search
main
0

Ученые СПбГУ составили рейтинг гостеприимности петербургских музеев

Помочь узнать, какие музеи рады посетителям, позволила новая методика оценки работы музеев. В 2013 году ученые СПбГУ запустили пилотный проект по мониторингу качества работы музеев города. За два года они проанализировали два десятка музейных пространств. Основной целью исследования стало определение степени вовлеченности музеев в поток городской жизни и качества взаимодействия с аудиторией.

Применяемая сейчас и разработанная американскими учеными схема мониторинга качества подразумевает изучение внутренних показателей работы учреждения и  аудит, который проводится внешними специалистами, например,  из других музеев. Эксперты  СПбГУ предложили другую  методику, которая  затрагивает не все аспекты деятельности музея, а делает акцент на взаимодействии с посетителями и интегрированности в жизнь города. Члены исследовательской группы сумели проанализировать именно повседневный опыт посетителей, а не узкопрофессиональные практики, зачастую не имеющие отношения к включенности самого выставочного пространства в диалог с аудиторией.

Так, оценка музеев Петербурга проводилась по четырем критериям: «доступность», «информация», «взаимодействие» и «персонал». Ученые сами ходили в музеи  в качестве рядовых посетителей. Там они  заполняли специальные анкеты, в которых по каждому критерию выставляли баллы, сопровождающиеся комментариями и обоснованиями. Итоги «полевых» исследований затем оценивались рабочей группой.

Внимание ученых привлекли площадки различных типов, размеров, а также разной ведомственной принадлежности, среди которых Государственный Русский музей (Корпус Бенуа), Государственный музей истории религии, Кунсткамера, Санкт-Петербургский музей кукол и ряд других менее крупных выставочных пространств.

Результаты двухлетней работы оказались неожиданными: далеко не все крупные и известные музеи Петербурга демонстрируют высокий уровень заинтересованности и качества взаимодействия с жителями и гостями города. В списке лидеров –  Русский музей (Корпус Бенуа),  Музей истории религии. Там к посетителям относятся со вниманием. Сотрудники этих площадок всегда помогают гостям сориентироваться в музее, проявляют благожелательность в отношении детей и радушно встречают иностранных туристов. Другие крупные музеи, такие как Кунсткамера или Зоологический музей РАН, уделяют меньше внимания доступной среде для детей и для лиц с ограниченными возможностями. Их сотрудники не всегда проявляют вежливость и предупредительность в отношении посетителей.

Также оказалось, что наибольшее разнообразие программ для своей аудитории предлагают не самые именитые учреждения культуры, а небольшие площадки или подразделения крупных музеев (например, Литературно-мемориальный музей им. Достоевского, Дворец Меншикова и др.). А целый ряд ведомственных музеев, таких как  Артиллерийский музей и Центральный музей железнодорожного транспорта вовсе  не пытаются наладить диалог с посетителями ни посредством специальных программ, ни с помощью совершенствования информационных ресурсов. На последнем месте в рейтинге гостеприимности – Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте