Самая пространственная педагогическая сказка.

Сюжет связан с классической русской народной сказкой, знакомой почти всем (или хочется надеяться, что знакомой, потому что времена меняются) «Теремок». Не будем его пересказывать. Но ассоциации, которые выстраиваются с образованием достаточно прозрачны. И речь идет как о количестве разнообразных дисциплин, предметов, направлений, курсов, программы, так и о стремлении на каждом занятии «вложить в головы учеников» как можно больше всего. И делается это под благородным лозунгом: «Как же можно обделить человека, как он, не зная этого, сможет потом жить?». Я до сих пор размышляю: это такая искренняя наивность или же просто «фигура речи», которая оправдает любые педагогические действия. А ведь загрузить информацией, кучей сведений, терминов, законов и всего остального легче, чем добиться реального усвоения. Потом и возникает возмущение: «Я же это говорил(а) на прошлом занятии, а вы никто ничего не знаете!» И в классическом вопросе «Кто виноват?» каждый участник образовательных отношений имеет свой ответ. А вот жизнь ответов не даёт, а только пытается обратить внимание на ошибки.
Жил-был в одной образовательной организации (подозреваем, что речь идёт о школе, но такое могло случиться везде, только тогда у героев другие имена будут, конечно) Мозг. Он принадлежал какому-то ученику. Но мы не знаем какому. Конечно, он жил не в одиночестве, хотя и встречаются еще в педагогической практике восклицания типа: «Что же вы такие безмозглые!?» (тут непонятно восклицательный или вопросительный знак в конце ставить). Но мы не сторонники такой позиции. Просто в этой педагогической сказке мы будем говорить только про один такой Мозг. Пусть это и будет именем центрального героя. Точно не знаем, был он большим или маленьким, развитым или ограниченным, умным или глупым, быстрым или медленным. Но зато он очень сильно привлекал к себе внимание педагогов разных учебных предметов, которые так и хотели его заселить, заполнить, замотивировать, замариновать. И много разных других «за», которые вполне способны заполонить мозги наших читателей, а этого бы очень не хотелось.
Как водится, всё началось с филологов, магов слов и текстов, смыслов и нюансов, правил и исключений. Они первыми обнаружили незаселенный пустующий Мозг и быстро туда переехали. Стали они жить-поживать, разными сложными оборотами обрастать, добрословие и злословие наживать, прочитанное и написанное в сундуки складывать в качестве приданного. А тут вдруг стук в дверь (где она у Мозга находилась, скажем честно, не знаем, а знали бы – не сказали, а то повалят гости толпой – ни к чему хорошему не приведёт). И вопрос там задают: «Кто-кто в уютном Мозге живёт, кто-кто ему развитие даёт?». На что и ответили: «Мы, слова, всему голова, живём здесь и не тужим. А ты кто?».
На пороге математик стоял, но он не стал пугать обитателей. Поэтому и сказал, чтобы впустили: «А я число, без которого нет ничего! Пустите меня к себе пожить, буду Мозгу я служить!». Как тут отказать? Вздохнули слова, вслух всех возникших оборотов не стали произносить, но потеснились. Места свободного было достаточно. Так что число заселилось, а за ним и родственнички потянулись – формулы разные, фигуры плоские и довольно объемные в результате регулярного калорийного питания. Потом еще теории стали в чуть приоткрытую дверь просачиваться. С одной теорией вероятности столько намучились – чуть весь Мозг не разнесла на куски. Но он был из крепкого материала создан, выдержал и такую интервенцию. В итоге филология и математика как-то ужились, быт наладили. Мозг поделили на две части и ходили периодически в гости друг к другу.
Прошло время. Опять раздаётся стук в дверь (может и в окно, этого мы не знаем, но точно кто-то стал настойчиво стучаться). И вопрос там задают: «Кто-кто в уютном Мозге живёт, кто-кто ему развитие даёт?». На что и ответили: «Мы, слова, всему голова, живём здесь и не тужим. И число, без которого нет ничего! А ты кто таков будешь?». Учитель физики понимал, что формулы и задачки никого не привлекут. Он сразу смекнул, что филологи с математиками уже заселились. А «царица наук» много за собой всего забронировала. Поэтому решено было представиться так: «А мы электричество, которое полезно в любом количестве, освещает и согревает, просвещая и развивая!». После такого красивого хода не впустить путников было нельзя. Тут по дому цепи раскинулись (не железные – электрические), а уж когда троюродная сестрица Сопротивление погостить приехала и осталась навсегда, физика укоренилась во всех комнатах, в коридоре, даже в щелях своих агентов разместила.
Сказку можно было бы еще долго продолжать рассказывать, потому что за ними пришли близнецы-братья история и обществознание. Только имён у них много разных было: и правоведение, и социальные дисциплины, и общественные науки, и обществоведение. Мы тут даже не говорим о выводке малолетних детей, которые сопровождали братьев на каждом шагу, путались под ногами и запутывали всех обитателей Мозга. Потом были естествознание, химия, биология, физкультура под руку со спортом, труд в обнимку с технологией. Попробуй откажи. У каждого свой аргумент значимый. Мозг был вспахан, засеян, окультурен, местами даже урожай какой-никакой собирали.
Гости становились всё экзотичнее и экзотичнее. Видно, слух прошёл, что всем здесь места находят, прописку дают, размещают на полезной жилплощади. Правда, периодически кое-кого и выселяли. Но те паспорт быстро переделывали, вступали в полезные брачные отношения и всё равно сохраняли свои сферы влияния. Но вот как-то раз два тяжеловеса пришли – молодожёноведение и доброженерия (герои выдуманные и любые ассоциации с реальными персонажами просьба считать случайными). Каждый был не один, а с кучей сопровождающих. Они ничего не просили, а громко кричали, что если их не поселят сразу в начальном отсеке Мозга, то всё развалится – семьи создаваться не будут, а добро перестанут отличать от зла. Уму непостижимо, как Мозг до этого без таких проживающих обходился. Научное обоснование пришельцы подготовили – не зря же их тяжеловесами считали. Остальные жители Мозга до последнего сопротивлялись. Но продавили, внедрили, впихнули. Раздулся Мозг, затрещал по швам. Мы не знаем, что дальше случилось. Может быть кто-то с волшебной палочкой пришёл и расширил площадь Мозга в два раза. Тогда надо закончить так: жили они в Мозге долго и счастливо, пировали и шиковали. Или же эликсир чудодейственный достали, который уменьшил вес молодожёноведения и доброженерии и в размере серьезно ужал. Тогда сказку логичнее было бы завершить следующим образом: «И стали жить дальше в тесноте, да не в обиде». Но сия материя скрыта от нас колдовским мороком, а повествование завершать надо. Поэтому выберем такой вариант: Мозг не лопнул и не развалился на куски. Всех утрамбовал, а в процессе изменил до неузнаваемости, слепил всех жильцов в одно чудо-юдо, которое потом и заполонило весь Мозг.
А будет ли мораль? Уж миру много раз твердили (это перефразирование классика с надеждой, что читатель догадается, о ком идёт речь), что нельзя перегружать образование, даже самые волшебные приемы и приборы не смогут «растянуть» мозг ученика, есть природные и естественные ограничения восприятия информации. Поговорят, а потом и поступят, как в присказке: мыло-мочало, начинай сначала. А еще ссылаются на традиции: не нами заведено, так что не нам и отменять, а значит остаётся дополнять и добавлять (окончание мы сами привесили).
Если кто-то думает, что здесь скрытое обращение к высокому начальству образовательному, которое постоянно придумывает и внедряет новые чудесные предметы и курсы в детские сады, в школы, в колледжи или в университеты, то глубоко ошибается читатель. А разве каждый отдельный педагог не пытается «впихнуть невпихуемое» по своему курсу, положить в свои занятия побольше информации, да еще утрамбовать катком домашних заданий и контрольных работ. Тут и разработчикам программ, и авторам учебников, и методическим службам горячие приветы и пожелание долгих лет жизни без сокращений, реструктуризаций и оптимизаций кадрового состава. В общем, всем, в том числе и автору сказок, которых уже много, а проблемы незатронутые всё еще находятся! Будем надеяться, что появятся умные люди, которые проведут ревизию, кого в Мозг ребёнку в образовании пытаются впихнуть и прописать там. И хорошо бы руководствоваться мудрым высказыванием Антуана де Сент Экзюпери: «Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже нечего отнять» (в некоторых переводах последнее слово переводится как «убрать»).
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
Комментарии