search
main
0

Убеждением можно сделать больше, чем насилием. Модуль по праву «Основы потребительской культуры». 9-11-е классы

Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать любую социальную ситуацию, делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.

Актуальность модуля обусловлена следующими причинами:

1. Социально-экономические изменения предъявляют к школе совершенно новые требования, выражающиеся в том, что ее выпускникам необходимо быть социально активными и ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который помогает адаптироваться к требованиям современной жизни в условия рыночных отношений.

2. Семья и сам ребенок все настойчивее требуют помочь выпускнику школы приобрести умения и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию, найти достойную работу, создать собственную счастливую семью, воспитать своих детей, грамотно отстаивать свои гражданские права и т.д.

Модуль можно использовать на уроках, факультативах, классных часах. Это не свод законов и даже не подробное их изложение. Это советы, основанные на правовых нормах, на Законе «О защите прав потребителей».

Знания

Изучив этот учебный материал, вы сможете:

разбираться в законодательстве о защите прав потребителей;

познакомиться с основными международно-правовыми документами в области гражданского права;

ознакомиться с правами и обязанностями потребителя и продавца в случае приобретения, изготовления товара ненадлежащего качества.

Умения и навыки

Правильно использовать полученные знания в коммерческой деятельности;

ориентироваться в сроках удовлетворения отдельных требований потребителя;

применять правила признания недействительными условия договора, ущемляющего права потребителя;

применение необходимых мер к недобросовестным изготовителям и продавцам товара ненадлежащего качества;

разбираться в полномочиях федерального антимонопольного органа, органов местного самоуправления в вопросах защиты прав потребителей;

вести разъяснительную работу среди потребителей.

Модуль включает в себя темы:

1. Что есть потребительская культура?

2. Суверенитет потребителя.

3. Разнообразие человеческих потребностей и их классификация.

4. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителей».

5. Потребительская культура покупателя.

6. Источники информации для потребителя. Реклама.

7. Что такое сертификат и зачем он нужен?

8. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах.

9. Если вы приобрели недоброкачественный товар.

10. Можно ли обменять качественный товар?

Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанности человека.

И. Кант

Воздействуя на природу, человек не должен забывать, что после него будут жить его дети, внуки, правнуки. Им тоже необходимы чистый воздух, чистая вода, здоровая пища. Как же регулировать экономическую деятельность, не разрушая экологии?

Строят цеха по переработке вторичного сырья. На упаковках многих товаров появилась специальная маркировка, призывающая потребителей не разбрасывать мусор, а собирать его в специальные баки для вторичной переработки. Создаются автомобили, которые выделяют значительно меньше выхлопных газов…

Чтобы обеспечить следующие за нами поколения материальными и духовными благами, необходимо сегодня разумно относиться ко всем природным богатствам.

Существуют нормы и законы, регулирующие отношения между людьми в различных сферах жизни. Каждый сознательный человек старается им следовать. Серьезный шаг на пути к достойной самостоятельной жизни – стремление узнать, изучить и понять смысл общепринятых норм, писаных и неписаных законов. От степени их осознания зависит и правовая культура человека, и его культура в целом.

Понятие культуры также многогранно, как и понятие экономика. Одни авторы считают, что культура – «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении», другие понимают ее как собрание высших результатов человеческой деятельности, третьи – как лучшие достижения «человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни».

Культура бывает бытовая, коммуникативная, политическая, потребительская, правовая, профессиональная, технологическая, художественная, экологическая, экономическая. То есть культура в широком смысле слова охватывает все стороны человеческой деятельности. Люди ежедневно вступают в самые разные отношения между собой. Им приходится учиться, работать, посещать различные организации, государственные учреждения. И от того, насколько культурен учитель, ученик, рабочий, директор, государственный служащий, зависит и культура всего общества.

Человек не только создает материальные и духовные блага, но и пользуется тем, что создали другие, «потребляет» плоды труда других людей. Насколько осознанно и нравственно он это делает, настолько высока его потребительская культура.

Один из принципов культурного потребления – использовать не больше, чем вам нужно разумно и рационально. Другой – знать закон и уметь защитить свои потребительские права.

Итак, потребительская культура – это совокупность исторически сложившегося уровня потребностей человека, умение и возможность разумно удовлетворять эти потребности, степень развития законодательства и институтов защиты прав потребителей.

Важнейшими слагаемыми потребительской культуры являются:

осознание человеком рациональных потребностей, отвечающих уровню развития общества, уровню его материального производства и духовной культуры;

определенность и обоснованность прав и обязанностей потребителя;

защита потребителя государством и другими организациями от неправомерных действий продавцов и производителей.

Можно выделить различные уровни потребительской культуры: оптимальный, завышенный и заниженный. При оптимальном (наиболее благоприятном) уровне потребительской культуры человек потребляет материальные и духовные блага в соответствии с уровнем своих возможностей: хочу = могу — надо.

При завышенном уровне потребительской культуры человек потребляет значительно больше своих возможностей, за счет других. В этом случае «хочу = надо» превышает «могу».

При заниженном уровне потребительской культуры человек потребляет меньше исторически сложившихся норм, чрезмерно экономен, он или аскет, или не отстаивает свои права. В этом случае – «надо» значительно ниже «хочу и могу».

Таким образом, от уровня потребительской культуры зависят нормы потребления материальных и духовных благ, здоровье общества и экология человека в целом.

Чем свободнее человек, тем он самостоятельнее в своих проявлениях и благожелательнее по отношению к другим.

В. Гумбольдт

Суверенитет потребителя – право владельца любых видов ресурсов (земли, недвижимости, денежных средств) самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Суверенитет потребителя дает возможность, например, принимать решения о продаже принадлежащих ему ресурсов ради извлечения выгоды и получения средств для существования и развития, это право израсходовать принадлежащие ему денежные средства на приобретение любых имеющихся на рынках товаров и услуг.

Правомерность и необходимость такого суверенитета потребителя кажутся настолько очевидными, что иной модели общества вроде бы и не может существовать. Однако это не так.

В странах, где экономика подчинена административно-бюрократическим методам регулирования, действия потребителя жестко регламентируются и он теряет свой суверенитет. Например, в СССР потребитель был лишен свободы выбора жилья, лечебных учреждений, многих дорогостоящих предметов длительного пользования (автомобиль, мебель и т.д.), поскольку он мог купить лишь то, что ему разрешалось приобрести государственными и профсоюзными органами.

С суверенитетом потребителя прямо связан суверенитет производителя. Свобода производителя ограничена, поскольку ее реальные рамки определяются спросом покупателей. (Спрос – это желание и возможность покупателей купить товар в нужном месте в нужное время и нужного качества). Именно от предпочтений покупателя зависит набор товаров, которые выгодно производить. Однако такая ограниченность суверенитета производителя все же относительная, поскольку производитель может создавать спрос на свою продукцию, выпуская на рынок новые и лучшие по качеству товары. Например, производители Японии сами сформировали спрос на свои автомобили, видеомагнитофоны, персональные компьютеры.

Человек стремится удовлетворить в первую очередь самые необходимые потребности (голод, жажду); как только ему удается удовлетворить какую-то из этих потребностей, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Итак, в поведении потребителя мы выделяем 4 основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждение и отношение.

Мотив (или побуждение) – нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Мотив или мотивация рассматриваются в психологии как причины, определяющие выбор направленности поведения и деятельности человека.

Восприятие – это процесс отбора человеком поступающей информации для создания значимой картины мира. Два разных человека в одной и той же объективной ситуации могут действовать по-разному, поскольку по-разному воспринимают ее.

Усвоение – это определенные перемены, происходящие в поведении человека под влиянием накопленного им опыта. Человек усваивает знания в процессе деятельности.

Убеждение и отношение. Действуя, человек приобретает убеждение и отношение, а они в свою очередь влияют на его покупательское поведение. Человек может быть убежден, покупать этот товар или не покупать, и у него может сложиться собственное отношение: любить или не любить этот объект.

Касаясь вопросов психологии потребителя, следует также отметить, что на его поведение оказывают влияние повседневные условия, объективные экономические законы общества; если их не учитывать, то потребности отдельных людей могут приобрести искаженный, узкопотребительский характер. То есть нездоровое стремление удовлетворить нездоровые потребности и интересы формирует у людей потребительскую психологию.

Избыток удобств жизни уничтожает все счастье удовлетворения потребностей.

Л. Толстой

При удовлетворении своих потребностей человек руководствуется мотивами. Мотив – это побудительная причина, повод, определяющий направленность действий. Мотивы определяют поведение и деятельность человека.

Потребности возникают и развиваются с развитием человека. Например, у ребенка не такие потребности, как у взрослого человека. Отличаются также потребности не только у людей разного возраста, но и у людей с разным уровнем знаний, разным положением в обществе, разными доходами. Человек должен руководствоваться в удовлетворении своих потребностей не только инстинктом, желанием, но и разумом. Он должен стремиться к самосовершенствованию – тогда повышается и уровень его потребностей, уровень его запросов.

Человек учится всю жизнь. Он постоянно узнает что-то новое, и это пробуждает в нем новые и новые потребности. Знания, которые получает человек, носят не только научный характер. Это могут быть просто сведения о чем-либо. Например, вы узнаете, что фильм, который давно хотели посмотреть, скоро будут показывать в кинотеатре, и у вас рождается потребность сходить в кино.

Потребности побуждают людей создавать и развивать новое производство и вместе с тем развиваются сами по мере совершенствования техники и технологии, изменения моды и т.п. Например, первобытный человек довольствовался сырым куском мяса, современный человек удовлетворяет свою потребность вареным мясом; первобытный человек носил шкуру убитого зверя, современный – модную одежду. Изобретение телефона, телевидения, компьютеров, постоянное изменение моды – все это результаты человеческих потребностей, которые постоянно растут и развиваются одновременно с развитием производства.

Вывод: с развитием и ростом самого человека возрастают и видоизменяются его потребности.

Классификация потребностей

Человек, семья, предприниматели, предприятия, города, регионы, страны – все имеют множество потребностей. Основные виды потребностей следующие.

Биологические потребности – обеспечивающие жизненные функции организма человека, которому нужно каждый день восстанавливать затраты энергии, а для этого надо употреблять разнообразную пищу.

Социальные потребности – необходимые для активного взаимодействия человека с обществом. Чтобы быть полноценным членом общества, человеку необходимо учиться, работать, с кем-то дружить. Ни один человек не может обойтись без общения, иначе он просто разучился бы говорить за ненадобностью.

Материальные потребности – необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека. Чтобы вам было уютно дома, на улице и в школе, нужны одежда, обувь, различные предметы быта: электроприборы, посуда, бытовая техника да и сам дом.

Духовные потребности – повышение уровня знаний и культурного уровня человека. Человеку в жизни нужно не только есть, пить и одеваться, но и совершенствовать свой внутренний мир. Человек должен читать книги, газеты, журналы, слушать музыку, смотреть фильмы и информационные передачи и многое другое.

Большинство потребностей человека относится к категории насыщаемых. Человек не может есть сверх предела сытости. Предприятию тоже не нужно получать сырье сверх требуемого для выпуска продукции. Но есть и ненасыщаемые потребности. Это чаще всего потребность в деньгах, славе, власти. Вспомните сказки. Обычно в них у царя есть все, но ему этого кажется мало, ему хочется больше власти, больше денег, и в стремлении их иметь безгранично он теряет все, что имеет.

Существуют и вредные потребности, такие, как потребность в курении, спиртных напитках, наркотиках. Вредными являются и потребности много есть и пить, много тратить. Здесь у каждого должен быть девиз: как можно меньше употреблять.

Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость.

Платон

Мы продолжаем знакомство с Законом «О защите прав потребителей». Вы уже знаете, кто является потребителем. Но ведь прежде чем приобрести и использовать товар, его нужно изготовить. Изготовителями являются организации независимо от их формы собственности, а также индивидуальные предприниматели, производящие товары для реализации потребителям.

Другой случай: если вам нужно сшить платье или проявить фотопленку, то необходимо обратиться в организацию или на предприятие, выполняющие нужную работу или услугу. Исполнителями называются предприятие, организация независимо от формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Все товары доходят до потребителя через торговую сеть, и здесь не обойтись без продавца. Продавец – организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Теперь, когда нам известны основные понятия, мы переходим непосредственно к знакомству с правами потребителей.

Законом установлены следующие права потребителей.

Право потребителей на просвещение в области защиты своих прав обеспечивается через организацию системы информации о правах потребителя и необходимых действиях по их защите органами местного самоуправления, общественными организациями по защите прав потребителей, территориальным управлением Государственного антимонопольного комитета путем издания информационных бюллетеней, специальных буклетов, проведения семинаров и конференций, публикаций в прессе.

Право потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг. Правовой аспект понятия качества товара (работы, услуги) заключается в том, что требования к качеству товара (работы, услуги) подлежат обязательной сертификации, точному соответствию стандартам, условиям договора. Право потребителей на надлежащее качество также закреплено в ст. 245 Гражданского кодекса РФ и ст. 76 Основ гражданского законодательства.

Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг). Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении, транспортировке и утилизации были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имуществу.

Право потребителей на информацию. Потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, исполнителя) предоставления необходимой и достоверной информации о его предприятии, реализуемых товарах (работах, услугах) и режиме его работы. Например, если вы покупаете магнитофон с техническим паспортом на иностранном языке, то вам обязаны предоставить всю необходимую информацию на русском.

Право потребителей на возмещение морального вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Под моральным вредом понимаются устойчивые (а не временные) физические страдания и нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, смертью близких, невосполнимыми имущественными потерями. Закреплено это право в ст. 131 Основ гражданского законодательства, в ст. 151 Гражданского кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 1995 г., и в ст. 15 Закона «О защите прав потребителей».

Право потребителей в случае приобретения товаров ненадлежащего качества. В случае продажи товаров ненадлежащего качества потребитель обладает рядом прав, которые закреплены в Основах гражданского законодательства, Законе РФ «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены в договоре продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление средствами потребителя либо третьего лица; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

расторжения договора и возмещения понесенных убытков.

Право потребителей при выполнении работ и оказании услуг. Права потребителей при выполнении работ и оказании услуг регулируются ст. 27-38 Закона «О защите прав потребителей». В ст. 27 данного закона закреплена обязанность исполнителя заключить договор на выполнение работ и оказание услуг.

Право потребителей на признание условий договора недействительными, если они ущемляют их интересы. Важной гарантией охраны прав потребителей является установление запрета на включение в договор условий, ущемляющих права граждан по сравнению с правами, установленными законодательством (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»).

Судебная защита прав потребителей. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом.

Итак, закон нужен для того, чтобы помочь всем людям, потребителям защитить свои законные права от недобросовестных продавцов, исполнителей и производителей.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья (ст. 7 закона), а также не причиняли вреда его имуществу. Для этого существуют строгие стандарты качества. В стандартах устанавливаются обязательные требования, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья потребителя. По отдельным группам товаров указанные требования устанавливаются законодательными актами РФ.

Качество товаров

Под качеством в Законе «О защите прав потребителей» (ст. 4) понимается соответствие товаров, работ, услуг обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, информации об этих товарах, работах, услугах. Для признания низкого качества достаточно несоответствия товара одному из этих пунктов. Поэтому можно признать некачественной блузку, одна из полочек которой скроена по долевой, а вторая – по косой, поскольку это не соответствует стандарту и обычно предъявляемым требованиям, но если продавец при заключении договора оговорил такой факт в договоре, то блузка не может быть признана некачественной для предъявления требований о замене и возврате денег. Если к приобретаемому товару не прилагаются документы, подтверждающие качество товара, то к нему предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к товарам этого вида.

Что же считается недостатком товара? Под недостатком понимается несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара (работы, услуги). Недостатки могут быть явными, скрытыми и существенными.

Явные недостатки – такие, которые могут быть обнаружены при принятии (передаче) товара от изготовителя, например, путем осмотра, примерки или для обнаружения которых установлены специальные правила проверки (обнаружения), например подключение к сети при покупке.

Скрытые недостатки проявляются в процессе эксплуатации (употребления) или хранения.

Существенный недостаток – это недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением и который не может быть устранен из-за больших затрат труда и времени или проявляется вновь после его устранения.

Вполне понятно, что если при покупке будет обнаружен явный недостаток, то такой товар не следует покупать. Например, товар имеет скрытые недостатки, а вероятность приобретения такого товара весьма велика, поэтому в статье 19 Закона «О защите прав потребителей» установлены сроки для обнаружения недостатков в товаре и предъявления требований потребителей. На одни товары устанавливаются специальные сроки для обнаружения недостатков – это гарантийный срок, срок годности и срок службы, на другие – сроки могут быть не установлены.

Если на товар специальные сроки не установлены и товар является недвижимым имуществом (строение, земля и т.д.), то потребитель вправе предъявить требования по поводу недостатков в течение не более чем двух лет со дня передачи его потребителю, а по всем остальным товарам – в течение 6 месяцев со дня передачи.

Если на товар имеется гарантийный срок или срок годности, то потребитель может предъявить требования по поводу обнаруженных недостатков в эти сроки.

Гарантийный срок (ст. 5 закона) определяет период времени, в течение которого товар должен сохранять свои потребительские свойства. Он устанавливается на технически сложные товары (радиотелевизионную аппаратуру, автомотосредства, бытовую технику) и другие товары длительного пользования (обувь, меховые изделия). Изготовитель не будет нести ответственность, если докажет, что недостатки возникли в результате нарушения потребителем правил пользования, хранения или действия непреодолимой силы.

Срок годности (ст. 5 закона) устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические средства, медикаменты и другие товары, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени до такой степени, что станут угрозой для жизни и здоровья людей. Закон запрещает реализацию товаров с просроченными сроками годности. Если потребитель приобрел такой товар, то он должен быть заменен на аналогичный, на который не истек срок годности, или покупателю должна быть возвращена стоимость товара. Если же товар с просроченным сроком годности был употреблен потребителем и вследствие этого был причинен вред его здоровью или имуществу, то продавец должен нести ответственность в соответствии с законом.

На технически сложные товары и товары, предназначенные для длительного пользования, устанавливается срок службы товара. Он определяет период времени, по истечении которого товары экономически нецелесообразно использовать из-за частого выхода из строя или использование товаров может представлять опасность для жизни и здоровья потребителя или причинить вред его имуществу. Если срок службы не установлен, то потребитель вправе предъявлять требования по поводу недостатков товара, обнаруженных в течение 10 лет со дня изготовления товара. Однако выявленные недостатки должны быть существенными. При выявлении существенного недостатка в течение срока службы потребитель вправе потребовать лишь безвозмездно устранить недостаток.

Информация – это предварительное условие любой действенной рыночной экономики и защиты интересов потребителей.

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Закон «О защите прав потребителей» (ст. 8, п. 1).

Слово «реклама» – это целенаправленное воздействие на потребителя с целью создания популярности товара и ускорения его продвижения на рынке. Формы рекламы:

Щитовая – эффективное средство при долговременной реализации товара.

Почтовая – зависит от правильности выбора адресата и от содержания рекламного проспекта. Не стоит человеку, живущему на минимальную зарплату, присылать рекламный проспект последней модели «мерседеса».

Представительская – проспекты и различные буклеты для организаций и предприятий.

Газетная или журнальная – средство активизации разового сбыта, зависит от периодичности журнала и газеты, наличия в ней программы телепередач.

Реклама на радио и телевидении имеет свои преимущества (видовой, звуковой ряд, удачно выбранное время, частотность и др.).

Наиболее популярные приемы, используемые в рекламе: лозунги, апелляции к разуму и эмоциям.

Лозунги. Реклама часто использует звучные фразы, мало или ничего не значащие. «Мы позаботимся о ваших деньгах!» и т.п. При достаточно частом повторении такие лозунги невольно оказывают влияние на покупателя.

Апелляция к разуму покупателя. Чтобы убедить потребителя покупать определенный продукт, реклама взывает к разуму потребителя. «В нашем креме содержится экстракт трав, которые полезны коже». Такой прием часто используют в рекламе здоровой пищи, обезболивающих и других медикаментов. Акцент делается на пользе.

Апелляция к эмоциям. Реклама, влияющая на психологию потребителя. Это может быть сделано несколькими способами:

клятвенными заверениями. К этому типу относится использование звезд кино, рока, спорта, рекламирующих спортивные товары или косметику;

использованием эффекта «стадности». Реклама может уверять, что абсолютно все люди полюбили именно тот продукт, и человек будет чувствовать себя неловко, каким-то исключением. Этот эффект чаще применяется в рекламе напитков и автомобилей;

призывом покупать популярные товары. Этот тип рекламы внушает, что только с помощью определенных товаров можно достигнуть успехов в жизни или найти любимого человека. Типичный пример – реклама кофе, употребляя отдельный его вид, можно обрести хорошую компанию.

Виды рекламы

Часто убеждением можно сделать больше, чем насилием.

Эзоп

В 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе», в котором определены важнейшие требования к рекламе, особенности ее размещения на радио, телевидении, в печатных изданиях и т.п. В законе устанавливаются определенные ограничения и особые требования при рекламе отдельных видов товаров, работ, услуг. То есть в законе отражены все необходимые правовые механизмы для реализации его на практике.

В Законе «О рекламе» говорится о пяти основных видах рекламы: недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной рекламе и скрытой. Рассмотрим их подробно.

Недобросовестная реклама

Недобросовестной считается реклама, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара подражанием или копированием текста, звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо злоупотребляющая доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний.

Недобросовестная реклама не допускается.

Недостоверная реклама

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о товарах (его характеристиках, назначении, потребительских свойствах, стоимости товара, доставке, обмене, гарантийных обязательствах и сроках годности, службы и т.п.). Примером недостоверной рекламы является использование превосходной степени («самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный») в том случае, когда это невозможно подтвердить документально. Примеров недостоверной рекламы накопилось достаточно много.

Недостоверная реклама не допускается.

Неэтичная реклама

Неэтичная реклама содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали. Это случаи употребления оскорбительных слов, сравнений образов расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, убеждений физических лиц. Или реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние, государственные символы, порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, деятельность, профессию, товар.

Физическое и юридическое лицо, которому стало известно о производстве или распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой своих прав в суд.

Заведомо ложная реклама

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Скрытая реклама

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции скрытой рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие (смешивание специальных видеовставок, двойной звукозаписи), не допускается.

Это надо знать:

Из Закона «О рекламе»…

В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:

детские и религиозные передачи;

образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;

радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;

иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут;

иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем 2 раза.

При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», размер рекламы не должен превышать семи процентов площади кадра.

Наталья ГУДОШНИКОВА, учитель граждановедения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте