Евгению Леонидовну УМНИКОВУ неожиданно увлек разговор об идеальной школе. Неожиданно, потому что она не из породы беспочвенных мечтателей, известна в Екатеринбурге как человек сугубо здравомыслящий. По мнению начальника городского управления образования, идеальная школа – это не только потрясающей красоты и удобства здание, наполненное ультрасовременной техникой. Это прежде всего отношения, основу которых составляет толерантность, терпимость друг к другу. И данный идеал со школьного ареала она распространяет на общество в целом.
СтатфактЗа последние 8 лет число занимающихся в учреждениях дополнительного образования России увеличилось на 3,2 миллиона человек. В среднем услугами допобразования в крупных городах пользуются около половины детей и подростков. В небольших городах и поселках эта цифра меньше. Если за точку отсчета взять средний федеральный показатель охвата детей дополнительным образованием, а именно 38,7%, то окажется, что 43 субъекта Российской Федерации превышают данный процент. Среди направлений дополнительного образования самыми популярными являются спортивное (в России 2300 спортивных школ и 730 клубов физической подготовки, которые посещают 2 миллиона ребят) и художественно-эстетическое.
Образовательную систему города Екатеринбурга можно представить как несколько «образовательных городков», слитых воедино. Более ста тысяч учеников (вполне приличный город на карте России) населяют 173 школы, куда приходят на работу 13 тысяч педагогов. 270 учреждений дошкольного образования, где живут с утра до вечера 35 тысяч малышей. Плюс «городки-спутники»: Дворец детского творчества учащихся, Школа олимпийского резерва, Центр психолого-педагогической поддержки, Дом учителя. «Мэр» этого образовательного города – Евгения Леонидовна Умникова. Сегодняшний разговор о том, как управляется вверенное ей большое разноструктурное хозяйство.
Стратегический план
Екатеринбург стал одним из первых городов России, который разработал и принял долгосрочный план стратегического развития по всем сферам жизни, в том числе, конечно, образовательной. Еще в 2003 году было проведено исследование потребностей общества, определены ориентиры. Результатом стал проект «Екатеринбургская школа. Стандарт «Пять звезд». Когда в государстве объявили национальные приоритеты, обнаружилось, что цели местные совпали с общими. Некоторые показатели скорректировались со знаком плюс, например внедрение информационных технологий. В целом же образовательная система мегаполиса продолжает развиваться в соответствии с выстроенными программой стратегическими позициями. Важнейшая из них – достойная материальная база школ.
Еще в конце 90-х годов все школьные здания города прошли своеобразную аттестацию на внешний и внутренний вид. Старые школы выделили в особый список. Была определена очередность их ремонта. С тех пор ежегодно две школы закрываются на реконструкцию. В нынешнем учебном году две гимназии приняли учеников в обновленных зданиях. Зато два других общеобразовательных учреждения – №22 и №104 – переведены в ранг ремонтируемых, ученики временно переехали в соседние школы. С такой же периодичностью – раз в два года – в Екатеринбурге появляются школы-новостройки.
– Строгое плановое ведение хозяйства, плановое развитие я считаю особенностью Екатеринбурга, – говорит Евгения Умникова. – Так постепенно, не рывками, а в соответствии с программой будут отремонтированы все старые школьные здания.
– Евгения Леонидовна, а как же неожиданности? Жизнь не механическая, а вероятностная система. К сожалению, мы много раз наблюдали, как ошибались в долговременных прогнозах социальные и экономические «метеорологи»…
– Вы о кризисе? Важнейшие положения плана мы намереваемся сохранить, хотя кое-что будет, конечно, скорректировано.
Поясняю: план возник не на голом месте, он стал результатом проведенных исследований. Учитывались в том числе демографические процессы, увеличение рождаемости. Исходя из этого важным направлением развития стал дошкольный сектор. Не знаю другого государства, кроме России, где бы за счет муниципалитетов дети получали такую услугу, как социальный присмотр. В 2008 году появилась специальная программа «Увеличение мест в дошкольных образовательных учреждениях»: строительство новых детских садов и реконструкция старых, закрытых из-за временного снижения спроса. Программа очень затратна для города: строительство сада обходится в 120-130 миллионов рублей, ремонт стоит от 18 до 40. Однако Екатеринбург считает это направление одним из приоритетных: в течение последних трех лет вводим дополнительно тысячу мест в год.
Развивается также альтернативное дошкольное образование. Речь идет о группах кратковременного пребывания детей, куда их приводят для занятий со специалистами. Поначалу эта услуга не была востребована, но сегодня спрос на нее возрастает. Кроме того, около 400 детей-инвалидов педагоги посещают на дому.
Идеал взаимоотношений
По образованию преподаватель истории, в системе Евгения Леонидовна работает с 1982 года. Первым директором учителя Умниковой стала известный в городе педагог-организатор Валентина Мефодьевна Желтоножко, она дала бесценный пример руководства педагогическим коллективом. Качества организатора проявились в Евгении Леонидовне довольно быстро. Она считает: «Если умеешь организовать троих, сможешь организовать и тысячу». Ее путь: учитель, заместитель директора школы, директор, сотрудник роно, начальник городского управления образования. Сегодня о ней говорят как о руководителе нового типа. Что имеют в виду?
Одни – большинство – подчеркивают системность Умниковой, четкость и собранность. Другие говорят об умении прислушиваться к иному мнению: все важные вопросы выносятся на обсуждение. Есть и еще одно наблюдение: отмечается ее внутренняя мобильность, ощущение времени, желание как можно больше увидеть, понять, успеть. Это особенно важно для руководителя большого и «планового» хозяйства, чтобы следование графе документа не привело к бюрократии и застою. Сочетание порядка и гибкости заметно даже внешне. У строгой деловой женщины мягкая улыбка, а в кабинете ее окружают не только папки с важными бумагами, но и скульптуры свободных, естественных форм. А также картина, созданная детьми, с изображением идеальной школы. О чем и поговорим.
– Найти бы или создать такое пространство, где люди относятся друг к другу с уважением и любовью, с пониманием и спокойствием. Такой вижу я идеальную школу, идеальные отношения, – рассуждает Евгения Леонидовна. – А дальше на этот стержень хотелось бы нанизать следующее: интерес. Школа должна быть привлекательна для всех: детей, педагогов и родителей.
– Что может приблизить к такому идеалу? Сами педагоги?
– Да, от учителя зависит многое, очень многое, слишком многое. Взять ту же технику. Учебные учреждения сегодня заполнены компьютерами, еще недавно о подобном и не мечтали. И появилась новая проблема: техника есть, но не всегда используется умело и полноценно. Мы уделяем большое внимание материальным вопросам, но на самом деле все зависит от кадров, от людей.
– Какую проблему современной школы вы считаете основной? Нехватку специалистов?
– Открытых вакансий у нас практически нет, так как многие педагоги работают больше, чем на ставку. И все-таки дефицит учителей существует: это преподаватели начальных классов, иностранных языков, информатики, физкультуры. Но дело не столько в количестве, сколько в качестве. И еще в возрасте. Педагогический состав стареет. Молодежь в школу приходит, но не задерживается надолго.
– Сегодня мы говорим об идеалах. Как-то я видела результаты опроса школьников, каким они представляют идеального учителя. На первом месте стоял отнюдь не профессиональный признак – молодость. На втором тоже не профессиональный – мужской пол. И только на третьем оказалось умение увлекательно и понятно рассказывать о своем предмете.
– Чтобы остаться работать в школе, молодой педагог должен получать и моральное, и материальное удовлетворение от своего труда. Первому, я считаю, служат профессиональные конкурсы. Их много, от наиболее крупных традиционных конкурсов с годами отпочковались другие. Например, в Екатеринбурге 16 лет проводится соревнование «Учитель года», у него появились самостоятельные «ветви»: «Сердце отдаю детям» для педагогов дополнительного образования и «Самая классная классная». А в прошлом году появился конкурс молодых педагогов. Мы поняли, что даже если человек работает в школе меньше трех лет, ему есть что показать и чем удивить. Что же касается материального удовлетворения учителя, то все понимают прекрасно: зарплата учителей не вырастет, качество преподавания принципиально не изменится.
– Как идет в Екатеринбурге переход на новую систему оплаты труда?
– Свердловская область – один из регионов, участвующих в комплексном проекте модернизации образования. Первые результаты: у части педагогов произошло увеличение заработной платы (может быть, не так, как хотелось бы, но произошло). Путь выбран правильный, нужно отходить от уравнительного распределения доходов. Но педагогическая среда консервативна. Это неплохо, это знак стабильности, умения сохранить традиции. С другой стороны, восприятие новшеств зачастую настороженное. Так было при переходе на безналичный расчет, банковские карты. Так происходит и при введении подушевого финансирования. Но это явление временное, паники не наблюдается.
– А мне доводилось слышать от педагогов: «Ой, школу закроют, у нас учеников меньше, чем в соседней».
– На уровне города и области принято постановление, которое позволяет ситуацию по крайней мере не ухудшить. Если учитель работает с небольшим числом детей, предусмотрены средства для того, чтобы зарплата его если не увеличилась, то сохранилась на прежнем уровне. Другое дело, что теперь каждый директор должен понимать: фонд заработной платы зависит от количества учеников, то есть от популярности учебного заведения у потребителей образовательных услуг, от качества работы самой школы.
– Какие изменения, по вашему мнению, могли бы принципиально улучшить образовательную ситуацию в стране?
– Изменение штатного расписания. В школах нужно значительно увеличить число ставок педагогов дополнительного образования. Когда мне говорят о том, как это будет дорого стоить, я думаю: если больше потратить на воспитание, на организацию досуга детей, то меньше придется вкладывать в исправительные учреждения. Для меня убедителен опыт скандинавских стран, где в классах параллельно с учителями работают социальные педагоги и психологи. Зачем это нужно? Человек, постоянно наблюдающий за ребенком, способен вовремя заметить изменения в его поведении, в психике.
– Евгения Леонидовна, вы говорите замечательные вещи. Но на практике встречаешь не только рядовых педагогов, но и директоров образовательных учреждений, которые убеждены, что воспитание перестало быть функцией школы.
– Это серьезная ошибка. Учебный процесс неразрывно связан с воспитанием. Каждый урок – литературы, математики, биологии – не только дает знания, но и формирует привычки, нормы поведения, жизненные установки. Важно даже то, как урок начинается, как учитель общается с учениками. Реальная жизнь не подразделяется на часы, когда ребенок впитывает фактическую информацию, и другие часы, когда у него формируются принципы и убеждения, все происходит одновременно. Существует и другой перекос, когда родители относятся к образовательной системе потребительски, желая получить результат по высшему уровню, не занимаясь воспитанием ребенка. Не отделить в образовательном процессе обучение от воспитания, школу от семьи. Процесс един.
Комментарии