search
main
0

Технологическое образование в России: взгляд на перспективы развития до 2030 года

Технологическое образование в России опирается на глубокие исторические традиции в естественных науках, математике, инженерных науках, успешные разработки в сфере ИТ, мощную исследовательскую и инфраструктурную базу, а также на высокий уровень запроса со стороны общества и государства. За последние 5 лет в России в 1,5 раза выросло число участников объединений и научных сообществ технического творчества, при этом только 16% вузов предлагают своим абитуриентам технические специальности. В условиях необходимости достижения высокой степени технологического суверенитета нужно совершить качественный рывок в технологическом образовании и развитии собственных технологий для обеспечения экономического роста и замены на рынке продукции ушедших из страны компаний.

Инфраструктурный центр «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил Стратегию развития технологического образования – предложения по комплексу мероприятий на 2023-2030 гг. по развитию технологического образования в России, которые позволят перейти к новой модели взаимодействия школ, вузов и компаний, и создадут базу для долгосрочного экономического роста, обеспеченного высокими технологиями.

Технологическое образование: взгляд в России и в мире

То, что в России обычно называют технологическим образованием, в англоязычной среде обозначается аббревиатурой STEM — science, technology, engineering, mathematics (естественные науки, технологии, инженерия и математика). STEM — это не только список дисциплин, но еще и подход к обучению. В концепции STEM-образования заложена подготовка обучающихся к виду деятельности или работе, в которых успех зависит не столько от того, что человек знает, но от того, что может сделать с этим знанием. Такое образование строится на двух принципах: междисциплинарность и проектная деятельность (когда студенты сами создают проекты или проводят исследования). Значимость STEM-образования для экономики, можно увидеть на примере США, в которой 32,7% от всех должностей требуют знания STEM-дисциплин. В 2017 году STEM обеспечил 69,1% от ВВП США, а ежегодные федеральные налоговые поступления от него составили 2,3 трлн долларов.

В России традиционно уделяется значительное внимание технологическому образованию. Вместе с тем технологическое образование не тождественно STEM-образованию. В России нет упоминания STEM в стратегических и нормативно-правовых документах, школьники не вовлечены в активное взаимодействие с технологическими компаниями по работе над собственными проектами и решению практических задач.

В настоящее время в большинстве стран с высоким уровнем экономического развития планируется уделять особое внимание внедрению STEM на ранних этапах детского развития, включая более частое использование STEM-игрушек в образовании детей (конструкторов и игровых наборов, ориентированных на развитие навыков инженерии, программирования и химии) и общую геймификацию образования.

В то же время в мире отмечается потеря увлеченности школьников старших классов STEM-образованием. Это представляется серьезным вызовом и для России, поэтому работа со школьниками – фундамент долгосрочного развития технологического образования в нашей стране.

Барьеры для развития технологического образования в России

Несмотря на традиционно сильную школу, в сфере технологического образования продолжают существовать важные системные барьеры, препятствующие развитию отрасли. Прежде всего они проявляются в:

  • Консервативном понимании его содержания и существенном разрыве между образовательными программами, научными разработками и интересами компаний, а также в бюрократических препятствиях для привлечения практиков для преподавания технологических дисциплин.
  • Отставании темпов развития дополнительного образования от мировых.
  • Хроническом недостатке высококвалифицированных педагогических кадров для технологического развития образования, а также недостаточно высоком уровне заработка преподавателей, в особенности в регионах.
  • Ухудшении инвестиционного климата и сокращении финансирования проектов, макроэкономической нестабильности, разрыве или ослаблении международных связей.

Без преодоления этих системных барьеров будет невозможно успешное развитие технологического образования в России.

Как преобразовать технологическое образование в России

В Стратегии предложен План-график ключевых мероприятий для достижения поставленных целей развития. Всего Стратегия насчитывает порядка 40 задач, для выполнения которых авторы Стратегии разработали более 200 различных мероприятий. В качестве основополагающих из них можно выделить:

  • Создание отдельной негосударственной организации, занимающейся вопросами развития технологического образования, а также координирующей отношения между участниками рынка, государственными организациями и участниками образовательного процесса, включая вопросы нормативно-правового регулирования и финансовой поддержки отрасли.
  • Разработку многоцелевой цифровой платформы, позволяющей открыть доступ для взаимодействия между участниками рынка, государственными организациями и участниками образовательного процесса.
  • Развитие связки «школа – вуз – компания» с целью привлечения школьников к поступлению в технологические вузы, их лучшей подготовки к обучению в университете и большей ориентацией образования на решение практических задач бизнеса.
  • Значительная дебюрократизация технологического образования, включая снижение формальных требований при найме преподавателей, работающих в индустрии, а также снижение отчетностей, связанных с взаимодействием университетов с компаниями.

Авторы Стратегии считают, что эффекты от реализации предложенных ими мероприятий в виде роста экономики и налоговых поступлений, обеспечения высокой степени технологического суверенитета и вклада технологического образования в решение важных государственных проблем в значительной степени превысят затраты на его развитие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте