search
main
0

Трудные проблемы не решаются быстро

Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России

Окончание. Начало в № 5

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ (193)

Гражданская ответственность (63). Гражданин (43). Активная гражданская позиция (41). Гражданственность (20). Участие в политической жизни (6). Общественная вовлеченность (5). Правовая культура (4). Сотрудничество (4). Гражданское взаимодействие (2). Принятие решений и ответственность (2). Партнерство (1). Инициативность (1). Массовость (1).

ЛИЧНОСТЬ (109)

Нравственность и мораль (35). Личность (26). Свобода выбора (17). Духовность (14).Человек (4). Принципиальность (2). Развитие личности (личностные ценности) (2). Достоинство личности (1). Индивидуально-личностный подход (1). Необходимость (1). Самодисциплина (1). Доверие (1). Психологические знания (1). Духовные потребности (1). Уважение личности (1). Ценность жизни человека (1).

ОБРАЗОВАНИЕ (42)

Доступность (8). Формирование активной жизненной позиции (5). Воспитание гражданина (4). Знание законов (4). Информационность (3). Интерактивные методы (3). Компетентностный подход и компетентность (3). Профессионализм и знания (2). Практико-ориентированный подход (1). Профессиональное ориентирование (1). Просвещение (1). Системность (1). Содержательность (1). Дискуссии (1). Правовая компетентность (1). Социализация (1). Самостоятельность мышления (1). Воспитание толерантности (1).

Методический компонент

Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании истории и общественных дисциплин является активное вовлечение учащихся в процесс образования. Активность методики состоит не во внешних формах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности учащихся, в их включенности в процесс образования. Именно об этом говорил великий русский писатель и классик мировой литературы Л.Толстой: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью».

Все стратегии преподавания условно можно разделить по следующим линиям: стратегии взаимодействия, стратегии переработки содержания, стратегии отношений.

По форме взаимодействия

Все стратегии, используемые преподавателем в классе, по уровню взаимодействия, или коммуникации, можно условно разделить на три основные категории: пассивные, активные и интерактивные. Критерием здесь является степень вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Пассивная стратегия ни в коем случае не выставляется как негодная для преподавания, устаревшая, не подходящая для образования. Здесь преподаватель делает акцент на передачу готовых утверждений, конструкций, схем и т.п., что само по себе не является недопустимым в системе образования. В связи с этим, если совсем не хочется говорить о пассивности, то данные стратегии можно было бы по-другому назвать монологовыми или передающими.

Активные стратегии можно было бы назвать диалогичными, или спрашивающими, так как ключевым в их идентификации является получение информации от преподавателя через систему вопросов от учащихся. Интерактивные стратегии носят полилоговый характер и включают в преподавание элемент обсуждения, в котором участвуют все учащиеся, взаимодействуя между собой.

Методическое мастерство преподавателя сегодня может определяться соответствием следующим элементам: вариативностью подходов, сочетанием различных стратегий преподавания, индивидуальностью подходов (без акцентов только на сильных или слабых учащихся), умением ориентироваться на ожидаемые результаты и понимать цели.

Пока большинство преподавателей связывают успешную и эффективную подготовку своих учеников с пассивными методами преподавания. Средние общие данные по использованию различных стратегий преподавания в регионах, где проводились мобильные семинары в 2005 г., следующие:

Пассивные стратегии – 42,33%. Активные стратегии – 38,45%. Интерактивные стратегии – 19,22%.

По способам получения и переработки содержания (информации)

1. Репродуктивные (воспроизводящие, акцентирующие внимание на запоминание, зубрежку, повторение, вся информация должна воспроизводиться учащимися без ее какого бы то ни было изменения). Они могут быть изображены следующей схемой 1.

А 1 – это базовая информация, которая является ключевой в содержании, и знание которой обычно проверяется.

Б 1 – это поддерживающая информация, которая иллюстрирует базовую (примеры, дополнительные аргументы и иллюстрации определенных положений).

2. Репродуктивно-продуктивные (основная информация должна учащимися воспроизводиться, но они находят собственные примеры и иллюстрации). Базовая информация остается неизменной, а поддерживающая – меняется и вырабатывается самими учащимися как некий новый продукт. Они могут быть изображены следующей схемой 2.

Б2 – измененная поддерживающая информация.

3. Продуктивные (творческие). При данном подходе и базовая, и поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения и не преподносятся как истины в последней инстанции, преобладает проблемность изложения. Они могут быть изображены следующей схемой 3.

А2 – измененная базовая информация.

По системе взаимоотношений

1. Равноправные или партнерские (строятся на взаимном уважении и признании права за каждым участником образовательного процесса иметь свое мнение по рассматриваемым вопросам).

2. Мессианские или патерналистские (любые подходы, в которых преподаватель воспринимается неким носителем озарения, истины, авторитет носит моральный характер).

3. Авторитарные или директивные (не допускается индивидуальная позиция, любое проявление самостоятельности или сомнения в утверждениях преподавателя).

Акцент на знания, а не на умения провоцирует ситуацию неопределенности, при которой знания устаревают быстрее, чем человек способен применить их в жизни.

Ресурсный компонент

Через методику преподавания и изложения материала в учебных пособиях также определяется направленность гражданского образования. Отсутствие проблемности, передача готовых знаний для их заучивания, акцент на запоминание в ущерб пониманию – все это показывает, что гражданское образование существует пока на уровне ритуалов. Большинство учебников и учебных пособий продолжают строиться на монологовом подходе, не подразумевают наличие проблем.

Подведем итоги

Вызов 1-го уровня – систематическое и системное развитие гражданского образования.

Риск 1-го уровня – навязать гражданское образование на уровне функциональной задачи (внешнего исполнения распоряжений). Риск ритуализации и бюрократизации гражданского образования.

Барьер 1-го уровня – господство корпоративных интересов (групповых, социальных) – каждая группа стремится навязать и закрепить свой подход к гражданскому образованию (нет общей договоренности – консенсуса, так как групповые интересы преобладают над интересами единства и общности).

2 слой. Внутренняя часть яблока. Этот уровень является ключевым и в наибольшей степени влияющим на гражданское образование.

Внутреннее содержание гражданского образования определяет:

– кадровое обеспечение (подготовленность преподавателей);

– вопрос результативности гражданского образования (в том числе и оценивания этих результатов, их осмысления и корректировки дальнейшей деятельности);

– соответствие теории повседневной практике;

– воздействие окружающей социальной среды;

– социальная стабильность и наличие в обществе консенсуса (согласия).

Кадровый компонент

Низкий статусный уровень учителя (преподавателя) в системе социальной иерархии (отсюда старение кадров и стремление устанавливать господство над учениками, расставлять их по определенным местам, подчинять своей воле; НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ЛЮДИ НЕ МОГУТ ОБУЧАТЬ БЛАГОПОЛУЧИЮ);

кризис системы подготовки и повышения квалификации профессиональных кадров в системе образования (недостаточный уровень подготовки, устаревшие подходы и содержание);

нет потребности в развитии и личностном росте (ни материальных, ни духовных), можно говорить о двух категориях бедности – эмоциональной и профессиональной;

коммерциализация образования и самих преподавателей размывает этику преподавателя (некоторые учителя непонятно рассказывают материал на уроке, но при этом могут прекрасно все объяснять на частных занятиях, перестали быть редкими событиями взятки и дорогие подарки преподавателям, процветает репетиторство, которое подчас превращается в одну из форм вымогательства);

абсолютизация своих знаний и миссионерство (не любят инициативы и не терпят ошибок);

восприятие своего дела как тяжкого и скучного ремесла.

В своей книге «Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу» Роберт Кийосаки утверждает: «Перемены должны начаться с каждого из нас. Мы должны забыть предыдущий образ мышления, основанный на самообмане, который калечит наши судьбы». Эта фраза напоминает о довольно распространенном в России мнении о лучшей в мире отечественной системе образования и лучших учителях.

Результативный компонент

Необходимо подготовить гражданина к жизни в быстроменяющемся обществе, в условиях нестабильности и изменений (следует учить не готовым правилам и матрицам, а общим подходам, умениям, в том числе и тому, что следует учиться на своих ошибках);

непонятны механизмы определения эффективности гражданского образования (тестирование, проектирование, участие в жизни гражданского общества, зачастую господствуют формализованные подходы оценивания);

степень перевода внешних воспитательных воздействий во внутренние ценностные установки.

Практический компонент

Он заключается в отрыве гражданского образования от повседневных проблем, излишней теоретизации и формализации. Детей не учат быть успешными в повседневной жизни. Есть разрыв между теоретическими (провозглашаемыми) положениями и их реальным воплощением в жизнь, противоречие между должным и сущим, желаемым и реальным, декларируемым и воплощаемым, теоретическим и практическим, задуманным и сделанным, провозглашаемым и реализуемым. Преподаватели декларируют одни ценности, а придерживаются других (двойной стандарт добродетели).

Социокультурный компонент

Невнимание социума к гражданскому образованию. Вопросы, которые задают министру и ответственным работникам, касаются больше организации школы и в первую очередь нарушений установленных правил и норм, а не системы, содержания и т.п.

Культивирование негативного имиджа образования (в отличие от имиджа армии и милиции, которым сегодня посвящают многочисленные сериалы).

Давление окружающей среды (СМИ, повседневная жизнь, коррупция – агрессивная среда неблагоприятна для эффективности гражданского образования). Невостребованность гражданственности современным обществом, проблема готовности общества к принятию идей гражданского образования (гражданином быть невыгодно и опасно, в данном случае имеется в виду подозрительное отношение к проявлениям индивидуализма, инициативы, самостоятельности, несогласия и т.п.).

Ценностный компонент

Отсутствие укорененных гражданских ценностей в российском обществе (Конфуций: «Не учи человека, который созрел, – и ты потеряешь его. Учи незрелого – и ты напрасно потратишь слова»). Общественный заказ на исполнительность, а не на гражданские качества. Приспособление и бездумное следование нормам предпочтительнее самостоятельности, активности и конструктивной независимости.

Компонент общественного единства и солидарности

Разобщенность в понимании путей развития и ориентиров движения. Трудность соединения нестандартности (индивидуальности) и системы общих ценностей. Размытость идентификации наших граждан как россиян, низкая степень сформированной общности и понимания единства.

Подведем итоги:

Вызов 2-го уровня – создание ресурсного и кадрового потенциала гражданского образования.

Риск 2-го уровня – идеи гражданского образования в школе реализуются через преподавателей, воспитанных и подготовленных в иной системе ценностей, что может вызвать перенос системы коммунистического воспитания в структуру гражданского образования, механическую замену одних терминов другими (коммунистического воспитания – гражданским, партии – демократией, подчинение государственным интересам – патриотизмом и т.п.).

Возникает стремление добиться изменений системного характера при отсутствии достаточного количества времени, а также в условиях нестабильности и неопределенности, что приводит просто к механической замене существовавшей системы и практически не изменяет ценностных подходов к образованию и самого кадрового потенциала.

Барьер 2-го уровня – воспроизводство существующей системы, клонирование бюрократических подходов.

3 слой. Сердцевина яблока. Эта часть у яблока несъедобна, о ней зачастую забывают, на нее не обращают внимания, она является скрытым содержанием самого яблока. Вместе с тем следует помнить, что без этой части нет ни внешней оболочки, ни внутреннего содержания.

Базовое содержание гражданского образования определяет: ценностные ориентиры; исторический опыт и традиции гражданственности; сложившийся конфликт между государством и народом; социальные отношения и стандарты взаимодействия в обществе (агрессивная среда).

Ценностные ориентиры

Понимание и осознание гражданских ценностей: уважение и самоуважение, толерантность (понимание), признание индивидуальности, открытость, стремление к диалогу и дискуссии, ответственность (долг, патриотизм, выполнение обязанностей), отказ от единой истины и признание права на выбор, инициатива, гуманизм (признание главенства личности и ее достоинства), конструктивность, позитивность (отказ от деструктивности, тотального критиканства, нигилизма, агрессивности), миролюбие (ненасилие). Умеренность и проведение разумных границ (впадение в крайности – от обожествления до нигилизма, отсутствие границ и разумных пределов – неумеренность).

Исторический опыт, традиции гражданственности

Отсутствие примеров и традиций порождает подозрения в заимствованиях, навязывании и искусственности (поэтому сегодня в России часто говорят о вестернизации образования, под которой понимается попытка любых изменений в сторону демократизации образования).

Исторический опыт воспитания гражданина на беспрекословном подчинении (сформирован не только в экстремальных условиях войн и бедствий, но и в повседневном укладе жизни, что ярко иллюстрируют принципы «Домостроя»).

Сложившийся конфликт государства и общества

Отсутствие фактического социального договора (в России не сложились договорные отношения, государство традиционно склонялось к подавлению народа, а народные массы не могли самоорганизоваться без насилия и деструктивных действий).

Слабость элементов гражданского общества (еще раз эту слабость подчеркивает стремление государства насаждением сверху развивать гражданское общество в современной России).

Подданнические общественные ожидания и стойкая вера в государственную власть (общественный инфантилизм), которые превращаются в ненависть (с разделением царя и бояр – добрый царь и злые бояре).

Господство бюрократии и подавление любой инициативы снизу.

Социальные отношения и стандарты взаимодействия в обществе

Акцент в обществе на негативность, критику, деструктивность, отсутствие позитивного настроя; стремление к глобализму и всеобщности; агрессивное невежество; взаимное неуважение и отсутствие навыков эффективного социального взаимодействия (социальная зависть становится одной из характеристик современного российского общества, а также недоверие и взаимное соперничество).

Вызов 3-го уровня. Изменение общественных ценностей и ориентиров развития.

Риск 3-го уровня – ценностный и культурный шок порождает ситуацию кризиса, который может стать крахом (проблема выигранного миллиона).

Риск взрыва при совершении хирургического вмешательства, опасность разрыва традиций и полная утрата общей российской идентичности, а также массовой истерии, фрустрации и инфантильного поиска новой сильной руки.

Барьер 3-го уровня – косность мышления, социальная инерция и инфантилизм, организационная неграмотность (отсутствие организационной культуры, невнимание к процессуальным вопросам).

Необходимо заметить, что все уровни взаимосвязаны. То, что происходит на 1-м уровне, основывается и истекает из 3-го уровня.

Основные препятствия для развития гражданского образования в России:

1. Агрессивная среда (нигилизм, нетерпимость, зависть и т.п.).

2. Ощущение миссионерства (проповедь, абсолютизация).

3. Пассивность (инфантилизм, безответственность).

Интересно было бы также посмотреть, какие проблемы, трудности и препятствия в области гражданского образования выделяют сами преподаватели. Все называемые участниками мобильных семинаров в 2005 году проблемы гражданского образования с определенной долей условности можно разделить по нескольким категориям. Ниже приводится список их. Они сгруппированы по категориям. Рядом стоят цифры, показывающие количество выборов данной проблемы.

А. Проблемы, связанные с государственной политикой и управлением образовательными учреждениями (146)

Отсутствие системности и единых подходов в гражданском образовании (неразвитость гражданского образования в школах, теоретизация и излишнее наукообразие, не определены понятия и цели гражданского образования) (49).

Недостаточное внимание государства к вопросам гражданского образования (отсутствие государственной политики и специальных программ в области гражданского образования, отсутствие стандарта) (46).

Недостаточное количество учебного времени (23).

Авторитаризм и косность руководителей образовательных учреждений (непонимание важности гражданского образования и его особенностей, отсутствие гражданско-правового пространства в укладе школьной жизни) (14).

Непоследовательность государственной политики и отсутствие национальной идеи (8).

Слабое государственное финансирование образования (6).

Б. Проблемы, связанные с обществом и социальными ценностями (318)

Низкий уровень правовой и политической культуры (нигилизм, незнание своих прав, правовая неграмотность, девиантное поведение, снижение патриотизма) (121).

Общественная пассивность (отсутствие активной жизненной и гражданской позиции, безответственность, иждивенчество, низкое самосознание, гражданский пессимизм) (58).

Несоответствие теории и практики демократии в общественной жизни России (социальное неравенство, нарушение прав, действие двойных стандартов в обществе, отсутствие подготовки молодого поколения к жизни в обществе, примеры несправедливости решений и законов) (55).

Слабое осознание значимости гражданского общества и гражданского образования (незрелость гражданских институтов, отсутствие гражданского общества, слабое социальное взаимодействие, отсутствие социальной солидарности и единства в основных представлениях) (45).

Размывание ценностей и нравственных основ (бездуховность, проблема уважения человеческого достоинства, наркомания, отсутствие культуры поведения, переоценка ценностей, низкая экологическая культура, негативное влияние СМИ, нарушение свободы и социальной справедливости) (39).

Отсутствие демократических традиций и практики гражданского общества (высокий уровень общественной агрессии и слабые традиции толерантности в национальных и других отношениях, межнациональные конфликты) (19).

В. Проблемы, связанные с ресурсной базой (67)

Отсутствие качественных учебно-методических материалов (учебной и методической литературы, наглядных пособий, программ, рабочих тетрадей, отсутствие учета возрастных особенностей в учебниках) (41).

Информационный вакуум (низкие возможности для дистанционной формы гражданского образования) (10).

Недостаток материальных ресурсов (слабая материальная база) (6).

Проблемы оценивания в гражданском образовании (отсутствие материалов и методических рекомендаций по данному вопросу) (5).

Разночтение в теоретических вопросах (отсутствие единого понятийного аппарата и общего понимания используемой терминологии) (5).

Г. Проблемы, связанные с подготовкой и работой преподавателей (68)

Отсутствие квалифицированных специалистов (слабая система подготовки и переподготовки учителей, слабые правовые знания учителей, некомпетентность в преподавании) (49).

Отсутствие мотивации у преподавателей (консерватизм, формализм, использование устаревших методик и технологий, перегруженность учителей, неготовность к использованию новых методик) (11).

Несформированность гражданских ценностей у самих учителей (двойные стандарты преподавателей, излишняя политизация, низкая заинтересованность, учителя и преподаватели сами не осознают важность гражданского образования, попытки педагогов в декларативной форме предлагать демократические ценности) (6).

Противоречия между учителями разных предметов (отсутствие межпредметных связей) (2).

Д. Проблемы, связанные с особенностями учащихся (27)

Отсутствие мотивации у школьников (незаинтересованность учащихся в овладении гражданскими навыками) (13).

Низкий уровень правовой культуры и воспитанности (отсутствие гражданского воспитания в семье, негативное влияние родителей) (11).

Равнодушие к гражданским ценностям (отсутствие гражданской ответственности, нежелание молодежи участвовать в политической жизни) (3).

Безусловное лидерство среди называемых проблем гражданского образования держит область, связанная с общественными ценностями. Следует отметить, что именно в этой области ситуацию изменить значительно сложнее, и труднее найти практические направления деятельности по внесению изменений.

Однажды сороконожка пришла к мудрой старой сове и пожаловалась на подагру. Болели все ее сорок ног. Что делать? Серьезно подумав над проблемой, сова посоветовала сороконожке стать белкой. Имея всего четыре ноги, можно избавиться от 90 процентов боли.

– Прекрасная идея. Скажи только, как мне стать белкой? – спросила сороконожка.

– А это уже твоя проблема. Я только даю советы, – ответила сова.

Можно дать много полезных советов по развитию гражданского образования в России. Вот только невозможно превратить сороконожку в одно мгновение в белку или другого зверька. Нет быстрых решений и чудодейственных средств. Однако любые изменения следует начинать с осмысления той ситуации, в которой ты оказался. Хотелось бы надеяться, что высказанные мысли окажутся полезными для понимания ситуации с гражданским образованием в современной России.

Андрей ИОФФЕ, руководитель программы «Мобильные семинары партнерства «СИВИТАС-РОССИЯ»

::

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте