающаяся, прогрессирующая. Меняются времена, изменяются технологии, меняется общество, меняются наши воспитанники, следовательно, меняется учитель. И будет лучше, если меняться он будет в ногу со временем, не запаздывая, а в чем-то опережая грядущие перемены в обществе. Общий и профессиональный рост учителя сопровождается поиском новых средств, новых инструментов для более эффективной работы. Когда представления о современном учителе сводятся только к его умению пользоваться компьютером и мультимедийным проектором, это в корне неверно. Современный учитель – это широко образованный человек, не только владеющий знаниями по своему предмету, но и способный показать ребенку, что личность учителя намного богаче и шире. Современный педагог знает разнообразные технологии, приемы педагогического мастерства и умеет ими пользоваться, варьируя и отбирая самые эффективные при изучении определенного учебного материала. Да, начинающие и не только начинающие педагоги могут ошибаться при подборе методического материала, заблуждаться, испытывать затруднения, которые могут привести к педагогическим ошибкам. Не во всех образовательных учреждениях сохранились сегодня методические советы и методисты-наставники, а вот методическая помощь и поддержка учителю важны, подчас необходимы. Ведь методический инструментарий современного педагога сегодня должен быть богат и разнообразен и включать в себя не только традиционную «меловую» технологию, но и компьютерную, а также разнообразные интерактивные технологии. К современной школе общество предъявляет требования, сформулированные в новых образовательных стандартах, в которых указывается, что эффективность современного образования напрямую связана с качеством образования, а оно невозможно без совершенствования качества преподавания. Причем стоит отметить, что позиция учителя в новой системе координат тоже меняет свою направленность. Учитель не может больше оставаться рупором информации, это мы все знаем и признаем, но при этом он должен сделать так, чтобы учебная информация превратилась в прочные знания, умения и навыки у учащихся. Прекрасно звучат слова Адольфа Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить», но если ребенка не обучить прочным навыкам чтения и счета, поиски истины станут невозможны. Вот тут перед учителем стоит дилемма: как в современной школе при современном подходе обучить ребенка знаниям, умениям и навыкам и при этом не стать для него ментором и диктатором, а превратиться в равноправного участника учебного сотрудничества, в партнера, сопровождающего учебный процесс? Как соединить грамотность и мастерство учителя? Как соединить традиционное и новое? Как сделать современный урок эффективным?Для ответов на эти вопросы мы и создали еще в 2015 году научно-практический семинар «Учись, учитель!». Цикл семинарских занятий включает в себя работу с теоретическим материалом, знакомство с опытом коллег, отработкой в ходе тренингов различных приемов, форм и методов обучения. Работа с технологиями направлена на самое главное – не увлечься внешними эффектами, а добиться прочного усвоения учениками темы урока, если этого не произошло, то все технологические внешние эффекты превращаются в «праздничный салют» – красиво, но иллюзорно.На протяжении двух лет мы смогли организовать и провести 6 семинарских занятий следующей тематики: «Интерактивные технологии в современной педагогике», «Метод кейса в преподавании различных дисциплин», «Метод проектов в современной школе», «Технология модульного обучения», «Игровые технологии в средней и старшей школе», «Технология развития критического мышления». Вначале мы работали в рамках своего педагогического коллектива, затем в работу включились другие педагоги. Весьма актуальны и необходимы семинарские занятия, так как именно на них можно увидеть специфику работы педагога на каждом уровне обучения. Знакомство и апробация определенной технологии позволяют учителю оценить ее эффективность, отметить слабые стороны или, наоборот, несомненные плюсы и пользу. Как известно, учителя – это самая критично настроенная часть общества по восприятию новой информации, их трудно убедить в чем-либо, если не подкрепить прочной и надежной аргументацией, а лучше практикой и статистикой успешности. Такой аргументацией на семинарах делятся коллеги, показывая и доказывая, что данные методы и приемы работают, и работают эффективно. Фрагменты уроков, постановка фрагмента урока на учительском контингенте звучат и выглядят очень убедительно. Споры, критические замечания, сомнения – это естественная среда в работе учительского семинара. Было бы неверно принимать все предлагаемые методические материалы без сомнений и на ура. Критичность в отборе методического материала, творческий подход учителем к своему уроку дают ему право на выбор своего педагогического стиля. Но важно помнить, что кроме творческой неповторимости мастерства в уроке должна быть видна методическая грамотность учителя.Эффективной помощью для учителей, реализующихся с учетом новых методических установок, станет уникальная платформа «Московская электронная школа», разработанная московскими специалистами. Это еще один из инструментов, позволяющий современному учителю повысить качество и результативность своей работы. Благодаря появлению новой платформы учителя смогут в электронном режиме писать собственные учебники, методические пособия, составлять разработки уроков, делиться опытом. Тематика новых занятий в рамках курса «Учись, учитель!» следующая: «Групповые технологии в обучении» – 8 ноября 2017 года; «Эффективный урок» – 21 февраля 2018 года; «Современное традиционное обучение» – 18 апреля 2018 года.Приглашаем всех учителей к сотрудничеству!Анна ЯРОШЕНКО, учитель истории и обществознания колледжа градостроительства, транспорта и технологий №41
Комментарии