\”По заключению Счётной Палата РФ, после выполнения федеральных программ «Здоровый ребёнок», «Дети России» здоровье детей продолжало неуклонно ухудшаться. Деньги потрачены, все вроде бы при «деле», а результата нет\”, – говорится в открытом письме к Владимиру Путину, которое мы сегодня публикуем.
Вновь избранному Президенту Российской Федерации В. В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
Предметом настоящего обращения к Вам являются проблема деградации здоровья детей в ходе образовательного процесса, а также предлагаемый механизм радикального исправления ситуации. Ещё в 2006 году Вы метко подметили: «Из школы дети уходят синие, а в школу приходят зелёные» («КП», 6.10. 2006г). Другими словами, дети приходят в школу незрелые, а уходят из школы – измождённые, замученные и, как следствие, с угасающим здоровьем. Итоги ежедневного измождения детей в образовательных учреждениях неадекватными природе ребёнка режимами и технологиями так называемого образования озвучил в том же 2006 году Президент РАМН академик М. М. Давыдов: «У нас больше не осталось здоровых выпускников школ». О том, что в нашей стране используется чуждая моторной и эмоциональной природе ребёнка технология обучения на протяжении многих десятилетий заявляют не только самые авторитетные специалисты в области детства, но и министры образования и здравоохранения. Ниже приведём их заключения.
• Министр здравоохранения 80-х годов Е. И. Чазов: “За голову хочется до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни-схватиться, в 4 раза, а-органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные – в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти все болезни -мочеполовые чиновничьи! Да-да, болезни бюрократов, ведущих сидячий образ жизни за письменными столами среди бумаг, интриг и застойных явлений. А дети-то причем?”
• Министр образования РФ Е. В. Ткаченко: “И тут я впервые узнал, что для 7-8 летних малышей контрольная робота связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете …»
• Министр образования РФ В. Г. Кинелев: «Ежегодно с 1994 по 1996 г. до 85% выпускников 10-11-х классов имели те или иные нарушения здоровья, в т.ч. хронические заболевания…»
• Министр образования РФ В. М. Филиппов: “За последние 30 лет мы почти в 2 раза увеличили нагрузку. Наш школьник стонет!”
• Главный государственный санитарный врач РФ Г.Г. Онищенко: «За период школьного обучения количество детей, страдающих хроническими заболеваниями, возрастет в 1,6 раза. А в учебных учреждениях с повышенным уровнем образования – в два раза.
• Начальник Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ генерал-майор медицинской службы В. Куликов: В прошлом году (2007 г.) из армии были уволены 8, 2 тысячи солдат и офицеров с больной психикой.
Итог обсуждаемой проблеме подводит Президент Д.А.Медведев: «Мы должны ответить для себя, какую школу мы создаем, что это за школа будущего? Нам не должно быть безразлично, будет ли по окончании школы наш ребенок спортивным, здоровым или хроником с целым букетом заболеваний, полученных в школе». Всё происходящее – явление глубоко закономерное. Речь идёт о продолжающихся полвека школьных реформах, которые выполнялись административно сверху без научного обоснования. В итоге у нас сложилась технология обучения, направленная против жизни и здоровья детей. Парадокс этой трагедии в том, что ещё в 70 – 80-е годы ХХ столетия на базе СО АМН СССР была разработана и как в параллельном мире уже более 30 лет выживает педагогическая здоровьеразвивающая программа построения учебного процесса, которая имеет положительные заключения ведущих научных центров РАН и РАМН. Программа в 1989 году утверждена Минздравом России (по согласованию с Министерством образования РФ) в качестве методических рекомендаций «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» (авторы – В. Ф. Базарный с соавторами). Разработанные образовательные технологии в конце 90-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были по настоящему реализованы на практике. Данные технологии и технические средства являются единственными в стране, которые получили санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора (от 2001 года № 77. 99.95.3.