Сегодня, как никогда ранее, возрастает роль психолога, который помогает созданию комфортной обстановки в рамках школы и для ученика, и для учителя. Во многих московских школах трудятся высокопрофессиональные педагоги-психологи, которые предлагают инновационные программы и используют их в своей работе. К числу таких творческих педагогов-психологов можно с полным правом отнести К.Воробьеву, работающую в школе №698, которая много усилий прилагает к тому, чтобы ликвидировать подростковую агрессию. В частности, Воробьева предложила свой «Тренинг толерантности по профилактике насилия и агрессии в подростковой среде как инструмент развития социокультурной компетентной личности».
Не секрет, что в современной школе часто возникают такие ситуации, когда подросток оказывается не в состоянии разрешить свои проблемы без ущерба для собственного развития и здоровья. Школа ежедневно сталкивается с родительской некомпетентностью и несостоятельностью, нередки случаи педагогической, психологической и медицинской неграмотности педагогов. Конечно, в основном школа сориентирована на обучение, но ведь она должна еще и воспитывать ребенка, обучая социальным навыкам, позволяющим ему потом успешно взаимодействовать в изменяющемся мире. Поэтому разработка и внедрение комплексной психокоррекционной программы, ориентированной на реальные проблемы конкретного подростка во взаимодействии с другими людьми, стала актуальной задачей социально-психологической службы школы №698, а разработка тренингов развития социокультурной компетентной личности – одним из направлений взаимодействия школы с кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ и Центром толерантности и гуманитарных технологий «Гратис». Основное внимание мы уделяли исследованию возможностей воздействия во время тренинга на агрессивные установки, определению того, с помощью каких обучающих средств можно воздействовать на агрессивные установки и поддаются ли они воздействию тренинга.
Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли, активно овладевает нормами поведения и морали, стремится занять свое место в отношениях с людьми. В связи с этим ведущей деятельностью для него становится общение. При этом глобальная жизненная ориентация подростка зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
При разработке программы тренинга толерантности по профилактике насилия и агрессии в подростковой среде внимание было сфокусировано содержательно и технологически на всех трех аспектах: мотивационном, когнитивном и поведенческом.
Для мотивационного аспекта главными задачами становятся развитие социальной чувствительности, социального интереса и любознательности, осознание ценности других людей и потребности в них, а также формирование позитивного настроя на взаимодействие с другими людьми. Поэтому тренинг практически весь сконструирован таким образом, что в каждом занятии есть упражнения, формирующие у подростков навыки конструктивного неагрессивного взаимодействия («Атомы и молекулы», «Волшебная лавка»). Эта линия проводится не только в упражнениях основной части занятий, но и в разминках и специальных релаксационных упражнениях. В тренинге используются упражнения, которые помогают разобраться в природе неприязни, враждебности между людьми («Критика и поддержка», «Как быть толерантным в общении?», «Черты толерантной личности»). Признание неприязни (кого и почему не любишь, кого боишься) и понимание ее причин позволяют контролировать свои чувства и поступки, например не показывать свою неприязнь в общении. Кроме того, если знаешь, откуда берется предвзятость, можно противостоять несправедливости и недоброжелательному поведению других людей. Релаксационные упражнения в программе следуют за сложными, эмоционально насыщенными заданиями. Помимо расслабления и снятия напряжения эти упражнения направлены на решение мотивационных задач тренинга («Аплодисменты», «Релаксация», «Золотой стул»).
Развитие креативности и воображения рассматривается как еще одна важная задача, которая разрешается в большинстве основных упражнений и игр тренинга (игра «Катастрофа», «Несуществующее животное», «На какого сказочного героя ты похож?»). В этом случае речь идет о социальном воображении, социальном интересе и социальной любознательности, без которых сложно достигнуть оптимального уровня социокультурной компетентности.
Для когнитивного аспекта важно знание о том, что неприязнь, враждебность можно уменьшить с помощью позитивной информации. Такая информация в процессе тренинга постоянно транслируется. Но одна из важнейших задач – работа с когнитивными схемами участников. Поэтому, знакомя их с такими понятиями, как «толерантность», «агрессия», «установка», «личность», «рефлексия», «эмпатия» и другие, мы не столько пытаемся расширить их словарный запас и кругозор, сколько хотим, чтобы через конкретные упражнения они почувствовали и осознали значимость психологических законов, лежащих за этими понятиями и управляющих нами иногда против нашей воли. Поэтому в процессе тренинга подростки приобретают преимущественно не теоретические, а эмпирические знания, они аккумулируют новый опыт, отрефлексированный через чувства и ощущения и помогающий выстраивать новую логику понимания окружающего мира.
Развитие оптимального уровня социокультурной компетентности предполагает формирование гуманистического мировоззрения в духе культуры мира, а также работу по осознанию механизмов возникновения агрессивных установок во взаимоотношениях между людьми. Основная задача – повлиять на эти агрессивные установки и в случае необходимости постараться видоизменить их так, чтобы уменьшить склонность подростков к непринятию, жестокости и насилию по отношению к другим людям. Это одна из важных практических задач, без решения которой невозможна осознаваемая сегодня многими необходимость построения всечеловеческой стратегии, направленной на создание мировоззрения, которое подчеркивало бы общность людей и развивало толерантность («Как быть толерантным в общении?», игра «Датский бокс», «Уверенный отказ», «Агрессор и жертва»).
Раскрытие базовых механизмов формирования агрессивных установок позволяет подросткам понять психологические законы, которые диктуются принадлежностью к подростковой субкультуре. В контексте различных упражнений у них появляется возможность осознать собственную уникальность и неповторимость каждой личности («Что есть только у меня?», «Кто я?», «Какой я?»), узнать взгляд на себя со стороны («Я – глазами других»), научиться адекватно выражать свои чувства и эмоции («Я ощущаю себя…», «Поздоровайся по-разному», «Релаксация»», «Замороженный»), поддерживать и конструктивно критиковать («Критика и поддержка», «Красный карандаш», «Свободное падение», «Поддерживающее письмо»), раскрыть психологический механизм поисков «козла отпущения» и создания образа врага («Пузовязельские переговоры»).
Все это не только способствует изменению соответствующей системы знаний подростка, но и позволяет эффективно проводить профилактику агрессии и насилия в подростковой среде. Осознание генезиса агрессивных установок и их трансформация – это конкретная работа по расширению и усложнению примитивной программы одномерного сознания современного подростка. В свою очередь это может повлиять на уменьшение популярности поведения, ведущего к насилию и жестокости, а следовательно, к конфликтам и войнам.
В рамках поведенческого аспекта важна социокультурная компетентность, предполагающая высокую осведомленность о позитивных способах коммуникации, нормах социально приемлемого поведения. Полученная информация позволяет человеку установить причину ошибок во взаимоотношениях и устранить их, выбрав правильные стратегии разрешения конфликтов, справиться с неопределенной или проблемной ситуацией («Что я делаю, чтобы справиться со своими эмоциями?»).
В процессе тренинга предполагается формирование и закрепление тех навыков и умений, которые соответствуют эффективному позитивному взаимодействию между людьми. Особое внимание уделяется межличностному и групповому взаимодействию: развитию способности к гибкому общению, открытости новому опыту и людям, способности к проявлению уважения, включенности во взаимодействие, умению поддерживать позитивный контекст межличностных отношений. Эти стороны поведения отражают способность общаться в адаптивной, гибкой, дружелюбной манере.
В атмосфере тренинга создаются благоприятные условия для освоения позитивных поведенческих стилей, формирования склонности к выбору социально приемлемого поведения, понимания и освоения конструктивных стратегий разрешения конфликтов («Воздушный шар», «Разговор с трех позиций»). Важной составляющей таких стратегий становится формирование не только умения находить положительные стороны в негативных явлениях или качествах, но и развитие способности видеть и использовать позитивные аспекты в любой ситуации («Все равно ты молодец!», «Кто на новенького», «Две стороны медали»). Все эти непростые задачи решаются в процессе тренинга в увлекательной игровой форме.
Еще одна поведенческая задача тренинга – развитие умений и навыков группового поведения. В нем есть упражнения, направленные на понимание того, что такое группа, некоторых закономерностей группового поведения («Воздушный шар», «Прибытие»). В процессе тренинга формируются и закрепляются умения и навыки «быть в группе», уверенно взаимодействовать в группе, добиваться успеха в группе, а это значит быть успешным и в социальном мире. Формирование таких умений и обсуждение такого рода аспектов требует от ведущего знаний групповых закономерностей поведения людей и понимания групповой динамики.
Объединяющей задачей в рамках всех трех аспектов развития социокультурной компетентности личности становится формирование толерантных (в узком смысле – неагрессивных) установок как образований, интегрирующих когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты. Решение этой задачи предполагает работу с эмоциями и чувствами (аффективный аспект), окрашивающими уже имеющиеся представления и знания (когнитивный аспект), которые формируются и изменяются в процессе работы, а также с поведенческими навыками, определяющими позитивное взаимодействие между людьми (поведенческий аспект).
Программа содержит 15 занятий, которые проходят с периодичностью 1-2 раза в неделю в среднем по 1,5 часа. Рекомендованное число участников группы – не более 15 человек в возрасте 12-16 лет. На каждом занятии организуется работа участников тренинга в парах, тройках, микрогруппах по 4-6 человек, командах по 8-10 человек. Участники тренинга изучают себя, получая личный опыт, делятся своими впечатлениями.
На одном из первых занятий группа договаривается о правиле: недопустимость непосредственных оценок человека, при обсуждении происходящего в группе оценивается не участник тренинга, а только его действия и поведение.
Требования к ведущему тренинга
Ведущий несет ответственность за подбор участников в группы и принимает решение о включении каждого участника на основе информации о его личностных особенностях и с учетом собственных возможностей, так как исключение подростка из группы в процессе работы может сильно травмировать и его, и других участников. Ведущий должен предоставить детям полную информацию о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам, рассказать о том, что может происходить в группе. Важно, чтобы каждый участник дал согласие на свое участие в тренинге.
Ведущему тренинга также необходимо знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка. Особенно это важно при проведении тренинга в группах, которые не распадаются (например, группы, организованные на базе школы). Промахи ведущего в таких группах могут в дальнейшем серьезно отразиться на их участниках.
Основные принципы групповой работы:
Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое рассматривается как условие создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Следует также объяснить подросткам, что в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы.
Добровольность участия в группе. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях. В этом случае ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Любой участник может выйти из группы, заранее объявив о своем решении ведущему и всем участникам.
Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь негативные) поведению и высказыванию друг друга.
Искренность. Участникам необходимо стараться говорить о том, что с ними происходит на самом деле, о своих чувствах и мыслях без оглядки на то, что, по их мнению, хотят услышать ведущий или другие члены группы. Если кто-то не согласен с мнением ведущего, то не следует соглашаться или отмалчиваться, а надо прямо заявить о своем мнении.
Пунктуальность. Необходимо, чтобы участники не опаздывали и не пропускали занятия, так как развитие группы в процессе тренинга представляет собой целостный динамический процесс, из которого невозможно на время «выходить» без ущерба для процесса.
Желательно еще на этапе отбора ознакомить участников со всей информацией, так как она послужит основой для принятия правил работы группы. Следует помнить, что эффективность и слаженность работы группы зависит от умения ведущего давать четкие, недвусмысленные инструкции, понятные всем участникам.
Апробация тренинга прошла в нашей школе, в Центре психологической помощи «Гратис», а также в одной из школ Подмосковья. Тренинг был представлен на заседаниях кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в 2004-2005 годах, на специальных семинарах для учителей САО, а также на научных консилиумах в Московском городском педагогическом университете в рамках программы по повышению квалификации педагогов-психологов по теме «Инновационные технологии профилактической работы с детьми группы риска», на 6-м и 7-м смотрах конкурса «Москва на пути к культуре мира», где авторам был вручен диплом 2 степени.
Комментарии