search
main
0

Светлана Потапова, Великий Новгород: 11-й класс. А нужен ли он?.

18-летние ученики к окончанию школы уже создают гражданские семьи. Почти четверть 11-классников в школе моей юной соседки живут со своими любимыми на съемных квартирах. Так не задерживают ли наших школьников искусственно в детстве?

«Нынешний, 10 класс, для дочки – одно мучение!» – поделилась соседка. – «На уроках – почти ничего нового, только повторение. Весь 10-й класс уходит на подготовку к ЕГЭ. И 11-й класс уйдет на то же самое. Дочка с отвращением идет в школу, говорит, что там скучно и что в двух финальных классах школы ребята напрасно теряют время. Два года жизни уходят впустую. А их заставляют ходить в школу!»

Заставить, конечно, никто не может. У нас в стране обязательное только 9-летнее образование. Не хочешь дальше учиться – иди работать или поступай в профессиональный колледж. Но если ты решил поступать после окончания школы в вуз – нужно обязательно окончить 11 классов. По закону. Именно в эту ловушку и попадают дети, которые хотели бы поступить в институт, но не хотят при этом напрасно отсиживать два года жизни в школе.

«Как бы, не посещая занятий в школе, все же окончить 11 классов? Я бы тогда работала и училась!» – задалась вопросом дочка соседки. Девочка подняла все источники, какие могла. В том числе я ей посоветовала прочитать на сайте «Учительской газеты» статью нашего корреспондента Веры Костровой «Хотите учиться заочно? Школа не имеет права отказать!». Но способы, которые существуют, подходят, к сожалению, не всем детям. Так, дочка соседки – чистый, что называется, гуманитарий. Она учится на «отлично» по русскому языку, литературе, английскому – и почти ничего не понимает в математике, физике и химии.

«Пока я хожу в школу, я могу списать у кого-то задания по этим нелюбимым предметам», – делится девочка. – «Но, если я перейду на домашнее обучение или очно-заочное, как советуют в этой статье и других источниках, мои пробелы сразу выявятся. Но я ведь не собираюсь потом в вузе изучать физику или математику! Я буду учителем английского языка. Почему же школа «держит» меня на привязи с помощью ненужных мне предметов?»

Выходит, что уйти на домашнюю или заочно-очную форму обучения или сдать экзамены экстерном может исключительно  круглый отличник? Тогда для кого создавалось все это разнообразие форм обучения?

«Беда в том, что ВСЕ предметы в нашей школе учителя стараются преподавать с максимумом информации, – считает дочка соседки. – А всегда ли такой огромный, детальный запас знаний по всем предметам нужен ребятам?»

Еще один выход – вечерняя школа. Но посмотрите на сайты таких школ в крупных городах – почему-то они пестрят объявлениями о том, что с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, будет работать психолог, что придет на занятия представитель комиссии по правам несовершеннолетних… Боязно отдавать тихую домашнюю девочку из хорошей гимназии в компанию детей, возможно, отличающихся нестандартным поведением… Очень может быть, что в «вечерках» «проблемных» ребят не так много, но почему же директора общеобразовательных школ говорят родителям, что, если ребенок отличается плохим поведением, то дорога ему именно туда… Да и средний возраст учащихся «вечерок» превышает школьный… Соседка все же позвонила в вечернюю школу: у нас в городе она одна, преподаватели там хорошие. Но озабоченной маме сказали: с этого учебного года в нашу «вечерку» закрыт путь ученикам моложе 18 лет. Почему, не объяснили.

А я, слушая рассказ соседки о мытарствах дочки, подумала: а почему вообще встает такой вопрос: куда деваться ребенку в 10 и 11-м классах? Почему современная школа для старшеклассников – скука смертная?

И вот, что я думаю. 11-летнее обучение в школе… не нужно! Вполне хватило бы 10-летнего. Мы все, поколение 40-летних, и старше, окончили 10-летки и стали грамотными, отличными специалистами в своих отраслях, разве не так? Я считаю, что 11-летка создана путем искусственного раздувания программ практически по всем школьным предметам. Введены предметы, совсем для школы лишние. Так, не оправдывает себя курс ОРКСЭ – основы религиозных культур и светской этики. Он либо превратился в прямое преподавание религии, причем только одной, выбранной школой, чего в принципе не должно быть в светском учреждении образования, либо (если школа избрала «светскую этику») не дает знаний о религии совсем. Ведут ОРКСЭ в нагрузку учителя по предметам, никакого отношения к курсу не имеющим. На уроках технологии девочек учат делать макияж. На ОБЖ по полгода изучают воинский Устав и Конституцию. Очень усложнена и раздута программа по алгебре, многие дети не понимают физику из-за переориентирования предмета с занимательной теории на непонятные отвлеченные задачи.

Недавно на сайте «Учительской газеты» проводился опрос «Как вы считаете, сколько лет должны учиться дети в современных российских школах?» Вариант «10 лет» выбрало подавляющее большинство – 61,5 процентов проголосовавших, «11 лет» – 30,2 процента. 8,3 процентам понравился вариант «12 лет, как в некоторых других странах» (подчеркнем, что во всех этих странах дети начинают учиться с 6 лет, то есть заканчивают школу тоже в 18). Значит, вопрос сочли актуальным? Какой вариант, обращусь к уважаемым читателям, выбрали бы вы как учитель? А как родитель? Как родитель 10 и 11-классника, столкнувшийся с проблемой «ребенку скучно в школе»?

Между тем, 18-летние ученики к окончанию школы уже создают гражданские семьи (едва не четверть 11-классников в школе моей юной соседки живут отдельно от родителей со своими любимыми на съемных квартирах) и даже рожают детей. Так не задерживают ли наших школьников искусственно в детстве?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте