Формулирование и реализация Национального образовательного проекта, по существу, позволяют начать новый этап модернизации школьной системы России. Дело в том, что Национальный образовательный проект определен в логике стимулирования (стимулирование лучших школ и учителей). И именно поэтому было бы неверно рассматривать Национальный проект просто как «раздачу денег» при фактической неизменности самой системы. В этом плане совершенно закономерны те задачи, которые в последнее время формулировались для развития образовательной системы с президентского уровня государственной власти.
Мы имеем в виду:
во-первых, установки Президента РФ, высказанные им 5 сентября
2005 года, в частности: «В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися. Необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания»;
во-вторых, поручения Президента РФ по итогам заседания Президентского совета 25 октября 2005 года
(ПР-2065 от 10.12.2005), в частности: «Разработать меры, направленные на повышение престижа профессии учителя. Предусмотреть при переходе на нормативную систему финансирования образовательных учреждений меры по увеличению размера оплаты труда и снижению учебной нагрузки учителей», а также: «Усиление контроля за качеством образовательных услуг на федеральном и региональном уровнях, участие в осуществлении указанного контроля институтов гражданского общества».
Обобщая сущность Национального проекта и задач, ставящихся президентом, и интегрируя их с теми направлениями модернизации школы, которые сформировались за период 2000-2005 годов, сегодня, на наш взгляд, можно говорить о возможности нового этапа комплексной модернизации школы, в основе которой лежит целостный подход к стимулированию роста качества образования.
Педагогическая цель данного этапа – реальное повышение качества образования (качества образовательного процесса и качества образовательных результатов).
Под качеством образования в широком смысле понимается соответствие условий образовательного процесса и образовательных результатов объективным требованиям общественной жизни и субъективным потребностям потребителя.
Для оценки качества образования в узком смысле слова (качество образовательных результатов) предлагаются следующие внешние методы оценки (для ученика, качества работы учителя и школы), прямые и косвенные, стратегически ориентированные на:
– индивидуальный прогресс учащихся (принцип «оценки приращения», или принцип «добавленной образовательной стоимости»), в том числе в традиционных учебных предметах и по традиционным показателям (таким образом, поскольку введен принцип внешнего оценивания – сюда не входят традиционные оценки, выставляемые самим учителем);
– ключевые компетенции (информационная, вычислительная, коммуникативная, самостоятельное решение проблем, групповая работа),
и включающие в себя следующие инструменты:
– федеральный ЕГЭ-11;
– регионально-муниципальный «ЕГЭ-9»;
– данные PISA, TIMSS, PEARLS;
– региональное образовательное тестирование (включая тестирование по завершению начальной школы, то есть тест-4, и промежуточное тестирование в основной школе, например, тест-7);
– индивидуальный портфолио;
– показатели динамики здоровья школьников;
– обобщенные субъективные показатели от потребителей;
– иное.
Именно идея институционального стимулирования (создания организационно-экономических механизмов стимулирования качества и развития работы школы) является центральной, и, начиная с запуска Национального образовательного проекта, это позволяет назвать очередной этап реформирования школьной системы страны этапом стимулирующей модернизации.
Объективную экономическую возможность реализации подобной стратегии реформирования школы создает фактор общего экономического роста страны, идущее сегодня и прогнозируемое на будущее нарастание бюджетных расходов на образование. Главная «макроидея» состоит в том, чтобы постоянно возникающее приращение бюджетных образовательных средств направлялось не на механическое увеличение прежних расходных позиций (при фактически неизменных структурных схемах использования средств), но на использование возникающих «добавленных доходов» в различных стимулирующих формах.
Организационно-экономическую основу данного этапа модернизации школьной системы задают:
1. Новый сквозной экономический механизм, в основе которого лежит принцип экономического стимулирования качества (ср. с обозначенным Президентом РФ 5 сентября 2005 года принципом «оплата за качество»).
2. Многоуровневая система бюджетного финансирования:
– финансирование по нормативам на одного учащегося («подушевые» региональные и муниципальные нормативы финансирования школы);
– стимулирующее финансирование (Национальный проект и аналогичные меры для региональных и муниципальных уровней);
– программное финансирование развития (в т.ч. материальной базы, информатизации, реструктуризации сетей и др.).
3. Обновление системы оплаты труда.
Основные идеи обновления системы оплаты труда учителей и иных школьных работников состоят в разделении фонда оплаты труда на:
– базовую часть (оклады, учитывающие оплату за урочную и внеурочную, воспитательную, методическую работу учителя);
– стимулирующий фонд (с участием органов государственно-общественного управления школы – управляющие советы и иные формы – в его распределении).
Тем самым вполне возможен переход на современные, принятые во всем мире, окладные модели оплаты труда учителей и придание заработной плате функции стимулирования качественной, хорошей работы.
4. Изменение целей и процедур государственной аттестации – введение инструментов стимулирующей аттестации:
– для школ возможно введение двухуровневой аттестации: (1) на минимальные требования и (2) на оценку качества, с встроенными механизмами стимулирования качественно работающих школ;
– для учителей: введение новой дифференцированной системы категорий и аттестация, стимулирующая карьерный рост и качество работы.
5. Расширение общественного участия в образовании и в управлении образованием (школьные управляющие советы, попечительство в образовании, общественные образовательные советы на муниципальном и региональном уровнях, повышение информационной открытости образования). Именно активизация позиции обобщенного потребителя (представители родителей школьников, местной общественности и др.) вводит в школьный процесс обратную связь «от потребителя образовательной услуги – к ее производителю» (подобная обратная связь необходима для улучшения текущей жизни школы, для оценки часто неформализуемых, но жизненно важных для людей моментов ее повседневной работы).
Эта модернизация – в отличие от шоковых реформ начала 90-х – вовсе не должна идти по формуле «хоть и больно, но необходимо». Положив в свою основу идею стимулирования, она вполне может реализоваться при поддержке всех основных участников «российского школьного процесса» – родителей, педагогов, школьных администраторов. Тем самым эта фаза развития школы может задать столь важный сегодня для общества прецедент позитивной социальной реформы.
Комментарии