search
main
0

У руля. Активные родители – форпост качественного образования

​Закон «Об образовании в РФ» ставит задачу участия родителей и общества в целом в управлении школой. Нынче много самых разнообразных организаций, которые берут на себя эту трудную задачу, но, как говорится, в каждом регионе теперь есть свои модели деятельности.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Комиссии по образованию Общественной палаты РФ:- Мы более 20 лет находимся в состоянии непрерывного реформирования, общество не всегда понимает, что вводится и для чего. В этой ситуации, конечно, сразу возникает внутреннее эмоциональное напряжение, иногда эмоциональные протесты, которые не дают возможности сразу входить в конструктивный разговор, быстро приходить к каким-то решениям и предложениям, реально влиять на осуществляемую государственную политику. Именно дефицит понимания происходящего, на мой взгляд, становится сложным моментом и для родителей, и для общественных организаций, которые действуют в области образования, и реально сложным для власти. Подчас, если мы не очень их понимаем, то даже тогда, когда они предпринимают очень правильные действия, не можем их поддержать. А конструктивный разговор всех участников образовательного процесса очень важен, для того чтобы мы вначале заговорили на одном языке, сформулировали общественный заказ к системе образования, фактически контролировали, насколько этот общественный заказ к системе образования реализуют силами государственной политики. Именно поэтому нам очень важно объединить неравнодушных родителей, которые хотят стать в некотором смысле экспертами в области образования. Мы должны понимать свои права и по отношению к системе образования, но не только пользоваться правами, но и стать главными движителями развития системы образования, ведь интеллектуальный совокупный родительский потенциал всегда будет превышать интеллектуальный потенциал конкретных экспертных групп, которые разрабатывают тот или иной проект. Родительская экспертиза, общественная экспертиза с точки зрения социальных последствий всегда будет эффективна и конструктивна, если мы сможем правильно организовать наш диалог.Ирина АВЕРИНА, проректор по инновационной деятельности Института повышения квалификации работников образования Тамбовской области:- Один из эффективных механизмов участия родительской общественности в проведении независимой системы оценки качества – общественный совет. Он у нас организован при Управлении образования и науки Тамбовской области. Совет включает представителей различных общественных организаций – Общественной палаты Тамбовской области, областного родительского совета, управляющих советов школ и многих других организаций. Родители сами определили приоритетное направление мониторинга исследования по изучению уровня их удовлетворенности качеством работы дошкольных учреждений, школы, которое мы проводили в мае этого года. Одним из главных критериев оценки качества образования стала открытость и доступность информации об организации. На нашем сайте есть рубрика «Родительская академия», и родители имеют возможность ознакомиться со спецификой и ходом проведения мониторингов, оставить свои комментарии, задать вопросы. Очень важно, что в этом году по инициативе родителей было проведено 9 опросов общественного мнения о качестве оказываемых услуг в сфере образования, в том числе об эффективности региональной системы образования, удовлетворенности качеством общего образования и уровнем воспитанности, о воспитательной деятельности в образовательных организациях. Еще одна инициатива, которая была выдвинута нашими родителями, – участие в региональном проекте, выравнивание шансов на получение качественного образования. Этот проект был инициирован в 2014 году, он прошел широкое обсуждение на сайте нашего управления образования и института повышения квалификации. На областном родительском собрании было принято решение, что выявленные в ходе рейтингования школы должны получить материальную поддержку в рамках нашего областного конкурса «Народный проект». Школы-победители получили на реализацию проекта от 300 тысяч до 3 миллионов рублей, и на сегодняшний день эти 10 эффективных школ – победители конкурса проводят совместную работу, берут ответственность за развитие потенциала и улучшение образовательной организации. Проект стал не только прекрасной площадкой для наших профессионалов-педагогов, но и показал теснейшее взаимодействие нашей родительской общественности. Общественный совет организовал экспертизу программ перехода школ в эффективный режим развития, проводил семинары, мастер-классы,  социальные акции. Наряду с профессиональным сообществом в этих мероприятиях участвовали члены управляющих советов данных школ. Что получили родители от деятельности в общественном совете? На наш взгляд, прежде всего это формирование экспертных компетенций, и среди них умение проводить опросы, изучать мнение общественности, проводить анализ результатов, разрабатывать диагностические инструментарии, и, безусловно, этот полученный опыт поможет родителям в проведении процедур внутриучрежденческой системы оценки качества.Елена ШАРАПОВА, председатель управляющего совета гимназии №5, Королев, Московская область:- Первое, с чего мы начали, это изучили правовые акты, которые регулируют сферу, поняли, что законодательство настолько не урегулировало деятельность управляющих советов, что у нас есть масса возможностей для творчества. Единственное лицо, которое несет ответственность в гимназии, в школе за все, что происходит, – это директор. Никакой директор делиться своими полномочиями ни с кем не будет, и это правильно, потому что двоевластие ни к чему хорошему никогда не приводило. Поэтому мы решили отталкиваться от пожеланий гимназии и смотреть, что мы можем сделать в интересах гимназии. Мы смогли своими силами обновить библиотечный фонд, закупали маленькие книжки для детей, разработали в ходе конкурсов герб гимназии, нагрудные знаки. У нас есть проект «Безопасность школы», мы решили не ограничиваться сигнализацией, обеспечили электронный контроль помещений гимназии, всех учеников обучаем в нашем автогородке, в разработке дизайна которого в ходе конкурса принимали участие родители, в прошлом году добились установки пандуса для лиц с ОВЗ. Ключевая роль нашего управляющего совета – координирующая. Мы выстраиваем отношения и с учредителем гимназии, и с администрацией, и с родителями.Анастасия МАКСИМОВА, член управляющего совета Улу-Юльской средней общеобразовательной школы:- Наша школа расположена в таежном поселке на северо-западе Первомайского района Томской области. Климат у нас резко континентальный, продолжительная холодная зима и короткое жаркое лето, местность заболочена, и это заставляет нас выбирать самые амбициозные пути развития. С введением новых образовательных стандартов у родителей, у управляющего совета появилась возможность участвовать в формировании основной образовательной программы. Обсуждая на одном из заседаний структуру этой программы, мы решили более детально изучить программу воспитания и социализации. Для этого мы попросили педагогов рассказать о современных документах, интересном опыте воспитания детей, традициях и, имея собственный опыт в школе и опыт воспитания наших детей, выявили проблему недостаточности принимаемых мер для качественной профессиональной ориентации ребят, формирования у них потребностей к приобретению профессии и развитию трудовых навыков. Основное производство в поселке Улу-Юл – это лесозаготовка и лесопереработка. Руководители предприятий не раз высказывали свою заинтересованность в том, чтобы основной кадровый потенциал предприятий и учреждений поселка были именно выпускники школы как наиболее приспособленные к нашим местным суровым климатическим условиям. Школьники из управляющего совета провели социологический опрос среди старшеклассников и выявили, что более половины выпускников не исключают возможности вернуться в родной поселок для трудоустройства, более 90% хотели бы трудоустроиться и жить в Томском регионе, но при этом выпускники имеют слабые представления о потребностях регионального рынка труда и не соотносят свои способности при выборе профессии. Мы пришли к выводу о необходимости направить профессиональную ориентацию ребят в первую очередь на рынок регионального труда нашего поселка и Томской области. Проектная группа, куда вошли и представители управляющего совета, нашли интересную форму работы – Центр профессиональных проб. Профессиональные пробы мы понимаем как практическую деятельность школьников на реальных рабочих местах с элементами обучения, в школе оборудовали специальный класс, где размещены банк сведений о профессиях регионального рынка труда, материал по технике безопасности для прохождения профессиональных проб, договоры с предприятиями, планы и графики экскурсий проб. Программа профессиональных проб включает теоретические и практические знания. К примеру, на лесоперерабатывающих предприятиях школьники знакомятся с технологией работы станков, выполняют несложные и безопасные виды работ, выезжают на производственные площадки. Во время знакомства с работой специалистов администрации сельского поселения ребята участвуют в обсуждении проблем поселка. Те, кто планирует поступить в училище культуры, знакомятся с актерским мастерством на сцене Дома культуры. Проба по профессии «швея» позволяет не только получить практический навык по пошиву одежды, но и ознакомиться с профессией дизайнера, модельера. Проведение тренировочных занятий совместно с МЧС мотивирует школьников на обучение по специальности «пожарная безопасность». Знакомство с профессией оператора – видеосъемка мероприятий Дома культуры, школы и монтаж материала. Такой подход к профессиональному самоопределению позволяет сформировать у сельских школьников понимание того, что именно от их обучения, мотивации и способностей зависит формирование будущей инфраструктуры поселка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте