search
main
0

Только школа переводит благие пожелания власти в реальную действительность

Она формирует калейдоскопическое сознание. Человек получает отрывочные, не связанные друг с другом сведения из различных областей знаний, не формирующие целостного, гармонического восприятия мира, целостного мировоззрения. Он не умеет связывать части познаваемого в единое понятие о мире. Практически нет интегрированных программ и учебников к ним, когда один предмет проникает в другой. Хотя учителя округа имеют наработки в этом плане.

С нового учебного года 33 учителя начальных классов будут работать по новым образовательным стандартам в начальной школе. Продолжится переход старшей школы на профильное обучение. Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий. Нам необходимо отработать механизмы, позволяющие школьникам сочетать обучение в различных учебных заведениях – не только общеобразовательных, но и заочных, очно-заочных школах, учреждениях дополнительного образования.

Мы не один раз говорили о необходимости перестройки учреждений дополнительного образования, которые должны работать с разными категориями детей, особенно с учащимися 7-9-х классов, детьми группы риска. Да, у нас есть замечательные победы наших воспитанников учреждений дополнительного образования. Приведу только один пример: за прошедший год лауреатами и дипломантами международных конкурсов и фестивалей наши дети стали по 33 направлениям. Сегодня стоит задача развития научно-технического творчества, работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, старшеклассниками.

Базовое звено в системе образования – общеобразовательная школа, поэтому так важно, чтобы в ней присутствовал тот специфический настрой, та особая аура, которая называется духом школы. Он создается не только учителями, но и учениками. Дух школы может и должен быть началом, на основе которого воспитывается чувство сопричастности к судьбе своего малого сообщества – школьного коллектива, а через него к судьбе своей малой родины – города, в котором живет человек, и большой Родины – России.

Дети воспитываются прежде всего в семье. Семья остается ведущим социальным институтом в духовном формировании и развитии личности. Руководителям образовательных учреждений необходимо взять под особый контроль вопросы взаимодействия с семьей, оказывать ей поддержку, вести педагогическое просвещение родителей. Образовательные учреждения должны стать координационными, методическими, информационными центрами по оказанию помощи семье в воспитании детей. Практика показывает: чем лучше школа выполняет эти функции, тем больше ее авторитет и влияние в обществе.

Целенаправленно ведется работа с семьей в учреждениях образования №№1083, 1458, 1085, 632, 1321, 1965, 773, 479. Советы отцов созданы в 20% образовательных учреждений.

У нас есть школы с очень мощной воспитательной системой, с собственным укладом жизни, эффективно решающие проблемы трудных подростков. Среди них можно назвать такие учреждения, как школы №№479, 1910, 1209, 1738, 1935, 1908, 735, 1959, 1084, 1083, 1222, 1359, 687, 846, 1420, 1423, 1477, 1858 и др. На Всероссийском конкурсе воспитательных систем лауреатами стали школы №№894, 1145, дипломантами I степени – №№1420, 1858, 1458, дипломантами II степени – №№1359, 2010, 462.

Новый учебный год – год празднования 65-летия Великой Победы. Мы не имеем права формально подойти к подготовке и участию в этом празднике. Каждый руководитель должен так организовать работу, чтобы дети стали соучастниками любого дела, чтобы это было ярким событием в жизни каждого ребенка. Ведь, по сути, это коллективное творческое дело на весь учебный год. Начало ему дал первый урок в День знаний «Это гордое имя – Победа!».

Мы не должны остаться в стороне от педагогического сопровождения и 64 детских общественных организаций и объединений, ученического самоуправления, 20 военно-патриотических клубов, которые созданы в образовательных учреждениях. Конечно, этого мало. Руководителям учреждений, где этого нет, надо сделать выводы.

Школа – учреждение, где дети не готовятся к жизни, а живут, поэтому очень важно помочь им найти себя, свое место. И помочь им в этом могут детско-взрослые сообщества.

Совершенно очевидно, что обновление содержания образования потребует иных подходов к оценке образовательных результатов учащихся, деятельности учителей, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.

Эти оценки должны отражать уровень саморазвития ученика, учителя школы.

Мы неоднократно говорили о том, что у руководителей не может быть учебная нагрузка 9-12 и более недельных часов. Если это есть, значит, думать о развитии своего учреждения администрации просто некогда.

Очень важная проблема – стиль руководства администрации педагогическим коллективом. В школьных коллективах, где администрация пытается найти и находит хорошее в работе учителей (а это хорошее надо видеть), где регулярно объявляют благодарности, ставят лучших в пример и пропагандируют их достижения, халатность и нарушения производственной дисциплины случаются намного реже. Конечно, директора нельзя лишать права наказывать нерадивого работника, но и соотношение поощрения и наказания у сильного директора всегда в пользу поощрения. То же можно сказать и о директорском контроле. Посещая уроки, классные часы, выслушивая выступления на педсоветах, беседуя с учениками и родителями, директор контролирует ход учебно-воспитательного процесса, который должен соответствовать установленному порядку, поставленным целям и задачам. О результатах контроля необходимо информировать педагогический коллектив, но важна корректность при изложении результатов проверки, это поможет директору избежать конфликта. Достижение совместной цели может быть эффективно и устойчиво лишь при условии устойчивого диалога – таков закон профессионального управления, базирующегося на нравственной основе.

Несомненно, исключительную важность представляют и результаты психолого-педагогической диагностики, которые позволяют делать определенные выводы о формировании ключевых компетентностей у учащихся и дополнить систему оценки качества образования. Грамотно осуществляется психологическое сопровождение образовательного процесса в школах №№424, 460, 491, 499, 572, 1083, 1143, 1222,1321, 1420, 1423, 1458, 1477, 1562, 1858, 1877, 1881, 1959, 1967.

Уже не первый год образовательные учреждения ведут накопительную оценку достижений учащихся в форме портфолио, что также помогает оценить качество образования. Накоплен опыт этой работы в школах №№1935, 1910, 1359, 462, 393, 1905 и др. Этот опыт необходимо обобщить и внедрить в практику работы школ.

Естественно, актуален вопрос внедрения положительных результатов управления инновационными процессами в массовую практику. По нашему мнению, этому будет способствовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Следовательно, НМЦ необходимо обеспечить развитие сетевых площадок, ресурсных центров, а руководителям образовательных учреждений – принять в них активное участие.

Особо хочу остановиться на методическом обеспечении образовательного процесса. Здесь нам предстоит серьезно перестраивать работу всех звеньев методического сопровождения учителя – от школы до окружной методической службы. Она должна быть направлена на поддержку деятельности каждого учителя, создание условий использования информационных технологий для работы с учителем по управлению профессиональным ростом учителя. Полагаю, что лучшие учителя могут быть наставниками молодых специалистов, создав школы мастерства, именно они помогут вырастить высококвалифицированных специалистов. Методической службе округа вместе с руководителями необходимо сформировать систему постоянно действующих семинаров, клубов учителей по различным направлениям обновления содержания образования. Ведь перед нами стоит задача сформировать новое поколение учителей как общественной и профессиональной элиты.

Профессиональный рост директора – необходимое условие профессионального роста учителей. Современный руководитель обязан владеть не только педагогикой, но и менеджментом. Понятно, что педвузы не готовят ни директоров, ни завучей. Руководителям школ, имеющим базовое педагогическое образование, необходимо осознать, что это образование и опыт учительской работы дает возможность знать объект своего управления – образовательный, учебно-воспитательный процесс учащихся. Но управление (менеджмент) – другая область научного знания и практики (речь идет об управлении деятельностью не детей, а взрослых), она требует специального профессионального образования, которое необходимо получить заочно, дистантно или занимаясь самообразованием. Иначе управленческая деятельность будет непрофессиональной. Чтобы убедиться в том, что учиться нужно всем, можно попробовать ответить на такие вопросы, как:

– Какую последнюю книгу по общему менеджменту или управлению в сфере образования вы прочли?

– Какое новшество в своей управленческой деятельности лично вы сами изобрели, технологически разработали и внедрили?

– Может ли руководитель, будучи не творческим в своей личной управленческой работе, развить творчество своих подчиненных, обеспечить их профессиональный рост?

– Стали ли вы духоподъемной и авторитетной личностью для своих подчиненных?

– Вы стали образцом, примером работы над собой, своим профессиональным ростом для учителей своей школы?

– Могли бы вы пригласить учителей на свой урок, дать для них мастер-класс, лично провести какое-либо методическое занятие, обучающее и развивающее их, обеспечивающее их профессиональный рост в решении какой-то проблемы?

– Как вы думаете, хотел бы работать в вашей школе живущий в вашем городе развитый, эрудированный, хорошо образованный учитель, любящий заниматься самообразованием и методической работой?

Ответы на эти вопросы убедят каждого в понимании того, что профессиональный рост директора, его заместителей и профессиональный рост учителя не просто связаны, они как сообщающиеся сосуды либо поднимают уровень друг друга, либо опускают его.

Хорошая школа – это еще и среда, где сама обстановка задает качество учебного процесса. Если в школе давно не было ремонта, если там старая мебель, плохо работают компьютеры, нет интерактивных досок, классы переполнены, невкусная еда в столовой, это очень плохо. Но если в школе есть хоть сколько-то хороших, умных, эрудированных, мудрых, постоянно заботящихся о своем профессиональном росте, современных учителей, то школа все равно будет жить и работать, и дети будут хотеть в этой школе, у этих учителей учиться. И это зависит от директора школы!

Важны не только цвет стен и мебель, но и творческое содержание помещения и новые решения его организации. Порой по одному проекту построены школы, но как же по-разному организован в них учебный процесс, да и весь уклад школьной жизни! И, конечно же, в этом просматривается ведущая роль руководителя, его творческий подход к формированию своего коллектива, воспитанию детей.

Опыт мирового цивилизованного рынка доказал, что без создания положительного делового имиджа руководящему работнику наивно рассчитывать на успешное ведение дел и пользоваться достойной репутацией в деловых кругах. Именно деловой имидж создает первое впечатление о руководителе и становится его фирменным знаком, его внешней вывеской. Чем привлекательней деловой имидж, тем выше профессиональный авторитет руководителя и общественная репутация того коллектива, который он возглавляет. А в современных условиях демократизации общества оптимальное управление основывается, как правило, именно на личном авторитете руководителя.

Важную роль при этом играют социальные стереотипы, а именно те качества и свойства личности, которые принято ассоциировать с руководителем, – деловитость, независимость суждений, уверенность, тактичность, трудолюбие, организованность. В руководителе необходимо видеть человека компетентного, авторитетного, вежливого и корректного в обращении не только с подчиненными. То есть обладающего «новым мышлением» руководителя. Очень важно, чтобы руководитель понимал: имидж – не самоцель. Быть модно причесанным и дорого одетым, иметь манеры хорошо воспитанного человека – это еще не имидж.

Рассмотрев отдельные характеристики имиджа современного руководителя образовательного учреждения, можно предложить модель, представленную схемой 1.

Руководитель должен быть волевым и хорошим организатором.

Деловая дисциплина – важнейший элемент качественной работы трудового коллектива. Руководителю следует продуманно избирать и последовательно внедрять в служебное общение логику субординации со всеми вытекающими последствиями. Важно, чтобы руководитель был коммуникабельным, открытым в общении, умел найти тему для разговора и привлечь внимание собеседника своей точкой зрения. Эмпатия – это очень важное качество любого руководителя. Это умение улавливать внутреннее состояние человека и сопереживать ему, что нередко предрешает успех деловых переговоров.

Новая школа, которую нам всем вместе предстоит создать, – это проект нашего будущего, его модель. Модель тех отношений, которые мы хотим выстроить. Это проект такого управления страной, которое мы хотим создать. Это тот уровень жизни, которого мы хотим в будущем. Качество школьной жизни – это то, как мы хотим жить завтра. Раньше считалось: какое общество, такая и школа. Сегодня мы говорим: какая сегодня школа, таким будет завтра наше общество.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте