В Пятигорске я оказался летом 2001 года – гостил тогда у друга и бывшего сокурсника по Литинституту. Он мне показывал достопримечательности города, водил на Машук к месту дуэли Лермонтова. Я принимал ванну в знаменитом Провале, пил минеральные воды, наслаждался южным солнцем и красотами здешних мест. Но когда взбирался на гору Лысая и гулял у реки Подкумок, душу и сердце тревожила память. Где-то в этих местах в Великую Отечественную воевал в пехоте и был тяжело контужен мой дед. И вот судьба снова привела меня в славный город-курорт Пятигорск – город-труженик, город-воин.
Горячие сердца пятигорчан
В центре Пятигорска расположен мемориал «Огонь Вечной славы». История его уникальна и неповторима, и нет в городе другого такого памятника, который был бы так тесно связан с судьбами десятков тысяч пятигорчан. В память о погибших защитниках Родины горит у подножия Машука Вечный огонь. В мае 1973 года здесь впервые в почетном карауле застыли юные часовые. С тех пор более 100 тысяч юных пятигорчан прошли на Посту №1 школу мужества, гражданственности и патриотизма. За 33 года существования Поста №1 в почетные часовые было принято много известных людей. В первую очередь это Герой Советского Союза Мелитон Кантария, первым водрузивший знамя Победы над рейхстагом, летчики-космонавты СССР, ветераны.
Сразу замечу, воспитание подрастающего поколения – один из важнейших приоритетов работы управления образования города Пятигорска. Символично, что рядом с мемориалом находится Центр военно-патриотического воспитания молодежи. Он примечателен не только тем, что отсюда заступают в почетный караул к Вечному огню пятигорские школьники, здесь работает прекрасный музей, созданный их руками.
Один из залов посвящен истории Великой Отечественной войны и рассказывает о роли пятигорчан в тех суровых событиях. Останавливаюсь у диорамы обороны Брестской крепости, мастерски выполненной руками юнармейцев. Прежде чем она была создана, ребята изучили фотографии крепости, побывали в Бресте. В зале представлено оружие Победы. Ежегодно в августе юнармейцы проходят по местам ожесточенных боев на подступах к Пятигорску в 1942-1943 годах. С перевалов школьники привозят и передают в музей найденные фрагменты холодного и огнестрельного оружия, гильзы, остатки обмундирования.
В музее много фотографий различных лет, в центре одного из залов – небольшая, но впечатляющая экспозиция, посвященная трагедии в Беслане. На душе становится горько и больно. Передо мной не макеты, а живые свидетели тех страшных событий – прострелянные, разорванные осколками учебники и тетради, фотографии. Стало доброй традицией, что экскурсии проводят ветераны, непосредственные участники тех или иных событий. Например, в зале современных вооруженных сил в роли экскурсоводов выступают военнослужащие срочной службы, участники боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе.
При входе в Центр военно-патриотического воспитания у знамени – часовой юнармеец с автоматом в руках. Знакомлюсь с директором центра. Игорь Ткаченко – бывший военный, не понаслышке знает, что такое «горячие точки». С пониманием относится к проблемам современной школы и подростков. Будучи школьником, тоже нес вахту на Посту №1.
– Каждое утро мы начинаем работу с исполнения гимна России и поднятия государственного флага, – говорит Игорь Анатольевич. – Таким образом дети приобщаются к государственным символам. Это начало начал в воспитании не какого-то «квасного» патриотизма, а настоящей любви к Родине. Караул у Поста №1 меняется еженедельно. За это время музей посещают все ученики школы, которая несет вахту. Тридцать школьников, стоящих на посту, встречаются с ветеранами, посещают музеи Пятигорска, крупнейшие предприятия.
По словам Ткаченко, ежегодно центр проводит четыре военно-спортивные игры. В краевом слете принимают участие не только пятигорчане, но и школьники из соседних регионов: Кубани, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Недавно была проведена детская игра «Зарничка» для учеников 5-7-х классов. Что она дает ребятам среднего возраста? Это своего рода тренировка, репетиция, дети готовятся к большой «Зарнице». При подготовке к военно-спортивной игре с ними занимаются не только педагоги, но и старшеклассники. Следует отметить, что «Зарничка» ни в коем случае не выбивается за рамки школьной программы. Так, в регламент игры входит комплексный тест по знанию истории России, международного гуманитарного права, ОБЖ, истории родного города, Дней воинской славы. Физическая готовность – также на уровне школьной программы. Правда, нельзя обойтись и без строевой подготовки. Но она, как считает Ткаченко, нужна не для того, чтобы научить детей шагистике. Строй в первую очередь дисциплинирует человека, сплачивает коллектив.
В феврале накануне Дня защитника Отечества проводится грандиозное мероприятие: восхождение на гору Бештау – высшую точку Кавказских Минеральных Вод. В восхождении, кстати сказать, в любую погоду принимают участие около трех тысяч школьников. Самый главный праздник – «Зарница» – проводится в мае. Здесь наметился безоговорочный лидер – 20-я школа Пятигорска, которая несколько лет побеждает в городских, краевых соревнованиях, завоевывает призовые места на всероссийских спартакиадах и военно-спортивных играх «Победа».
Культура казачества
Уникальна воспитательная система еще одного образовательного учреждения Пятигорска – поселковой средней школы №19, расположенной на территории бывшей станицы Горячеводской. И не только потому, что большинство учителей, работающих в ней, как и директор Алексей Гаркин, здесь в свое время учились.
Преображение школы, по выражению Алексея Юрьевича, началось четыре года назад с введения в начальных классах курса «Воспитание и развитие личности ребенка на традициях казачества Юга России». С этой целью учителя усилили эстетическую и практическую направленность уроков. Местные педагоги не без основания считают, что средства традиционной культуры и компоненты народной педагогики могут обогатить все школьные предметы. В 19-й школе дети изучают фольклор, народные музыкальные произведения и ремесла, знакомятся с творчеством народных художников.
– Мы стараемся развить в детях нравственность и духовность, которых в нашем обществе сегодня катастрофически не хватает, – говорит Алексей Гаркин. – Для этого в школьную программу введены обязательные факультативы: «Культура казачества», «Основы православной культуры», «Этикет», «Живое слово», «Строевая подготовка» (предмет, развивающий умения и навыки в военном деле), интегрированный курс физического воспитания (физкультура и ритмика). Кстати сказать, «Основы православия» дети изучают только с письменного согласия родителей. Есть и факультативы по выбору: настольный теннис, «Азбука портного», рукоделие, казачья песня и казачий танец, бокс.
Работа, начатая совсем недавно, дает свои плоды. Правда, пока дети в основном добиваются успехов в спортивных состязаниях. Например, ученик 2-го класса Данил Дириев победил в соревнованиях «Открытый ринг» и турнире городов Кавказских Минеральных Вод. В городских соревнованиях по настольному теннису второклассник Слава Тютюнник занял первое место, а его сверстники Таня Маслякова, Леша Нетребин и Аким Харин стали призерами.
Любопытен факультатив «Культура казачества». Его изучение включает в себя не только игры, но и предания, легенды, сказки, изучение казачьих заповедей, знакомство с великими военачальниками, святителями казачьего происхождения. С предметами казачьего быта дети знакомятся в школьном музее, где экспонатов пока не так много, но они уникальны. Особенно запоминаются некоторые из них. Например, корыто из цельного куска дерева, в котором казачки в былые времена не только стирали белье, но и замешивали тесто, дорожный сундук, складная кровать (с такой кроватью на Кавказ приехал Лермонтов), стул-трон без единого гвоздя.
Сейчас в школе 11 казачьих классов, они смешанные. И согласно казачьим традициям мальчиков воспитывают в духе защитников родного дома, а девочек – хозяйками домашнего очага. В воспитании мальчиков делается уклон в сторону физической подготовки, а девочек учат вязать, вышивать, в общем, вести домашнее хозяйство.
В конце прошлого учебного года в 19-й школе провели анкетирование и опросили 86 родителей «казачат». Получилась любопытная картина. Более 90 процентов родителей ответили, что их дети любят школу, 64 человека считают, что внеурочная работа в экспериментальных классах полностью удовлетворяет интересам ребят. Подавляющее большинство отцов и матерей ответили, что не хотели бы переводить своего ребенка в другую школу. Наверное, это и есть главный показатель правильности выбранного курса и успешной работы педколлектива.
Меня порадовало то, что дети в начальных классах одеты почти одинаково и аккуратно, знают казачьи песни и приветствия, общительны и активны. А вот огорчило то, что в школе уже несколько десятков лет не было капитального ремонта. Как сказали казаки, у местных властей на это средств не хватает. А где найти благотворителей, они не знают.
Пятигорск, Ставропольский край
Комментарии