search
main
0

Точка роста. Взгляните на проблему с позиции гуманистической психологии

Большинство родителей, имеющих детей с особенностями развития, не видит для них жизненной дороги. Практически нет информации в роддомах, поликлиниках о том, как помочь такому ребенку. Отказ от ребенка при заметных генетических изменениях сразу в роддоме – практически единственный выход, который предлагается родителям. Для семьи это травма. Родители слышат приговор: ваш ребенок не станет нормальным…

Мы считаем, что главная задача психолога – показать родителям, что есть жизненная дорога, перспектива с разнообразными вариантами для детей, имеющих особенности развития. В работе мы используем личностно-центрированный подход к человеку. В таком подходе заложена идея уникальности, необычности каждого ребенка. С точки зрения гуманистической психологии любая проблема содержит внутри себя огромный энергетический и духовный потенциал, необходимый для выталкивания человека на качественно новый уровень видения мира. На любую проблему, в том числе и проблему ребенка с особенностями развития, можно взглянуть более оптимистично, а именно понимать ее как точку роста.

Вторая, не менее важная задача – помочь всем окружающим: членам семьи, соседям, сверстникам, то есть всему социальному окружению ребенка-инвалида, – доброжелательно относиться к нему, поддерживать. Назову 10 общих правил этикета, применяющихся в общении с инвалидами.

1. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку.

2. Обращайтесь к ребенку-инвалиду по имени, а к подростку – по имени и отчеству.

3. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

4. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать.

5. Когда говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне.

6. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой. Смотрите ему в глаза и говорите четко. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет.

7. Не смущайтесь, если случайно сказали «Увидимся» или «Вы слышали об этом?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

8. Когда встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если идет общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент обращаетесь, и называйте себя.

9. Предлагая помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

10. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека.

Усвоение этих правил помогает при общении с инвалидами.

Ребенок с особенностями развития имеет одинаковые для всех детей потребности, главная из которых – потребность в любви и обстановке, стимулирующей его развитие.

Учиться могут все дети, и каждому должна быть предоставлена возможность получить образование, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии.

Ирина ЛЕОНТЬЕВА, кандидат психологических наук, педагог-психолог Московского центра психолого-медико-социального сопровождения «Бутово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте