Над этим проектом работали Анастасия Петрова, Анна Лагутина, Ксения Моргунова, Татьяна Цыганкова, Ирина Жукова, Артем Феодоровичев.
: Анализ результатов социологического опроса населения Тамалы показал, что общественность обеспокоена проблемой детей, оставшихся без попечения родителей.
Координаторами и помощниками ребят были Марина Владимировна Железнякова, учитель истории, обществознания; Ольга Анатольевна Кузнецова, психолог; Ольга Петровна Токарева, старшая вожатая; Елена Валентиновна Думчева, социальный педагог; Татьяна Викторовна Маслова, заместитель директора по воспитательной работе.
Цель: Оказать социальную поддержку детям, испытывающим дефицит родительского внимания и заботы.
Задачи: Способствовать социализации воспитанников стационарного отделения центра социального обеспечения населения; формировать навыки общения и взаимодействия с окружающими; овладевать и управлять своими эмоциями; расширять кругозор, познавательную активность воспитанников; оказывать воспитанникам моральную поддержку. Способствовать возрождению семьи как основы существования и развития ребенка.
Когда старшеклассники Тамалинской школы узнали об акции «Я – гражданин России», они загорелись желанием попробовать свои силы в этом увлекательном деле.
Поисковая группа детского объединения «Россиянка», выполняя краеведческое задание по теме «Тамала сегодня», исследовала деятельность предприятий и учреждений поселка. Ребята обратили внимание на стационарное отделение центра социального обеспечения населения, называемое в народе «детский приют». Оно появилось 10 лет назад. В здании бывшего детского садика совхоза «Тамалинский» живут и воспитываются подростки из неблагополучных, малообеспеченных семей. Учащихся взволновал тот факт, что у этих детей есть родители, но они забыли о своем родительском долге. Старшеклассники познакомились с воспитанниками детского приюта, узнали историю жизни каждого ребенка, обстоятельства, при которых дети здесь оказались. И надо сказать, испытали душевное потрясение. Их преследовало чувство стыда перед этими малышами. Вот мы живем в семье, у нас есть дом, а они этого лишены, лишены по вине своих родителей. И несмотря на то, что в приюте их окружили вниманием и заботой, лица у них грустные. Авторов проекта взволновали такие вопросы: Смогут ли питомцы приюта стать добропорядочными гражданами нашей страны? Можно ли им помочь?
Дети-сироты при живых родителях. Эта страшная реальность не может никого оставить равнодушным. Эта проблема стала общей для всего школьного объединения «Россиянка».
Ребята создали исследовательские группы, распределили обязанности и приступили к сбору необходимой информации. Прежде всего необходимо было выяснить: насколько эта проблема актуальна в масштабах государства?
Этот вопрос исследовала группа «юристы».
Проконсультировавшись с учителем обществознания М.В.Железняковой, они собрали факты о том, в каких правовых документах эта проблема отражена. Рассмотренные нормативно-правовые документы мы систематизировали по трем уровням.
Вывод
Проблема детей, оставшихся без попечительства родителей, актуальна для современной России. Защита прав ребенка – главная задача социальной политики государства. Остро это проблема стоит и на региональном и муниципальном уровнях.
Вторая группа работала с печатными изданиями.
Ее задача заключалась в том, чтобы выяснить: признана ли данная проблема актуальной среди населения, какие пути ее решения предлагаются общественностью. Были просмотрены подшивки газет «Труд», «Пензенская правда», «Семья».
Авторы проекта узнали, что «всего в детских домах страны проживают 700000 детей. Ежегодно иностранные усыновители увозят из России 6-7 тысяч сирот. В 2003 году зарубежные семьи усыновили на 500 детей больше, чем российские. В чем причина? Закон ограничивает возможности российских усыновителей.»
В статье «Кукушата» рассказывалось о том, как 27-летняя женщина, мать двоих детей, продала свою младшую дочь за 10 рублей. Девочку отдали в детский дом, вскоре туда же была доставлена и ее сестра из больницы: голодная девочка наелась какой-то дряни и получила отравление. По отношению к матери возбудили уголовное дело по статье «Жестокое обращение с детьми». («Труд», март 2005 г. №12).
Много публикаций о том, что большинство детей из неблагополучных семей являются правонарушителями. Об этом статья «Лето, а детки в клетке» («Пензенская правда», №33, 43, 2005 год.)
Подобные истории леденят душу. Общественность бьет тревогу. Принимаются решительные меры по оказанию помощи детям, брошенным родителями на произвол судьбы.
«Губернатор В.Матвиенко выступила с инициативой социальной поддержки. Внесла проект, предусматривающий дополнительные меры помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Предусматривалось бесплатно обучать ребят на подготовительных курсах в вузах. При условии, если они имеют среднее образование.» («Труд» 10-16 марта 2005 г.)
Большое внимание уделяется этой проблеме в Пензенской области
«Ребенок рожден для семьи. …Объявлена акция «Ребенок ищет семью»… Приемная семья – форма устройства детей. Юридические аспекты этого вопроса. В 2003 году в Пензенской области 39 семейных пар взяли детей на воспитание, в 2004 году – 36 семейных пар. Эти дети, согретые родительским теплом, счастливы…» («Пензенская правда» №4, 2005 год)
«Детский дом – это плохо. Даже если он хороший. В понедельник в Министерстве образования и науки Пензенской области прошла встреча граждан, желающих создать приемную семью, с заместителем председателя правительства Пензенской области Еленой Александровной Столяровой. Приемные родители должны прежде всего любить детей, чтобы отогреть их замерзшие сердечки.» («Пензенская правда» 27 января 2006 года)
Третья группа проводила социологический опрос.
Цель социологического опроса – выявить отношение общественности к проблеме детей, оставшихся без попечения родителей, наметить пути ее решения.
Количество обследуемых: 200 человек.
Социальный статус обследуемых: интеллигенция, молодежь, пенсионеры, люди с низким социальным статусом.
Вывод: Анализ результатов социологического опроса населения Тамалы показал, что общественность обеспокоена проблемой детей, оставшихся без попечения родителей.
50% населения положительно относятся к круглосуточному существованию детского стационарного отделения, 48,5% считают, что детский приют должен быть временного содержания, 1,5% отрицают существование такого учреждения, придерживаясь мнения о том, что функции воспитания и содержания детей должны возлагаться только на их родителей.
61% населения видят причину существования брошенных детей в халатном и безответственном отношении их родителей, 20% категории людей с низким социальным статусом перекладывают вину на государство, 9% обвиняют в этом социальную среду.
У 90% населения брошенные дети вызывают чувства жалости и сочувствия, а 10% остаются равнодушными и безразличными к существованию таких детей, 62,5% предполагают, что решение проблемы брошенных детей зависит от их родителей, а 32% населения считают, что государство им может оказать помощь: обеспечить родителей работой, систематически осуществлять усиленный контроль за неблагополучными семьями, финансировать лечение родителей.
Результаты деятельности всех трех групп были вынесены на заседание «круглого стола» с приглашением представителей общественности, положены в основу разработки программы действий.
На «круглом столе» присутствовали 38 учеников 11-х классов. Были обсуждены вопросы: задачи стационара для несовершеннолетних; причины, по которым дети оказались воспитанниками стационара; психолого-педагогические проблемы детей; неблагополучные родители – неблагополучные дети?
Ребята узнали, что центр содержится за счет средств областного бюджета.
Как долго дети могут проживать в стационаре? Согласно положению, дети должны находиться в стационарном отделении от 1 до 6 месяцев, по истечении срока ребенок должен вернуться к родителям, но, как правило, спустя некоторое время ребенок вновь оказывался в приюте.
Причина пребывания детей в данном учреждении одна – пристрастие родителей к алкоголю. С ходатайством о приеме ребенка в центр обращаются органы опеки и попечительства, инспектор отдела образования Тамалинского района по охране прав детства. Часто работники центра вынуждены прибегать к помощи сотрудников ОВД. В центр поступают дети с такими заболеваниями, которые возникают на почве несоблюдения санитарно-гигиенических норм, расстройством нервной системы. У одного мальчика порок сердца. У детей отсутствуют навыки самообслуживания, культуры поведения, речь засорена нецензурными словами, многие замкнуты, наблюдается склонность к воровству. Очень тревожит тот факт, что у детей отсутствует интерес к учебе, приходится заставлять выполнять домашнее задание.
В школе обучаются 12 таких ребят, и только четверо имеют хорошую успеваемость. Все они не проявляют особого интереса к занятиям в кружках, секциях. Психологом были выявлены следующие проблемы: уровень развития познавательной активности крайне низкий, мотивационный компонент учебной деятельности не сформирован, наблюдается отсутствие интереса к труду, самообслуживанию.
Социальный педагог Елена Валентиновна Думчева, наблюдая за воспитанниками приюта, заметила у них повышенную агрессивность, склонность к вредным привычкам, импульсивность поведения. Они зачастую не понимают некоторых простых вещей, которые понятны их сверстникам, воспитывающимся в семье. Это происходит потому, что семья играет огромную роль в развитии ребенка, в воспитании его как члена общества. Ребенок из неблагополучной семьи нередко выносит опыт решения проблем с помощью силы, жестокости по отношению к другим. Родители этих детей демонстрировали далеко не лучший пример взаимоотношений, в доме царила атмосфера насилия. Самое страшное – многие ребята принимают это за образец поведения, им трудно понять, что можно жить по-другому. Они воспринимают других людей как врагов только потому, что они запрещают им вести себя так, как вели себя его неблагополучные родители.
Инспектор по делам несовершеннолетних Ольга Васильевна Сидорова рассказала, что на учете в детской комнате милиции состоят в основном те дети, чьи родители не занимаются воспитанием своих детей и сами совершают противоправные действия. Так, мама Ю.Лепина, заставляла сына воровать. Пришлось оформить мальчика в приют. За воровство был осужден 12-летний Г.Фокин, подросток месяц находился в детском исправительном учреждении. Сейчас мальчик живет с мамой. Случившееся послужило для семьи уроком.
Участники «круглого стола» решили:
1. Проблема детей, оставшихся без попечения родителей, является важной и актуальной. Какими они вырастут и будут завтра, смогут ли принести пользу стране или станут для нее обузой, зависит от того, какую помощь окажет им общество сегодня.
2. В решении проблемы должны взаимодействовать различные структуры социума.
3. Важную роль в решении проблемы могут и должны сыграть образовательные учреждения, важна поддержка молодежных и детских объединений.
Ребята из детского объединения «Россиянка» поставили перед собой цель помочь детям, испытывающим дефицит родительской любви. Они провели анкетирование учащихся, воспитывающихся в условиях детского стационарного отделения. Цель состояла в том, чтобы выявить основные проблемы и определить причины эмоционального неблагополучия детей. Им задали вопросы: Если бы вы поймали золотую рыбку, какое желание вы бы загадали?
1) чтобы мамы никогда не умирали…
2) чтобы была дружная семья…
3) чтобы жить с мамой в семье…
4) чтобы мама часто приходила ко мне…
Анализируя ответы детей, старшеклассники сделали вывод: как бы детям хорошо и уютно ни было в детском доме, но родительскую любовь и ласку им не заменит никто, кроме их собственных родителей.
Работа с родителями.
а) Интервью с родителями подростков – воспитанников приюта, цель которого: выявить отношение родителей к тому, что воспитанием и содержанием их детей занимаются государственные учреждения.
б) Профилактические беседы на родительских собраниях, индивидуальные встречи с родителями.
в) Распространение письменных обращений к родителям с призывом осознать и изменить свой образ жизни.
г) Оказание помощи в подготовке с детьми концерта для мам.
Беседа с Ниной Михайловной Пискуновой
– Нина Михайловна, почему так получилось, что ваши дети оказались в детском доме?
– Оказалась в трудном материальном положении, не было средств к существованию и работы.
– В чем проявлялась ваша забота, когда дети находились в приюте?
– Приносила гостинцы, брала на выходные дни домой.
– Испытывали ли вы чувство вины, дискомфорта, когда дети находились в детском доме?
– Испытывала вину перед детьми, но не могла их взять, нечем было кормить.
– Сколько времени находились ваши дети в стационаре?
– Один год.
– Что повлияло на ваше решение взять детей в семью?
– Материнское сердце.
– Ваши дальнейшие планы?
– Постараюсь сделать все для своих детей, чтобы жили лучше.
– Как вы относитесь к существованию стационарного центра для несовершеннолетних?
– С одной стороны, он нужен, дети не виноваты, что их родители не могут создать нормальные условия для жизни, но, с другой стороны, дети должны жить с родителями.
Обращение к мамам
А что вы сделали, чтобы ваш ребенок вырос честным, порядочным, образованным человеком?
Передав ребенка в приют, вы выполнили свой родительский долг?
Помните!
Каждому ребенку нужна заботливая, нежная мама, нужны покой и радость, общение в кругу близких, родных людей. Вы часто дарите своему ребенку тепло, уют, ласку?
Прислушайтесь к мыслям и чувствам вашего ребенка.
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю,
Что ночью в темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень
Зорьку тороплю.
Я тебя все время, мамочка, люблю!
Работа с детьми
1. Организовали акцию «Твори добро».
В акции приняли участие учащиеся 4-11-х классов. Для детей стационарного отделения были собраны книги, игрушки, вещи, поделки.
2. Систематически работают группы взаимопомощи по подготовке домашних заданий.
3. Проходят познавательно-развлекательные встречи, конкурсы, вечера отдыха, викторины.
4. Провели благотворительную ярмарку, средства которой были направлены на приобретение школьных учебников и принадлежностей.
5. Вместе с детьми ученики школы ходили в походы и на экскурсии.
6. Вовлекли детей в спортивные секции и кружки.
Итоги достигнутого
Нас порадовало то, что результаты нашей работы есть: все трое мальчиков из приюта, учащиеся нашей школы, занимаются в спортивных секциях: дзю-до, легкая атлетика, футбол. А девять девочек занимаются в кружках: клуб «Фантазия», «Юный художник», «Вязание».
Социометрическое исследование, с помощью которого изучались межличностные отношения детей в коллективе, тоже дало положительные результаты. Если раньше большая часть детей, воспитывающихся в условиях детского приюта, ощущали себя отверженными среди сверстников, то сейчас их отношения с одноклассниками складываются более благополучно.
Комментарии