Т.000674.07.01), как того требует Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». А учебная мебель «конторка» и связанное с нею обучение в режиме «динамических поз», предложенные более 30 лет назад, наконец-то включены в недавно утверждённые СанПиНы 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Но на официальном, управленческом уровне её не только игнорируют (ведь работать надо, а не бесконечные «инновации» придумывать). Все эти годы государственная система образования использует в школах не утверждённые Минздравом РФ и Роспотребнадзором РФ режимы и методы организации и проведения учебного процесса, что является грубым нарушением с. 28 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ». По многочисленным научным исследованиям именно они оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей, именно поэтому, как более 30 лет отмечают ведущие научные центры России, «сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детского населения». Кстати, такая же тенденция присутствует и во всех так называемых цивилизованных странах. Данная проблема стала темой Международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся», проведённого Советом Федерации с участием структур Совета Европы в октябре 2010 года. Симпозиум организован в развитие моего доклада Парламентской Ассамблее Совета Европы по данной проблеме (2006 год), экспертом которого от России выступал д.м.н., профессор В.Ф. Базарный. Хочу подчеркнуть, что здоровьеразвивающая педагогика, обеспечивающие профилактику детской заболеваемости и гармоничное развитие учащихся в системе образования, является прорывным направлением, которое Россия может предложить мировому сообществу. Во время работы форума гости посетили школы, реализующие данную программу на голом энтузиазме (а таких только в России более 3 тысяч), и убедились в положительных результатах реализации выше обозначенной программы. Замечу, что такой форум в России проводился впервые за 200 лет, так называемой эпохи Просвещения. Уважаемый Владимир Владимирович! Отрадно, что при недавнем посещении Саяно-Шушенской ГЭС Вы побывали в гимназии «Эврика», многие годы внедряющей выше обозначенную здровьеразвивающую программу обучения детей, и остались высокого мнения. Безусловно, в этом чрезвычайно важном для государства и народа Деле необходима государственная политика и государственные программы её реализации. В связи с этим, мы предлагаем проблему деградации здоровья детей в образовательных учреждениях (с нашим участием) вынести на Совет Безопасности РФ для её анализа и принятия практических мер по радикальному исправлению ситуации. К великому сожалению, в России так и не сформирована научно обоснованная, ответственная государственная политика здорового развития новых поколений народа. Вот поэтому, в системе образования за более чем 30 лет после открытия красноярских учёных, детей по-прежнему «образовывают» на стульчике, в режиме «великого сидения». В итоге, все болезни резко помолодели, инсульты и инфаркты перешли в школу, репродуктивная система находится под угрозой (только один пример по мальчикам: за последние 40 лет болезни репродуктивных органов увеличились более чем в 30 раз!). Специалисты разных болезней в тревоге отмечают, что болезни пожилых людей перешли в детство. И беда страны, что почти 25 лет упущено, что взращено ещё одно больное поколение, которое уже дало потомство, что лишь отдельные энтузиасты – воспитатели и учителя, редко управленцы и лишь единицы руководителей регионов – понимают истинные причины обвального нездоровья детей и активно действуют в этом направлении. И никакие «инновации в образовании» и «наши новые школы» без перевода деструктивной для здоровья учащихся системы современного образования на физиолого-эргономическую здоровьеразвивающую основу ничего, как всегда, не дадут. Без решения этой фундаментальной задачи, все разговоры и действия по «модернизации образования», обречены на неудачу. Пример тому – принятие и реализации федеральных программ «Дети России», «Здоровый ребёнок». В частности, по заключению Счётной Палата РФ, после выполнения этих программ здоровье детей продолжало неуклонно ухудшаться. Деньги потрачены, все вроде бы при «деле», а результата нет. Приглашаю Вас посетить одну из школ в г. Москве (№ 760 имени В.П. Маресьева), использующей данную программу, и лично ещё раз убедиться: каких здоровых (физически, психически и духовно-нравственно) молодых людей выпускает эта школа, расположенная в экологически наиболее неблагополучном месте Москвы. И, как глава государства, Вы сможете сделать вывод, что при минимальных экономических затратах через 2–3 года можно увидеть перелом в продолжающемся многие годы обвальном ухудшении здоровья подрастающего поколения России. И сделает это система образования. Это и будет один из действенных способов решения озвученной Вами демографической проблемы России в качестве вновь избранного Президента России. Ведь для лечения и дальнейшего медицинского обеспечения детей, имеющих патологические заболевания, требуются огромные денежные расходы государства и родителей. Ну, а какое потомство они дадут, можно видеть на росте в России числа инвалидов. Давайте вместе разорвём этот инфернальный круг. У нас имеются принципиальные наработки, у Вас – право на решение. Соединив это с ответственностью, поработаем на Россию и её будущее.
Председатель Российского Союза за здоровое развитие детей, Почётный член Парламентской Ассамблеи Совета Европы
А.А. Коробейников
Фото с ресурса – http://www.griffmedia.ru/sluzhba_novostey/s_ege_zaurale_spravilos.html
Комментарии